«У коллектива школы тоже может быть звездная болезнь». Правила воспитания телеведущей Дарьи Златопольской

67 926

«У коллектива школы тоже может быть звездная болезнь». Правила воспитания телеведущей Дарьи Златопольской

67 926

«У коллектива школы тоже может быть звездная болезнь». Правила воспитания телеведущей Дарьи Златопольской

67 926

Ведущая конкурса «Синяя птица» на канале «Россия» Дарья Златопольская по работе встречается с большим количеством одаренных детей. Но своего девятилетнего сына Льва не спешит перегружать дополнительными занятиями, активностями и хобби. Скорее с интересом наблюдает за тем, какую дорогу выберет он сам.

1. Леве нравятся разные увлекательные научные факты. Мне кажется, это связано в первую очередь именно с возможностью познавать окружающий мир, экспериментировать и приходить к каким-то открытиям. Поэтому не столь важно, какую именно область он выберет — это применимо в разных направлениях. Кроме того, мир стремительно меняется, и мы не знаем, какие задачи будут стоять перед человечеством и ответы на какие вопросы оно будет искать через 10–15 лет, когда Лев станет старше.

Сейчас сын хочет стать ученым, но пока еще не определился с наукой: ему нравятся космос, биология и химия. Связано это, думаю, с заразительным опытом дедушки. Мой папа был академиком и очень известным ученым, он много занимался с Левой. Несколько раз брал его с собой в институт. Однажды папа пригласил к себе целую группу детей из сада, вместе со своими коллегами он показывал им опыты и интересные вещи, которые хранятся в Институте геохимии.

И я понимаю желание Левы, ведь и сама испытывала в детстве похожие чувства: папа объяснял мне самые сложные устройства и понятия простыми словами. Помню, чтобы донести до меня, как устроен самолет, он сначала объяснил массу других каких-то законов, а потом, когда пора было перейти к устройству крыла, он сжал батон, искривив его по подобию крыльев. И когда я это увидела (и благодаря его объяснениям), я реально поняла, как это происходит. У меня было абсолютно эвристическое ощущение. За этой красотой и ясностью фактов, как мне кажется, люди и приходят в науку.

2. Мы читаем как научную литературу в журналах «Природа», «Наука и жизнь», так и художественную — от «Острова сокровищ» до «Гарри Поттера». Некоторые консервативные родители придерживаются мнения, что в наше время сказки были лучше, а романы Джоан Роулинг — это «не то». Я же считаю ее выдающейся писательницей, а «Гарри Поттера» — компиляцией многих явлений. В этих книгах я вижу многое из того, что мы проходили на журфаке: средневековый эпос, легенды, традиционные верования, — все это она собрала и сделала невероятный увлекательный мир, который, конечно, захватывает. Кажется, Леве было семь лет, когда он сам залпом прочитал все семь книг.

Отец Дарьи, советский и российский геохимик, академик РАН Эрик Михайлович Галимов с внуком Левой

3. Чтобы ребенок что-то полюбил, он должен это прочувствовать. Мне кажется, что и «наука», и «культура» — это такие большие и пугающие слова. Все хотят приобщить к ним детей, думая, с какой стороны лучше зайти, и при этом забывая, что ребенок более расположен к тому, чтобы познавать мир в самых разных формах.

Вообще, искусство необходимо для того, чтобы через него можно было отрефлексировать и проанализировать свою жизнь. Нас интересует то, что соотносится с нашими внутренними поисками, будь то какие-то практические вещи, например как нам нужно взаимодействовать с людьми, или ответы на вечные вопросы «Зачем мы живем?» и «Для чего мы страдаем?». Все должно находить некий отзыв в нашей душе. Чем раньше вы начинаете знакомить ребенка с культурой в каких-то необычных форматах, тем проще возникает и закрепляется привычка интересоваться этими вещами. И дальше она уже никуда не исчезает на протяжении жизни. У меня и самой так было. Я росла в семье, где от меня не требовали, чтобы я читала или смотрела что-то специально, я просто жила в этом питательном бульоне и все впитывала.

