Почему древнерусскую литературу нужно учить в школе. Даже если кажется, что нет ничего зануднее
Почему древнерусскую литературу нужно учить в школе. Даже если кажется, что нет ничего зануднее
Кажется, ничего скучнее древнерусской литературы на уроках быть не может (даже «Обломов» и затяжная война в «Войне и мире» увлекательнее). Тяжело, непонятно и неясно — для чего. Учитель литературы Александр Закуренко объясняет, почему древнерусскую литературу нельзя вычёркивать из школьной программы. Но преподавать её надо по-другому.
«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом» — если воспользоваться этой пушкинской метафорой, то мы уже давно должны жить в постколумбовский период. И Древняя Русь через её архитектуру, литературу и культуру в целом должна процветать в сознании школьника, как нынешняя Америка.
Но на самом деле Колумб всё ещё плывет к неизвестным берегам и Америка за туманом, не открыта. Потому что древнерусская литература оказалась не по зубам школьной программе.
Дело в том, что простое механическое включение тех или иных текстов древнерусской литературы в школьную программу могут вызвать лишь скуку и непонимание, даже у старшеклассников.
Одна из основных проблем — незнание истории. Циклическое, а не линейное изучение литературы и истории. Школьник не представляет ни этапы развития текстов и стилей, ни того, как видел мир средневековый автор. Ему неизвестен язык, на котором писалась вся эта древнерусская литература, а навыка анализа слов по этимологии и морфемам у школьника нет. И приходится изучать древнерусскую литературу или в переводах, или в пересказах.
Но тем не менее, древнерусская литература нужна. По крайней мере, вот по каким причинам.
Сейчас модно говорить о национальном коде, культурном коде, скрепах и цивилизационных основах. Но без понимания, что лежит в фундаменте русской культуры, все эти разговоры — всего лишь идеологические пузыри, выдуваемые для развлечения младенцев.
Понимание своей культуры начинается с понимания того, откуда пошла русская культура. А русская культура начиналась как книжная, письменная. Кирилл и Мефодий не просто просвещали славян, они весь опыт сделали доступным для прочтения и фиксации.
Невозможно представить грека, не знающего греческие мифы и Гомера, или итальянца, забывшего о Данте. А представить русского, который кривится от одного упоминания древнерусской литературы, — легко.
Начальная школа — сказки и былины
По-хорошему, древнерусская литература должна начинаться в начальной школе — как игра. Загадки, пословицы — это ещё и задачи на развитие логики, языковой интуиции, сообразительности. Можно просто давать загадки и пословицы, а можно рассказывать о них на уроках чтения и объяснять, что так 1000 лет назад в Новгороде или Киеве, Суздале или Ростове пытались найти ответы наши далёкие предки.
В начальной школе можно изучать русские народные сказки. Есть интересный проект Александра Княжицкого — сравнительные сказки с комментариями. Берутся сказки, похожие по структуре и сюжету, скажем, русская и татарская, русская и малороссийская — и в их сравнении можно потихоньку вводить в проповский мир архетипического в сказке. Того, что узнаётся с любого возраста и в любой культуре. Так же можно работать и с былинами. Начинать с того, что интересно в младшей или средней школе — подвига, сражения, чуда, а потом вводить понятия психологического портрета, устойчивого словосочетания, эпитета.
Именно древнерусская литература может стать мостиком в предельно важную тему истории и мифа. Миф — оказывается, такая же реальность. И, скажем, миф «Игры престолов» или «Властелина колец» — это современное переосмысление той же средневековой и античной сказки, мифа, былины, героической эпической песни. Дракон и змей-горыныч — братья, а Зигфрид и Илья Муромец? А Арагорн и Владимир Креститель? А Василиса Прекрасная и Елена Прекрасная?
Средняя школа (5-6 класс) — летописи и жития
Со средней школы можно уже изучать летописи, жития. Задача именно в том, чтобы древнерусская литература была для школьников сочетанием традиции и новаторства. Скажем, «Слово о полку Игореве» неожиданно хорошо работает на уроках географии — когда из текста можно «выудить» названия рек, городов и построить свой топос Древней Руси.
