«Я не хочу говорить, что онлайн-обучение — это новая норма». Как пандемия повлияла на учёбу и поступление в вузы
«Я не хочу говорить, что онлайн-обучение — это новая норма». Как пандемия повлияла на учёбу и поступление в вузы
Вместе с приближением ЕГЭ всё ближе становится и поступление (документы в вузы выпускники смогут подавать уже с 20 июня). На фестивале Telling Stories профессор и заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Татьяна Ривчун рассказала, что ждет абитуриентов в этом учебном году и какие новые функции могут получить университеты, распробовав формат дистанционного образования.
С какими основными проблемами столкнулись вузы в условиях пандемии?
Глобальных проблем в целом у вузов две. Первая — это техническое обеспечение, а вторая — психологическая атмосфера. В первом случае многое, конечно, завязано на то, о каких вузах мы говорим. Если это НИУ ВШЭ, МГУ, Финансовая академия и другие ведущие московские или федеральные вузы, которые достаточно обеспечены технически, то, понятное дело, у них есть и средства, и компьютеры. В этом случае вуз самостоятельно помогает студентам и преподавателям, если они нуждаются в этом.
Хотя очевидно, что поголовно обеспечить компьютерами и необходимым софтом все тысячи студентов не может ни один университет. Дистанционное обучение вводили в срочном порядке, поэтому подготовиться к нему не было времени ни у вузов, ни у студентов. Буквально за несколько дней всех надо было перевести на онлайн, за неделю пришлось провести анализ того технического оснащения, которое есть у каждого студента: точечно удалось передать ноутбуки и компьютеры, где-то надо было менять программу таким образом, чтобы каждый студент мог продолжать эффективно учиться и не выпадать из процесса, несмотря на то что доступа к университетским компьютерным классам не было.
Всех сотрудников и студентов Вышки подключили к Microsoft Teams, чтобы была понятная система проведения занятий и контроля результатов, преподавателям закупили неограниченный доступ к Zoom. Кроме того, у нас есть программы — например, «Дизайн», — где многое завязано на специальный софт: на время карантина всем преподавателям и студентам НИУ ВШЭ предоставлена лицензия ко всем программам Adobe Creative Cloud. Несмотря на большие финансовые, ресурсные и логистические затраты, Вышка решала системные проблемы, чтобы онлайн-обучение не уступало по эффективности нашим обычным занятиям.
Но для небольших вузов, и особенно региональных, я боюсь, это стало гораздо большей проблемой. Я не уверена, что во всех университетах была возможность помочь студентам и преподавателям техникой или деньгами на то, чтобы приобрести что-то в сложившихся условиях.
И это не могло не сказаться на качестве образования. Поэтому мы видим, что студенты ряда вузов недовольны переходом на дистанционное образование: по их мнению, количество занятий, качество и интенсивность обучения заметно снизились, а при условии, что стоимость не изменилась, это создает негативное настроение.
Что касается второго типа проблем, то они касаются общей психологической обстановки. Мы все каждый день видим жуткие цифры по заболеваемости и смертности, читаем огромное количество часто противоречивой, но оттого не менее пугающей информации, у многих переболели друзья и близкие, кто-то временно лишился работы и уверенности в будущем. Я молчу о том, что мы просто привыкли много общаться, работать в группах, находиться в обществе. Когда нас всех заперли по домам — без какого-либо намека на то, когда изоляция закончится, — это оказалось сложно и для студентов, и для преподавателей, и для административных сотрудников.
Что касается нашего факультета, то нам помогло то, что онлайн-общение студентов и преподавателей и без карантина было обычной практикой. Преподаватели часто консультируют студентов по учебным вопросам и вне занятий — через различные мессенджеры или почту, а после введения дистанта это перешло практически в постоянный режим.
Нашей задачей было максимальное приближение дистанционного обучения к очному по уровню качества
В сложившейся ситуации очень важно было сохранить связь с каждым студентом, чтобы вовремя понять, если у кого-то есть проблемы с освоением материала или с реализацией текущих проектов: в чем-то это означало увеличение нагрузки и на студентов, и на сотрудников, а в чем-то наоборот — более лояльное отношение с учетом общей ситуации.
Кроме того, в Вышке уже несколько лет работает психологический центр для студентов и сотрудников. Хорошо, что тем, кто тяжело переносит изоляцию, было куда обратиться за профессиональной помощью.
