Как правильно читать «Войну и мир»
Как правильно читать «Войну и мир»
Когда ученик, закончив 9-й класс, проглядывает список заданной на лето литературы, обычно его охватывает ужас. И это всего лишь из-за одного произведения — «Война и мир» Льва Толстого. Редкий школьник прочитает все четыре тома, а чаще всего не откроет и первого — объем романа-эпопеи отпугивает сразу. Как заинтересовать ребенка самым масштабным произведением в школьной программе, рассказывают писатель Дмитрий Быков, учитель литературы Ирина Михайлова и театральный режиссер Вячеслав Спесивцев.
Ирина Михайлова, учитель литературы в ГБОУ № 1494:
На первых уроках моя главная задача — отвлечь учеников от того, что роман большой по объему. Само изучение романа начинается с погружения: ученику необходимо понимать тему и содержание произведения. Я часто провожу бинарные уроки, когда вместе с литературой беру выдержки из истории, Мировой художественной культуры (МХК) и географии. На моем уроке обычно присутствует два преподавателя. Сначала я выступаю и объясняю, о чем мы будем говорить. После этого занятие продолжает учитель истории, освещая события 1805–1812 гг. Они видят карту, чтобы представить, где произошли события, описанные в романе. После этого снова вступаю я.
Все, что я рассказываю, касается времени написания «Войны и мира», тут уже я обращаюсь к истории
Договориться с другим учителем обычно не составляет проблем. Мы всегда идем навстречу друг другу и делаем это с удовольствием. Даже если тема уже пройдена, это еще одна возможность для учителя вернуться к ней. Потому что вопросы, которые отчасти раскрываются на этих занятиях, поднимаются на экзамене по истории и обществознанию.
Кроме бинарных уроков я ввожу живопись и музыку, предваряя рассказ о романе. При помощи живописи дети могут увидеть одежду тех времен, архитектуру, самих людей. Когда мы говорим про бал Наташи Ростовой, я включаю музыку, чтобы они понимали, что было модно в те времена. Все это помогает создать в голове образ эпохи. Изучение же романа я начинаю не с первой главы, а с самых ярких сцен, которые присутствуют в произведении. После этого детям намного проще перейти к самому роману, заполнить пробелы в голове.
Не надо пытаться заставить их прочитать роман, потому что он по своему содержанию очень сложный. Его понимание приходит уже во взрослой жизни. Если же я буду их принуждать, то у них появляется отвращение к произведению, а мне бы не хотелось этого. Поэтому я должна заинтересовать, а сделать это можно только с помощью тайны. Приоткрыть завесу, заронить интерес в них и как будто оборвать на полпути. Чтобы потом они вернулись к нему снова. И тогда уже они его поймут. Но, главное, — избежать страха героев, анализа произведения, изучения содержания. Все это, как правило, помогает.
Вячеслав Спесивцев, руководитель молодежного театра В. Спесивцева, режиссер спектакля «Война и мир»:
У нас на «Войну и мир» очередь. Школы очень любят наш спектакль, а мы называем его «уроком». Урок литературы всегда состоит из трех составляющих: автор, учитель и ученик. Обычно принимают во внимание либо автора, либо учителя. Школьники остаются не у дел. Они слушают, что им говорит учитель, порой пересказывают хрестоматию. Мы же соединили все и сделали занятие, в котором дети участвуют наравне с нашими актерами.
Толстого физически тяжело прочитать с ритмом нашей жизни, поэтому мы постарались уместить в полтора часа суть романа. Наша задача — возбудить интерес школьника, чтобы он захотел читать какие-то основополагающие вещи. Сокращенный вариант не означает, что мы что-то важное упустили. Наоборот, это предполагает, что это упущение наверстают сами ученики и в итоге сложат свое мнение о том, что же такое «Война и мир».