В младшей и средней школе будет интересно рассказывать об обрядовых песнях через сезонные песни, семейные — и сами сезоны узнаваемы, и семейные проблемы ничуть не изменились с тех пор, разве что вместо лапты теперь смартфон и интернет. Тут же можно рассказать, как отмечали на Руси свадьбы, каким вообще был детский и взрослый досуг в деревне и городе.
Но опять же, такая фольклорная средневековая стихия будет понятна школьнику лишь через игру. Обязательно нужны практические задания — сочинения, отгадывания, исполнения, игры. Теоретическая часть здесь сама по себе — набор дат и имён, названий размеров и жанров — работать не будут.
8 класс — «Повесть временных лет»
В восьмом классе, когда нужно переходить к системному представлению о мире и об истории, нужно вновь вернуться к древнерусской литературе. Но уже на другом уровне — на понимании этапности движения времени и исторических периодов.
Любой курс русской литературы в 8 классе должен начинаться с «Повести временных лет». С изучения повести идёт изучение жанра летописи и умение различать историческую фактуру и мифологические, сказочные сюжеты. При этом важно понимать, что в средней школе теоретическое мышление не работает. Погружать в ситуацию нужно игрой, воображением и работой со словом. Просто пересказ текста или ответы на вопросы в конце главы в учебнике работать не будут — ученик забудет текст как только пройдёт тему. В идеале древнерусская литература с 8 класса должна идти отдельным блоком и длительное время, хотя бы полгода.
Нельзя понять русскую культуру, не зная древнерусскую
Самое страшное, что делают с древнерусской литературой — превращают её в скучный предмет. Потому что сами учителя часто её не понимают и не знают, как с ней работать.
Учитывая, что психология средневекового человека, его представления о мире серьёзно отличаются от современных, нужно древнерусскую литературу связывать с историей, историей культуры, музыкой, живописью, архитектурой. Нужно показывать разные примеры «языка» древнерусского писателя, художника, зодчего. То есть изучение древнерусской литературы должно быть комплексной задачей вообще изучения средневековой культуры.
Например, школьники читают в переложении Житие Сергия Радонежского, что неплохо, но сразу превращает литературу в морально-назидательную сказку (конечно, если ребёнок религиозен, ему проще — он верит в чудеса жития и в жизнь святого).
Для остальных житие — просто странная сказка. Скучный Гарри Потер. Вернее, устаревший
И тут необходимо изучение контекста — рассказ о христианстве на Руси, о роли принятия христианства, об идеале средневекового русского человека. О смысле чуда.
Конечно, если бы учителя могли опираться на работы Хомякова, братьев Киреевских, Проппа, академика Топорова, Шмелева, Гаспарова, академика Зализняка — то, помимо работы с сюжетом, школьники учились бы разным приёмам анализа и знакомились с разными культурными установками. Такая работа с древнерусскими текстами помогала бы лучше понять классические произведения русской литературы, увидеть и определить евангельские и исторические подтексты в стихах и прозе Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова. То есть изучение древнерусской литературы стало бы вполне современным по методам анализа и способам интерпретаций.
В противном случае можно говорить с полной уверенностью, что, скажем, роман «Мастер и Маргарита» или чтение Раскольниковым и Мармеладовой сцены о воскрешении Лазаря школьниками не будут опознаны и поняты — как тот самый культурный код нации.
Я бы каждый год часть времени в курсе чтения/литературы уделял определённой эпохе и внутри эпохи — знакомству с двумя-тремя жанрами. Важно не количество — а глубина чтения с комментариями. Поиск вместе с учителем слов, выдумывание по примеру игр, ритуалов, жанров. Выстроенная таким образом — от игры и головоломки до системного изучения, с комментариями, практикой и сравнением с другими дисциплинами и культурами — древнерусская литература органично вошла бы в общий курс литературы от курочки Рябы до Иосифа Бродского.