Как вузы смогут компенсировать недостатки дистанционного образования, не скажется ли это на качестве учёбы в целом?
Не могу говорить за все университеты, но думаю, что на качестве образования в Вышке это не должно сказаться. К счастью, мы говорим только об одном учебном модуле — то есть около 3 месяцев учебы. Студенты продолжают посещать занятия, выполнять задания и сдавать сессии — преподаватели говорят, что в некоторых группах посещаемость и результаты работы на удаленке даже улучшились. Возможно, это связано с тем, что не надо тратить время на дорогу до университета и можно построить свой день более удобно.
Есть студенты, которым так понравилось учиться дистанционно, что они даже спрашивают, не планируем ли мы открыть заочное отделение. Но большинство, конечно, устали от этой ситуации и хотят скорее вернуться к нормальному формату. Все же обучение в университете — особенно на творческих направлениях — это не только пары и оценки, но еще и атмосфера, которую не воссоздать онлайн.
Мы все надеемся, что это долго не продлится и качество не пострадает. А в сентябре все вернутся и будут вспоминать это как новый неожиданный и непростой опыт
Конечно, не идет речи о том, чтобы совершенно все перевести в онлайн, но потоковые лекции вполне логично читать дистанционно. Кроме того, мы увидели еще несколько возможностей. Например, во время карантина в Школе дизайна на профиле «Дизайн среды» мы провели несколько общих занятий с нашим кампусом в Санкт-Петербурге, где открыт такой же профиль. Это было очень полезно: студенты из разных городов смогли обменяться опытом и поработать с разными преподавателями. Мы планируем, что в будущем таких объединенных занятий может стать больше.
Также онлайн-формат дает нам возможность открывать курсы с преподавателями, которые не живут в России и физически не могут учить студентов офлайн. У нас уже есть несколько таких договоренностей — мы надеемся, что это будут классные и полезные форматы. И наши студенты — большие молодцы: многие за время карантина придумали собственные онлайн-инициативы и перевели свои проекты в цифровые форматы.
Если говорить в целом, то, возможно, в чем-то Вышка даже выиграет от этой ситуации. Сегодня ведь что такое вуз? Это образовательное учреждение, в которое человек приходит и получает знания и навыки по тому или иному направлению. И параллельно каждый может заниматься исследованиями или практической работой. А с расширением числа онлайн-курсов, записи большого количества лекций и семинаров, с возможностью проведения их в Zoom можно говорить о новой функции университета — функции сертификации.
Что это означает? В вузе могут появиться центры, которые будут вести сертификацию специалистов по тому или иному направлению. Один из вариантов — это определенное количество тестов и заданий, проверяющих набор компетенций, которым должен обладать тот или иной специалист. В случае прохождения тестов он получает сертификат о профессиональной пригодности, о соответствии той профессии, по которой он проходил сертификацию. Если он выполнил только часть тестов и заданий, у него появляется возможность пройти дополнительное обучение в университете, чтобы попробовать еще раз сдать тот или иной экзамен. И в дальнейшем получить сертификат.
Об этом уже давно ведется разговор, но без определенного количества технических возможностей и накопленного опыта такой работы это было маловероятно.
А какие навыки должны быть у абитуриента, чтобы учиться онлайн и в целом быть востребованным специалистом?
Естественно, уверенное владение компьютером, знание программ, умение организовывать рабочий день, выстраивать отношения с преподавателем и одногруппниками в онлайне. Но всё это работает как временная мера, а говорить о компетенциях, чтобы в принципе учиться онлайн на уровне бакалавриата — особенно на творческих направлениях, — я бы не стала.
Онлайн-обучение — хороший вариант для взрослых людей, которые уже окончили вуз, имеют богатый опыт работы и общения и четко знают, для чего они идут получать тот или иной вид образования.
Онлайн дает возможность сильно экономить время, использовать его, чтобы заполнить конкретные пробелы в образовании или компетенциях
А для студентов, которые пришли учиться впервые, я бы не рассматривала онлайн-учёбу как основной вариант. Как дополнительный инструмент — да. Но я не готова говорить, что это новая норма.
Как эта ситуация влияет на студентов, на абитуриентов?