Дарья с Юрием Башметом и сыном Левой

4. Множество мультфильмов, безусловно, можно отнести к высшим проявлениям культуры и искусства. Яркий пример — картины наших замечательных мультипликаторов Юрия Норштейна, Константина Бронзита, Александра Петрова. И, конечно, многие мультфильмы студии Pixar — «ВАЛЛ-И», «В поисках Немо», «История игрушек — 4». По своему замыслу мне очень понравилась «Головоломка». Я считаю, что это мультфильмы, которые абсолютно точно можно считать произведением искусства и которые детям не только интересно смотреть, но полезно, ведь они заставляют думать.

5. Сейчас действительно много контента, который поглощает время. Можно сидеть и бесконечно скроллить. В результате прошло четыре часа, а в голове не осталось ровным счетом ничего. Это относится не только к детям, но и ко взрослым людям. Думаю, важно просто спросить себя: «Чем ты сейчас занимаешься? Для чего ты это делаешь?» Не обязательно ставить перед собой тяжелые неподъемные интеллектуальные задачи и вместо инстаграма читать Томаса Манна, можно заменить бесконечную ленту, например, интересной историей, которая даст что-то хотя бы на каком-то уровне.

Если хочется чего-то легковесного — попробуй посмотреть это на другом языке. Дети любят смотреть одно и то же по десять раз. Лева как-то захотел посидеть за любимым мультиком, и я предложила сделать это на английском, ведь он уже знает содержание.

Это то, что я называю «теорией маленьких усилий»: не нужно ставить перед собой какие-то глобальные сложные задачи, которые ты не сможешь поднять и в результате скатишься обратно к своим привычкам. Если приступать потихоньку, то достигнуть результата будет намного проще.

6. Мне кажется, что глобальность в образовании и воспитании начинается с осознания принадлежности своей культуре. Сейчас Лев стал достаточно хорошо говорить по-английски, хотя никто специально его к этому не приучал. Некоторые начинают учить другие языки в совсем раннем возрасте, но я не сторонник билингвального воспитания. Я считаю, что вообще любой человек должен для начала хорошо овладеть своим родным языком, потому что это и есть форма не только культуры, но и мышления.

Известными в мировом контексте становятся масштабные носители своей культуры. Например, Ростропович, Нуреев или Барышников, которые стали успешными людьми мира, востребованными не как эмигрантская экзотика, а как полноценные члены общества. Они прежде всего владели своей культурой, а уже потом, в качестве надстройки, овладели иностранным языком, со всеми обычаями и традициями другой страны.

7. Лев обучается в той же школе, что когда-то и я, и это лучший из возможных вариантов. Мы не рассматривали возможность обучения за рубежом. Во-первых, я хочу, чтобы мой ребенок жил вместе со мной до какого-то взрослого, осознанного возраста. Во-вторых, у меня достаточно много знакомых, у которых дети учатся в других странах, и я не вижу ни одного положительного примера. Как правило, люди через какое-то время забирают ребенка домой и стараются заново приобщить его к своей культуре. Ведь он не прорастает в английскую, французскую или еще какую-то среду, при этом теряет связь со своими корнями, которые делают его личностью.

К сожалению, сегодня в России частная школа отнюдь не гарантия качества

Многое зависит от конкретного учебного заведения. Тут, конечно, сложно угадать. Всегда есть риск попасть в обстоятельства, реализованные в сценарии фильма «Чучело». Мне повезло, в своей школе я уверена, но это, конечно, в сильной степени зависит от атмосферы и учителей, никакое громкое имя или номер школы не гарантируют, что к ребенку будет правильное отношение. Не случайно именно с громкими именами связаны иногда громкие скандалы, педагогические коллективы иногда тоже может настигнуть звездная болезнь.

8. Мне нравится, что в школе учатся разные дети. К счастью, мы живем не в феодальном государстве, в котором существуют ярко выраженные страты. Поэтому важно, чтобы дети понимали, что, условно говоря, самый талантливый ученик в классе может быть не из такой семьи, как тот, кто приносит самый вкусный бутерброд.

Дети, у которых был самый классный портфель, которых привозили в школу на машине, оканчивая школу и попадая в общество, удивляются: почему они перестали быть классными и всеми любимыми? Почему они стали никем? Во взрослом мире многие из них страдают от собственной неподготовленности. Родители уже не могут обеспечивать их в этом социуме, помощь мамы и папы работает только на определенном жизненном отрезке. И чтобы после перехода на новый, самостоятельный уровень ребенок был готов преподнести себя сам, он должен знать, что его ждет.

