Как заинтересовать
школьников
современной
литературой

Встречи с писателями, школьные
литературные издания и лотереи
6 332

Как заинтересовать
школьников
современной
литературой

Встречи с писателями, школьные
литературные издания и лотереи
6 332

Как заинтересовать
школьников
современной
литературой

Встречи с писателями, школьные
литературные издания и лотереи
6 332

Современную литературу в школе практически не изучают. Отдельные учителя находят возможность факультативно рассказать о нескольких самых важных именах старшеклассникам, но на фундаментальное изучение в программе времени нет. Да и как разобраться, где важные имена, а где необязательные, если нет никаких сколько-нибудь объективных критериев. Учитель литературы Александр Закуренко рассуждает, что нужно изменить в учебном процессе, чтобы заинтересовать современной литературой и школьников, и учителей.

Чем русская литература отличается от других национальных литератур

В начале ХХ века материк Великой русской литературы разорвало надвое: часть уплыла за границу, возник феномен литературы в изгнании, а вторая часть стала советской и, в свою очередь, разделилась на официальную и андеграунд. При этом другие национальные литературы продолжали развиваться эволюционно, не разрываясь на части.

Но в конце ХХ века всё перемешалось, и теперь мы можем наблюдать множество отдельных островков, причём каждый из них неоднороден. В нём присутствуют и элементы официальной литературы, и элементы андеграунда. Постмодерн и неоклассицизм, архаисты и новаторы, модернисты и антимодернисты — и на каждом из островков растёт всего понемногу. Как во всём разобраться?

Фото: iStockphoto / eugeneivanov

Почему в современной литературе нет ориентиров

Раньше функцию путеводителя по миру большой литературы выполняли салоны, потом — толстые литературные журналы. Теперь ни того, ни другого нет: тиражи толстых журналов не превышают тиражей подпольных листовок большевиков.

Институт литературной критики, по сути, исчез. Теперь вес писателя определяется отнюдь не профессиональным прочтением его текстов

Появляется писатель в телевизоре — значит, он хороший писатель. Не появляется — его нет вообще. Читатель не имеет перед собой хоть сколько-нибудь объективной картины. И в этой ситуации он просто перестаёт читать вообще. Или прислушивается не к профессиональному сообществу, а к случайно нажатой кнопке или полученной ссылке по почте или в фейсбуке.

Фото: Shutterstock / Free Wind 2014

Как преподают современную литературу в школе

Предмет литературы в школе носит нормообразующий характер. Это единственный предмет, который позволяет формировать свою жизненную позицию внутри самой дисциплины. Через литературу мы можем понять историю, психологию, себя и свою страну. Но норма приходит из прошлого. Она уже сформулирована. А скорость жизни такова, что норма становится устаревшей ещё до того, как стала нормой.

Обычно в школе ограничиваются периодом советской литературы. Доходят до Солженицына и Бродского — и на этом история русской литературы заканчивается

То есть весь корпус литературы начиная с 80-х годов и по наше время — отсутствует как класс. А это почти 40 лет, за это время даже из Египта убежать можно. Представьте, если бы во времена Пушкина вдруг вырезали 40 лет? Карамзин — и бац, уже Толстой.

Как правильно читать «Войну и мир»

Более того, проблема в том, что не читают современных авторов не только школьники. О современной литературе не знают и учителя. Во многом из-за того, что у них элементарно нет времени. При сегодняшних нагрузках и требованиях по сдаче ЕГЭ, а теперь и написанию сочинения — весь 11 класс отдан истерической подготовке к экзаменам. Тут бы хоть до Солженицына добраться.

Что нужно сделать

1. Преподавание современной литературы надо начинать именно с учителей

Читая такие курсы учителям литературы, я всегда поражался, что почти никого из современных авторов учителя не знали. И по большому счёту многих современная литература и не интересовала.

12 признаков хорошего учителя

У себя в школе я организовал встречи писателей и поэтов со школьниками. За несколько лет у нас в гостях побывали Олег Чухонцев, Евгений Рейн, Анатолий Найман, Ольга Седакова, Юрий Кублановский и многие другие. Причём все они легко отзывались и соглашались встречаться со школьниками даже без гонораров. Значит, для таких встреч нужен посредник. И опять же, если бы такие программы финансировались министерством образования, то уверен, что в Москве можно было бы создать несколько площадок, где школьники могли бы не просто на уроках, но вживую общаться с авторами художественных произведений.

2. Нужно создавать литературные издания для школьников

Современная литература включает в себя и тех, кто пишет уже в школе. Важно открывать и поддерживать те немногие существующие литературные журналы, в которых начинающие писатели могли бы публиковаться и находить читателя.

Фото: Shutterstock / Vereshchagin Dmitry

3. Вместо скучных ЕГЭ под конвоем билеты по литературе нужно разыгрывать по телевизору

Накануне всероссийского выпускного сочинения в студии Первого канала собирались бы современные писатели, актёры, режиссёры. Цветные шары с номерами комплектов тем или текстов крутились под звуки музыки. Их вытаскивали бы Пелевин и Донцова, Быков и Басинский.

4. Нужно в корне менять само гуманитарное образование

Школа не обязана готовить филолога, но думающего читателя обязана. Поэтому уроки современной литературы наряду с нормативной русской классикой должны быть сквозными с первого класса.

Как не напугать ребёнка русской классикой

Конечно, в условиях отсутствия иерархии и точных представлений, кто есть кто, учитель может растеряться. Но на то он и профессионал, чтобы самому уметь отличать качественный текст от вторичного или поверхностного. И тут учителю должна быть дана свобода выбора материала.

5. Никаких единых учебников

Стихи современных авторов пусть выбирают сами дети. В младшей школе — стихи и чтение, и учёба наизусть. В средней — уже элементы анализа.