Точно так же, как и на всех людей. Пока можно сказать про абитуриентов, что интерес к НИУ ВШЭ и, в частности, к нашему факультету коммуникаций, медиа и дизайна не пропал. На дни открытых дверей, которые стримятся онлайн, приходит много абитуриентов, родителей. Трансляцию могут посмотреть гораздо больше людей, чем прийти физически: мы видим, что на каждый стрим заходит около 1000 человек, хотя на офлайн-мероприятия приходило раза в два меньше. Это удобно для наших региональных абитуриентов, плюс никто не стесняется задавать вопросы в чате, да и в записи всегда можно посмотреть, если вдруг не успел ко времени.
По реакции абитуриентов мы видим, что многие переживают, в каком формате начнется следующий учебный год, — мы отвечаем, что планируем, что с 1 сентября мы все встретимся в Вышке. Также очень много вопросов, конечно, возникает по поводу того, как будут проходить вступительные экзамены.
Дело в том, что для поступления на творческие направления нужно, кроме ЕГЭ, сдать еще и творческий конкурс, который обычно проходит очно. В этом году он, естественно, будет проведен в онлайн-формате. На нашем сайте и во время дней открытых дверей мы объясняем, как дистанционно подавать документы, как меняются правила поступления в связи с карантином, как и когда проходит творческий конкурс.
Например, для поступления в Школу дизайна абитуриентам необходимо подготовить и показать свой творческий проект. Поэтому обычно на всю неделю вступительных просмотров Школа превращается в огромную выставку работ абитуриентов коммуникационного дизайна, анимации и иллюстрации, дизайна среды и интерьера, дизайна и современного искусства, художника театра и кино, дизайна одежды, дизайна и программирования, гейм-дизайна и других наших профилей.
Комиссии обсуждают и оценивают каждый проект — это не просто экзамен, но и своего рода масштабный смотр первых работ наших будущих студентов. В этом году, к сожалению, так сделать не получится: работы надо будет загрузить на сайт. И в этом плане мы очень рады, что с первого года мы используем цифровое студенческое портфолио для загрузки и оценки студенческих работ: это отработанный механизм, и он позволил нам достаточно быстро найти формат вступительных испытаний.
Вообще, сейчас очень важно обеспечить полную информированность абитуриентов об условиях поступления в новых условиях, снять стресс, помочь с любыми техническими трудностями и объяснить, что мы все в одинаково непривычной ситуации, но постараемся сделать ее максимально комфортной. Эту работу мы ведем в постоянном режиме.
А нужно ли сегодня вообще высшее образование в направлении медиа и коммуникаций?
С моей точки зрения, оно нужно для любой профессиональной деятельности — в том числе для журналистов, медийщиков, дизайнеров и художников. Что такое высшее образование? Это же не просто количественный набор знаний и навыков, которые человек получает, — это целый комплекс новых жизненных условий, это экосистема, в которой студент проводит большую часть времени, это первая абсолютно взрослая ситуация, где человек сам выбирает, что ему интересно и как он с этим интересом работает.
Это и общение с сокурсниками, многие из которых станут друзьями и в будущем не раз встретятся в профессиональном поле, и с преподавателями — классными опытными исследователями и практиками. Это и выработка междисциплинарных компетенций: как и где быстро найти нужную информацию, как работать в группах, чтобы достичь лучшего результата, как вести себя в разных ситуациях, как правильно соблюдать иерархию и распределять роли, как профессионально и доказательно защищать свою позицию.
Мне нравится, что университет — это живой организм и особая атмосфера, где студенты разных направлений и преподаватели, которые сами являются успешными профессионалами в своих областях, каждый день встречаются, делятся опытом, обсуждают свои работы, заряжаются друг от друга, придумывают новые совместные или персональные проекты. Мы считаем Вышку вторым домом, где мы не только учим и учимся, но живем и развиваемся каждый день — независимо от внешних обстоятельств.
Telling Stories — ежегодный фестиваль, который в 2020 году прошёл в третий раз. Он организован факультетом коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и посвящен идеям, инновациям и современным технологиям креативных индустрий.
Факультет тщательно отбирает спикеров, приглашает визионеров, историков моды, режиссеров, художников из России и из-за рубежа, чтобы фестиваль был местом для обсуждения трендов и перспектив.
Иллюстрации: Shutterstock (Snopek)