4 причины, почему с детьми нужно смотреть взрослые фильмы (и это не то, о чём вы подумали!)

32 152

4 причины, почему с детьми нужно смотреть взрослые фильмы (и это не то, о чём вы подумали!)

32 152

4 причины, почему с детьми нужно смотреть взрослые фильмы (и это не то, о чём вы подумали!)

32 152

Дети, сколько ни запирай их в комнате с розовыми обоями, всё равно растут в мире взрослых. Они окружены серьёзным контентом: рекламой с тётями в купальниках, шутками про бюро ритуальных услуг и даже избирательными кампаниями провинциальных депутатов.

Только научившись читать, ребёнок обращает наше внимание на информацию для взрослых: «Мам, а почему тут написано «Снежана — 24 часа!» и сердечко?». И мы стыдливо отмахиваемся: рано, сынок, вот подрастё-о-о-ошь».

Мы, взрослые, занимаемся не тем, чем нужно. Мы почему-то прячем то, что прятать не надо, и радостно разрешаем штуки, которые могут травмировать психику.

Вбейте для интереса в поисковик «дети, взрослый контент» и ваш словарный запас расширится новыми синонимами слова «запретить»: оградить, уберечь, не допустить… Весь мир озабочен тем, как бы не дать ребёнку понять, чем на самом деле занимается Снежана. А ведь кроме Снежаны взрослые картинки содержат и сцены насилия.

Мы почему-то боимся комических персонажей, которые ездят друг по другу на асфальтоукладчиках, но показываем выпуск новостей

Прячем сцены с инвалидами и особыми людьми, но показываем хамоватых тёток из телешоу. Боимся поговорить о сексе, но не видим ничего плохого в том, что дети смотрят видеоклипы, снятые в стиле вечеринки свингеров. Не рассказываем про революцию, чтобы не пугать, но суём хоррор-видеоигру. Аниматроники — это, кажется, что-то детское. А ведь детское — не значит лучшее. Иногда всё как раз наоборот.

Вот причины, по которым нужно глянуть несколько фильмов «для больших».

1. Хороший фильм задаёт эстетический стандарт: так выглядит вестерн, так немое кино, а это гангстерский детектив

Что может смущать: насилие

Есть немыслимые кучи исследований о том, как влияет экранное насилие на детей. Они довольно противоречивы и вот почему: даже учёные, проведя долгие часы перед телевизором, пока не разобрались, как выглядит это самое насилие. Ну вот скажем, один дядя дал другому с ноги в лицо. Оправдывает ли его то, что он спасал мир и жену от толпы зомби? А тут Джеки Чан летит по воздуху, совершая загадочные пассы руками. Упс, он сейчас, кажется, совершит насилие, или как это называется, когда ты машешь доской и попадаешь ею по затылку главарю мафии? А вот женщина в сердцах дала мужчине пощёчину, а потом ещё и «саечку» по подбородку… Насилие ведь, а?

Ещё у учёных есть слово «агрессия». Что вы представляете при этих словах? Если, скажем, не брать вчерашние воспоминания о том, как вы стояли в очереди в МФЦ. Агрессия может выражаться вербально (привет, дебаты с центральных каналов в прайм-тайм), или невербально — просто лицом и жестом (ну тут уж и в автобус не зайди). К тому же есть такая штука, как комический эффект. Одно дело убийством грозит розовый единорог, и совсем другое — ворвавшийся пьяный сосед с дрелью, а это не редкость для наших сериалов.

Эксперимент. После просмотра «Индианы Джонса» 8-летний мальчик стал бегать с криками: «Тыдыж!» и размахивать палкой. Сравнив поведение ребёнка до и после просмотра (до — он стрелял в домашних мягкими пульками из-за угла, после — стал воевать мечом), я поняла, что ситуация в квартире стала более благотворной и спокойной.


2. Взрослые фильмы показывают, что не только мягкие ёжики и говорящие роботы ходят по планете, но есть и другие, более серьёзные проблемы

Что может смущать: пугающие сцены

Представление о пугающих сценах, конечно, у всех разное. Один ребёнок может выбежать с ужасным криком, увидев, как киногерой подходит к клетке с морской свинкой. Другой — спокойно наблюдает за подъёмом на Эверест.

Но есть вещи, которые обязательно нужно показывать детям. Например, истории об особых людях. На российские экраны только что вышел фильм по книге американской писательницы Р. Дж. Паласио «Чудо». Фильм рассказывает о школьной жизни мальчика с синдромом Тричера Коллинза, генетического заболевания, которое сильно деформирует лицо. В штатах на фильме стоит маркировка 6+, потому что и книга и фильм рассчитаны на первоклассника: довольно милая история с торжеством добра и гуманизма, где самый страшный буллинг — неловкая фраза и толчок в плечо — беспощадно осуждаются. В России на кино стоит маркировка 12+, а это убирает от экрана его основную аудиторию. Хотя, честное слово, в 12 лет нужно уже смотреть «Человека-слона» Линча.

