«Погоня за дипломами и местами уничтожает детей». Как развить и не загубить талант ребёнка

2 296

«Погоня за дипломами и местами уничтожает детей». Как развить и не загубить талант ребёнка

2 296

«Погоня за дипломами и местами уничтожает детей». Как развить и не загубить талант ребёнка

2 296

Некоторые с детства отлично рисуют и планируют стать художниками, другие великолепно поют и мечтают выступать на сцене. Как родителям помочь ребенку на пути к мечте, но не перегнуть палку? В эфире «Радиошколы» об этом рассказала Светлана Митрофанова, генеральный продюсер Музыкального образовательного форума Леонида Агутина и учредитель школы «Муха Music».

Кто такие талантливые дети

Все дети талантливы, но в разных сферах. При этом все дети разные: иногда яркого ребенка видно сразу, иногда — нет. Бывали случаи, когда ребенок приходил в нашу школу и не умел даже хлопать в ритм музыки. В таком случае определяющим фактором становится трудолюбие, потому что дети, которые действительно поставили себе цель стать лучше, и правда достигают больших успехов, хотя изначально как будто и не обладали талантом в этой сфере.

У нас в стране всегда любили отделять одних талантливых детей от других: тут вот только актеры, а там — только музыканты. Я считаю, что это неправильно, потому что ребенка нужно развивать разносторонне. Очень много детей, которые занимаются вокалом, а еще прекрасно снимаются в кино, к тому же отлично владеют инструментами. Здорово, когда такие дети общаются, обмениваются опытом и вдохновляют друг друга. Такая творческая среда всем детям необходима, ведь в творчестве рождается еще и еще творчество!

Талант — это прекрасно, но важно его развивать. Если мы говорим о музыке, ребенку нужно быть музыкально образованным, чтобы строить какую-то музыкальную карьеру и формировать собственный музыкальный вкус.

Скажу честно, научить петь можно любого

Голос — это мышца, которую можно натренировать, но ребенку важно сформировать свой собственный тонкий музыкальный вкус. Поэтому, пожалуйста, учите своих детей слушать много самой разной музыки, чтобы они были музыкально образованы. Помните, что музыка складывается не только из сольфеджио!

Некоторые взрослые любят спорить о возрасте: когда рано идти в музыкальную школу, а когда в самый раз. Некоторые отдают детей в музыкалку лет с 2–4, но все равно до 6–5 лет это будет история про умение чувствовать ритм. В этом возрасте у ребенка нет голоса априори, потому что у него еще не сформированы мышцы, на которые он смог бы опереться. Однако если ребенок хорошо подкован ритмически и музыкально образован, то даже в 4 года он будет попадать в ноты и чисто петь. Поэтому конечно, не с 2 лет, но с 4 — добро пожаловать в музыку! А там уже или талант, или трудолюбие или интерес, или все вместе сыграет свою роль.

О родительских амбициях

Многое в музыкальном развитии ребенка, хоть талантливого, хоть не особо одаренного, зависит от поведения родителей. Есть хорошие амбиции родителей, а есть плохие. Плохие — это когда родитель перегибает палку в творческом развитии ребенка и может воспринимать как трагедию то, что ребенок не занял 1-е место на конкурсе. У меня много примеров, когда такие нездоровые амбиции и погоня за дипломами и местами на конкурсах просто уничтожали детей. В итоге к определенному возрасту мы видим учеников с потухшими глазами, которым уже абсолютно не интересно, что с ними происходит.

Конечно, когда ребенок загорается и начинает интересоваться чем-то, родителям нужно его поддерживать. Когда родители говорят: «Мы сходим с ума: он постоянно поет», их понять можно. И ребенка тоже — ему нужна среда для развития.

Миссия родителя ребенка, который интересуется музыкой, — это возить вовремя на занятия; помогать одеваться и сидеть в гримерках, если нужно; ждать после выступления; оказывать посильную помощь в достижении цели и реализации мечты.

Но ни в коем случае не пихать музыку в ребенка насильно

Я очень горжусь тем, что во время музыкальных премий мы можем видеть лица наших учеников на телевидении. Но также есть много детей, которые в итоге ушли в околотворческие профессии, а не в саму музыку.

Примечательно, что некоторые яркие дети, за которых родители бились-бились, возили по всем конкурсам, — сейчас совсем отошли от творчества. Это, скорее всего, о том, что родители где-то перегнули палку — ребенку уже не хочется заниматься той деятельностью, которая его интересовала раньше и приносила удовольствие. Этого было слишком много в детстве, а теперь стало ненужной рутиной.

Как реагировать на неудачу своего ребенка

У любого человека есть эго. Ребенок тоже человек, со своим эго и своими стремлениями. Поэтому, когда он расстраивается из-за какого-то провала, это нормально. Даже если в семье нет культа достигаторства и родители не ругают за каждую мелкую неудачу, дети все равно огорчаются, если у них что-то получается хуже других. Просто то, насколько сильно они огорчаются, зависит чаще всего от родителей.

Маленькие дети поплачут и почти сразу забудут. Но есть родители, которые всем видом начинают показывать ребенку, что жизнь кончена, когда у него что-то не получилось: «Что нам теперь делать?! Это кошмар!» Когда это мусолится бесконечно, ребенок и сам погружается в этот трагизм.

При неудаче ребенка любого возраста нужно поддержать. Например, сказать: «Послушай, ты уже на Первом канале. Ты уже победитель. Ты вышел и спел. Повернулись к тебе или нет — неважно. Ты уже показал себя на сцене. Просто это один этап, еще одна ступенька к тому, чтобы стать лучше». Но тут тоже не нужно преувеличивать, не обманывать и чрезмерно не хвалить ребенка, когда он спел плохо, например. Важно сначала поддержать, затем деликатно подсветить проблемы и дать адекватную обратную связь.

В России нет системы детского шоу-бизнеса

К сожалению, многие родители считают, что если их ребенок попал на телевидение, то жизнь уже удалась. Увы, это не так.

«Мы хотим на „Голос“», говорят родители. Хорошо, а дальше что? У нас почти нет артистов, которые смогли сохранить популярность после детских телевизионных проектов. Причина в том, что дети растут, а в нашей стране нет системы, при которой взрослеющему ребенку помогали бы стать профессиональным артистом в будущем. Его воспринимают как талантливого ребенка, а вырастет ли он в профессионального музыканта — это другой вопрос.

Мы сейчас пытаемся заполнить эту нишу: сотрудничаем с лейблами, где у детей есть возможность показать себя и получить настоящий контракт, чтобы ими занимались профессионалы. Мы стараемся объяснить детям и родителям, в каком направлении двигаться дальше, куда обращаться, как не выйти на мошенников, которые обещают популярность, а на деле вообще не имеют отношения к шоу-бизнесу. Система поддержки талантливых детей, к сожалению, в нашей стране еще не выстроена, но мы идем маленькими шагами к тому, чтобы ставить на ноги маленьких звезд.

Полную запись разговора со Светланой Митрофановой слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Материал подготовлен стажером Есенией Бурёнкиной. Фото: Yuganov Konstantin / Shutterstock / Fotodom