«Кто же в России не поверит и не прислушается к Пушкину?». Мемы, блоги, пародии как свидетельства народной любви

3 360

«Кто же в России не поверит и не прислушается к Пушкину?». Мемы, блоги, пародии как свидетельства народной любви

3 360

«Кто же в России не поверит и не прислушается к Пушкину?». Мемы, блоги, пародии как свидетельства народной любви

3 360

Да, мы помним, что день рождения поэта был вчера. Но вне всяких дат — говорим с Ириной Мурзак, доцентом Московского городского педагогического университета, членом жюри Пушкинского конкурса для учителей-словесников за рубежом, о том, можно ли считать Пушкина блогером, о жизни поэта в мемах и классике в школе.

Весной весь интернет облетело «Позвольте, жители страны!» — стихотворение, «написанное Пушкиным в карантине». Но ведь это не он. Как вышло, что никто не усомнился в авторстве?

Когда художнику что-то приписывают, это не что иное, как свидетельство не просто популярности, а масштабной известности. Любой филолог сразу же по первой строчке понимал, что никакой это не Пушкин. Возможно, для автора этого фейка был важен не сам факт фальсификации, а вполне благородный порыв — поддержать соотечественников в трудную минуту. Кто же в России не поверит и не прислушается к Пушкину? К кому же еще обращаться и прислушиваться?

Интересно, что желание прикоснуться к славе было не чуждо и современникам поэта. Ведь о том, что знаменитое стихотворение «К***» посвящено Анне Керн, мы узнаем только из ее мемуаров. Известно, как она выпросила у поэта листок с этими стихами, вложенными в томик «Евгения Онегина». Сам же автор этот факт не засвидетельствовал.

Вы член жюри Пушкинского конкурса, у которого была тема «Памятник или блогер. Не мешают ли классики учить русский новому поколению?». Можете ее пояснить?

Да, тема была провокационной. И провокация заключалась в том, что Пушкин в культурном сознании — «наше все»: и основоположник русского литературного языка, и создатель первого русского романа, и визитная карточка русской культуры в целом. А что мы с ним делаем? Мы его намеренно переводим в разряд блогеров.

А что такое «блогер» в этом контексте?

Если вспомнить определение самого слова «блогер» — это тот, кто регулярно публикует свои наблюдения о разных областях жизни и получает на них отзывы. Пушкинская переписка, его эпиграммы, записи в альбомах, даже на манжетах во время бала становились уже в эпоху дворянской культуры предметом обсуждений, мифологизировались, обрастали сплетнями.

Пушкин имел редкую популярность в аристократических кругах, его стихи уже тогда многие знали наизусть, а колкие эпиграммы были образцом для подражания — ну, например, вот такая шутливая эпитафия самому себе:

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век.

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек.

Современная жизнь обязывает всех, кто хочет быть публичным и популярным, находиться в тесном контакте с аудиторией, а блог — один из способов добиться этого

Поэтому Пушкин и для своего времени был источником вдохновения, образцом для подражания во многом. Например, поэт и журналист Дмитрий Минаев написал «Онегина наших дней», где пародировал и стих, и стиль романа Пушкина. В шутке признавал гениальность поэта: «…и даже к финским скалам бурым / Он обращался с каламбуром».

Пушкин-блогер жив до сих пор? Поэтому в интернете и сегодня так много посвященных ему мемов?

Мемы — это как раз свидетельство того, что Пушкин — подлинно народный поэт. Они как вирус разносятся по интернету и влияют на наши умы. «При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чём его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе» — так начинает свою знаменитую статью «Прогулки с Пушкиным» Абрам Терц. Именно он первым заговорил о том, что не следует делать из поэта памятник культуры.

«И, быть может, постичь Пушкина нам проще не с парадного входа, заставленного венками и бюстами с выражением неуступчивого благородства на челе, а с помощью анекдотических шаржей, возвращенных поэту улицей словно бы в ответ и в отместку на его громкую славу».

Вот улица и помнит своего поэта, даже в быту. Например, каждый русский слышал фразу: «Кто за тебя уроки делать будет? Пушкин?»

Получается, мем — это тоже своего рода памятник?

Существование мема похоже на жизнь биологического существа. Его выживание зависит от наличия хотя бы одного носителя, который в условиях определенной культурной среды намеренно пытается его распространить.

Поэтому — да, мемы, посвященные Пушкину, и есть выражение народной любви, любви непреходящей. Ведь по сути мем — единица культурной информации, а значит, любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, и есть признание.

Все чаще говорят, что нынешним школьникам брат Пушкин непонятен, язык классики сложен и скучен для поколения, выросшего на комиксах, инстаграме и тиктоке. Вы согласны с этим?

Да, действительно, очень убыстрился темп жизни. Изменилось восприятие — оно стало визуальным и клиповым, особенно сейчас, когда мы все работали на удаленке. Мы проводим онлайн-уроки и записываем видеолекции. Но и это не изменило отношения к Пушкину. По его произведениям продолжают снимать фильмы, ставить спектакли. Просто происходит это по-другому: не с придыханием или с фанфарами, а с интимной тональностью обращения к Пушкину и бережным отношением к его творчеству.

Очень советую посмотреть спектакль Дмитрия Крымова «„Евгений Онегин“ своими словами», режиссер планирует выпустить серию из четырёх спектаклей для детей. Произведения «взрослой литературы» пересказывают четыре персонажа из разных стран — чех, финн, француженка и русская. Это ли не всенародная любовь?

Как писал Андрей Ястребов в книге «Пушкин и пустота. Рождение культуры из духа реальности»: «Пушкин — самое многострадальное слово в русском языке. Оно означает все и ничего: и медитацию, и ментальные конструкции, и убогие учебники, и мусор бессознательного, и русский дзен и русский дзинь. В нашей жизни недостаточно Пушкина? Или в нашем Пушкине недостаточно жизни? Читатель — вот текст о поп-культуре твоей души, о любви и спасении. Эта книга отвечает на главный русский вопрос: если обувь мала, следует ли менять ноги? Актуальный Пушкин — тотальное включение слова культуры в синтаксис реальности каждого из нас — тебя, меня, Тютчева и Достоевского».

Иллюстрация: Shutterstock (Mariia Saveleva)