Тут вопрос: от чего такого травмирующего защищает закон наших детей? В голову приходит только один стыдный вариант. По закону о «Защите детей от информации» шестилеткам можно показать «кратковременные и ненатуралистические изображения или описание заболеваний человека (за исключением тяжёлых заболеваний)». Видимо, здесь заболевание показалось достаточно тяжёлым, чтобы напугать нежных ребят до двенадцати.

Эксперимент. Восьмилетнюю девочку не пустили в кино на фильм «Чудо», в ответ она разрыдалась.


3. Взрослые фильмы — повод для серьёзного разговора. Нужно правильно выбрать, посмотреть вместе и обсудить

Что может смущать. Вдруг что-то пойдёт не так, герои начнут внезапно курить или делать что-то совсем неподобающее, а я растеряюсь. К счастью, в момент замешательства всегда есть шанс незаметно нажать на пульте «выкл» и сказать: «Ой, что-то выключилось. Ай да в крестики-нолики играть!»

Оскароносный «Форрест Гамп» — по-настоящему взрослое кино. Здесь вся американская история второй половины XX века. Можно рассказать ребёнку о стольких вещах — от Ку-клус-клана до Уотергейтского скандала.

Когда мы с детьми стали его смотреть, промелькнуло несколько сцен, в которых было показано, как именно нужно употреблять наркотики, но ребята отчего-то не заинтересовались. Оказалось, что ребёнку трудно уловить подтексты. Несколько канадских исследований подтвердили, что человеку до 12 лет трудно распознать сатиру. В общем, он, подобно Форресту, принимает всё за чистую монету. Это удобно: в тех местах, где родителю не хочется ничего объяснять, он может и не рассказывать, и ребёнок будет чувствовать себя нормально. (» — Ты когда-нибудь был с девушкой, Форрест? — Я постоянно сижу с ними на занятиях по экономике.»)

Важно то, что хорошее кино может сподвигнуть взрослых поговорить о том, о чём они давно не решались

Вот тяжёлый момент: сексуальное насилие. В кадре звучат слова «Отец Дженни был очень любящим отцом. Он постоянно обнимал и целовал своих дочек». Потом мы видим, как дети прячутся от него в высокой траве и молятся, чтобы бог «превратил Дженни в птичку» и дал ей возможность улететь. Ребёнок не цепляется за происходящее, если специально не обратить его внимание. Зато родитель, который поднял сложную тему, и не свернул на рассказ о том, почему в высокой кукурузе хорошо прятаться, большой молодец.

Эксперимент. После просмотра «Форреста Гампа» дети попросили включить «Битлз» и расспросили родителей о войне во Вьетнаме.


4. Взрослый контент помогает лучше узнать историю

Что может смущать: попытки детей избежать просмотра.

В честь юбилея революции я усадила детей за «Броненосца „Потёмкин“». В современных детских фильмах хэппи энд наступает, когда все недоразумения исправлены, а супергерой побеждает главного злодея и потом ещё несколько минут торжествует. В «Броненосце» дула орудий очень долго поднимаются, музыка становится всё напряженнее, дула поднимаются, поднимаются дула, вот сейчас выстрелит…. А нет — потом братья матросы с других кораблей расшифруют сигнал, что все люди братья, и пропустят «Потёмкина» без единого выстрела. Детям такой конец непонятен. Они ждали большой заварухи, где главный корабль должен всех победить и на фоне огромного взрыва уплыть в закат. Поэтому сначала они испытывают недоумение, но потом, после разъяснений радостно обсуждают вопросы социальной несправедливости.

Эксперимент. После просмотра фильма мальчик восьми лет спросил: «А Ленин как-то связан с революцией»?

P. S. Вместо странных мультфильмов про богатырей можно посмотреть «Александра Невского». Вместо ютьюбных роликов — Чарли Чаплина. Вместо Свинки Пеппы — балет «Спартак».


Взрослые фильмы часто пугают маленьких детей. Дело не в закадровой музыке, а в том, что дети до 12 лет путают кино, похожее на реальность, с реальным миром. А ведь иногда даже «Вести недели» показывают что-то похожее на реальность! То, с чем дети действительно хорошо справляются, — это мультфильмы, вестерны и шпионские детективы. Со всем остальным мы должны быть осторожны. Клип Desposito ваша дочь может принять за рутинную вечеринку бразильских фавел.

Когда мы даём детям доступ к серьёзному контенту и хорошо его разъясняем, мы занимаемся медиаграмотностью. А это именно то, как считает Американская академия педиатрии, что снижает у детей тревожность и многие поведенческие проблемы.