Дмитрий Быков, писатель, журналист, преподаватель литературы:
Роман-эпопея «Война и мир» очень многое перенял у «Отверженных» Гюго. Та же свобода повествования, те же отступления, то же отсутствие четкой сюжетной линии. При этом всем, в романе Толстого есть то, что представляется мне главным при разговоре об этом произведении. В нем есть невероятно жесткая структура. Если объяснить ее суть, то прочтение для детей становится намного более увлекательным и простым.
В основе структуры схемы лежат вертикальные «планы» и горизонтальные «линии персонажей». Действие хорошей книги всегда происходит в двух «планах». Посредственной — в одном. Очень хорошей — в трех, как «Мастер и Маргарита», например. Действие «Войны и мира» же происходит в четырех «планах»:
1. Жизнь русского дворянства в 1805–1812 годов
2. Пласт «большой истории», на котором действуют Александр I, Кутузов, Наполеон
3. Народные сцены. Этот «план» впервые появляется в русской литературе и является ключевым для понимания романа
4. Метафизический уровень. Это, строго говоря, не религиозный «план». Это всем известный дуб, сны Пьера, частые упоминания звезд
Также в романе четыре главных линии (число 4 наряду с 7 для Толстого обладало магическими свойствами):
1. Линия Ростовых. Добрая, бесшабашная, плодородная, неправильно организованная русская семья, в которой всегда все есть и никогда ничего нет
2. Семья Болконских. Они олицетворяют государственное служение, рациональность. Там, где Ростовы — душа, Болконские — ум
3. Пьер Безухов. Такому человеку неоткуда взяться в то время, но Толстой захотел, чтобы такой человек в романе был. Пьер — достаточно полный автопортрет
4. Федор Долохов. Этот персонаж является ответом Толстого на вопрос «Что бывает со сверхчеловеком?»
Затем, благодаря схеме, можно легко наблюдать за развитием на разных планах этих персонажей. Если взять, например, Безухова и Долохова, то на историческом «плане» им явно соответствуют Кутузов и Наполеон. Добрый, широкий душой и телом человек, и грозный, суровый герой с комплексом сверхчеловека. Даже дуэль Пьера и Федора отражается в борьбе Кутузова с Наполеоном. Очень интересно, что Ростовых на государственном уровне никакого «двойника» нет, потому что русская государственность исключает из себя все доброе.
На метафизическом плане образы героев изображаются очень интересно, с помощью четырех главенствующих стихий: огонь, вода, земля и воздух. Стихия Пьера — вода, принимающая любую форму, меняющаяся, как и Безухов. С Долоховым и Наполеоном тоже все достаточно очевидно. Они олицетворяют собой огонь (сцены пожара Москвы, дымка Аустерлица и Бородина). Ростовы — это стихия «творящей земли». Воздух же, который неразрывно связан у Толстого с умом, относится к Болконским.
Самое же интересное, что роман не о войне или истории, а о том, как надо жить и действовать в России. Не надо ничего бояться, ничего рассчитывать, любоваться собой. И вот в таком случае и у тебя все получится. В нашей стране побеждает самый жертвенный, самый свободный. Этот «закон» срабатывал всегда, сработает и в XXI веке, я уверен.
Полностью лекцию Дмитрия Быкова о романе «Война и мир» смотрите здесь.
Роман Льва Толстого, который во всем мире знают под названием «Война и мир», изначально задумывался как история о декабристе, вернувшемся в 1856 году после ссылки. Однако он так и не вышел в свет из-за того, что Толстой несколько раз менял свои взгляды на произведение. От середины XIX века он перешел к восстанию на Сенатской площади, но потом снова передумал и решил показать молодость своего героя в 1805–1812 годах. Все эти изменения легко прослеживаются по архиву писателя, в котором сохранилось более 5200 страниц. В самом начале работы писатель понял, что не сможет уложиться в привычные рамки романа, поэтому обратился к новому для России жанру литературы — роману-эпопее. Написание романа заняло семь лет.