9. В постоянной нынешней борьбе за права учеников мы немножко забываем о том, что важно сохранять авторитет учителя. Со стороны родителей и детей, как мне кажется, обязательно должно быть уважение к учителям. Для ребенка это тоже некоторые основы того мира, в который он попадает, в котором, кроме его желаний и интересов, есть еще какие-то правила.

Авторитет директора нашей школы, Ирины Григорьевны Волошко, я помню еще со времен своего обучения в 90-х годах: я не видела, чтобы она повышала голос, но при этом никогда и никому не приходило в голову противоречить ей. И вообще Ирина Григорьевна — педагог выдающийся. В то постсоветское время она умудрялась использовать абсолютно все возможности: каким-то образом Ирина Григорьевна наладила контакт с другими странами, мы все ездили за рубеж. Мы работали за компьютером, ведь она оснастила компьютерный класс. И это притом, что у нас государственная школа и никогда не было никакой платы за учебу. В общем, это были исключительные образовательные возможности.

Сейчас в школе сына множество различных традиций и мероприятий. Например, театральная неделя. Это когда в течение одной недели каждый класс ставит свой спектакль, потом на сцене устраивают большое представление. Привлекаются режиссеры, дети готовят себе костюмы. Низкий поклон Ирине Григорьевне: я безгранично счастлива, что она до сих пор остается директором нашей школы.

10. В некоторых вопросах дети способны принять более правильное решение, чем мы. По многим темам я советуюсь с Левой. Мне не демонстративно, а действительно важно знать его мнение. По-моему, Ахматова говорила, что наши дети будут жить дальше нас. Думаю, это многим знакомо. Мир меняется так стремительно, что в определенных сферах дети соображают лучше нас. Поэтому в чем-то нам стоит прислушаться к ним, а в чем-то — им к нам.

11. У ребенка всегда должно быть право выбора: прислушаться к чужому опыту или попробовать самому. Есть такая фраза: «Учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Чтобы научиться всему на своем опыте, нужно время. И сократить его могут помочь наблюдения близких людей или книги. Но это не значит, что ребенок обязательно должен следовать чьему-то совету. Это значит, что он может принять эту информацию к сведению. Я всегда говорю Леве: «Есть некоторый аккумулированный человеческий опыт, который говорит о том, что в конкретной ситуации лучше действовать именно так, но ты можешь попробовать по-своему». Иногда, когда Лева решает, что он хочет попробовать сам, мы с ним фиксируем результат, но я никогда не говорю ему: «Вот видишь, я же говорила», — потому что это тоже способ познания мира. Это эффективнее и полезнее, чем заставлять ребенка идти по твоей дороге.

12. Единственный значимый результат в жизни — это счастье. Исполнение всех желаний в этом не поможет, значимый эффект могут произвести только труд и старания. Поэтому важно понимать, что баловать ребенка в прямом смысле, то есть все ему разрешать и ничего не требовать, — это не значит делать его счастливым. Напротив, это гарантия того, что он точно будет несчастным.

Удовлетворение невозможно без приложения неких усилий. Даже в игре ребенок должен постараться, чтобы получить удовольствие и радость от победы

Вот мы в прошлом году сдали ГТО, это потребовало труда от нас всех. Но как же Леве было приятно, когда он получил этот золотой значок. Заставлять его, если бы ему это было неинтересно, я бы ни в коем случае не стала. Это касается всех результатов, не только детей. Важно не достижение в абсолютных величинах, а насколько это прогресс лично для нас. Не оценка в дневнике, а удовлетворенная улыбка на лице.

Конкурс «Синяя птица» на телеканале «Россия» объединяет детей, талантливых в разных областях: танцы, музыка, вокал, акробатика, спорт и так далее. «Вся власть юным талантам!» — девиз нового сезона, в создании которого будущие звезды принимают непосредственное участие. Они придумали логотип, выбирают репертуар и устанавливают свои правила. Их выбор — отличная музыка, смех и искренние эмоции в каждом выпуске.