ЕГЭ по литературе: на что обратить внимание, как разнообразить подготовку и всё успеть

6 365

ЕГЭ по литературе: на что обратить внимание, как разнообразить подготовку и всё успеть

6 365

ЕГЭ по литературе: на что обратить внимание, как разнообразить подготовку и всё успеть

6 365

Сможете отличить инверсию от синтаксического параллелизма? А анафору от аллитерации? Да, на ЕГЭ по литературе эти знания очень пригодятся! Мы попросили репетитора Даниила Ляховича рассказать, как успеть прочитать все тексты, не запутаться в терминах и успешно сдать экзамен.

Изменений в экзамене по литературе в этом году нет, поэтому напомним лишь его структуру. В нём 17 заданий: 1–7 и 10–14 — тестовые, в них проверяется знание литературоведческих понятий и (частично) текстов произведений. Задания 8, 9, 15, 16 требуют развёрнутого ответа (5–10 предложений): 8-е и 15-е задания посвящены анализу фрагмента литературного произведения, сначала — эпического/драматического, потом — лирики. В 9-м и 16-м заданиях проверяется умение сопоставлять произведения между собой.

Наконец, задание 17 — это классическое сочинение по литературе на одну из предложенных тем. Их будет четыре: первые три охватывают определённый период развития литературы (XVIII век, первая половина XIX века/вторая половина XIX века/XX век), а четвёртая — более общая тема, схожая с литературным обзором (например, «Духовные искания героев в русской литературе второй половины XX — начала XXI века»).

Результаты и типичные ошибки прошлых лет

Из методических рекомендаций ФИПИ следует, что средний балл, полученный выпускниками на экзамене по литературе в прошлом году, — 63. Это гораздо ниже результатов по русскому языку, поэтому, если вы надумали поступать в творческий вуз и перед вами маячит ЕГЭ по литературе, отнеситесь к делу ответственно: экзамен не так прост, как кажется.

Если говорить о наиболее сложных заданиях (здесь я опираюсь и на аналитику ФИПИ, и на свои наблюдения), то вот они:

Задания 4, 13 — знание деталей произведения/поиск средств выразительности в поэзии. Действительно, бывает нелегко вспомнить, что говорил Базаров в «Отцах и детях», а что — Павел Петрович Кирсанов, или как звали городничего и судью в гоголевском «Ревизоре».

Если у вас туго с именами и фамилиями, полезно делать кластеры — компактные схемы по каждому произведению. В них можно указать основных персонажей, их статус, возраст, взгляды, а затем стрелками обозначить отношения между героями.

Если поначалу будет тяжело писать кластер, представьте, что вам нужно кратко и последовательно пересказать любимый сериал или видеоигру

Сделать это нужно так, чтобы человек, не разделяющий ваших увлечений, понял суть и смысл. После сериала можно сделать кластер по небольшому произведению: например, по рассказам Чехова, сказкам Салтыкова-Щедрина, «Грозе» Островского, — а уже после взяться за тяжёлую артиллерию в виде романов Льва Николаевича и Фёдора Михайловича.

Для задания 13 полезно освоить терминологию: не поленитесь залезть на сайт «Текстология.ру» или скачать словарь литературоведческих терминов и осмыслить, чем отличается инверсия от синтаксического параллелизма, анафора — от аллитерации, а ирония — от сарказма (боже, сколько новых слов!). Ещё лучше, если после знакомства с терминами вы составите свои примеры из понятных вам литературных текстов к каждому из понятий. Так вам будет легче понять, как работают средства выразительности в художественном произведении.

Думать, что литература — это абстрактное и непонятное занятие, очень наивно, ведь порой строгость стихов не уступает математическим формулам.

Задания 9, 16 — сопоставления указанного фрагмента эпоса/лирики с другими текстами — традиционно повергают выпускников в ступор. В каких произведениях есть образ провинции? А в каких отражена тема денег? А где можно найти философское осмысление природы? Такие вопросы вполне могут встретиться в КИМах. Для того чтобы избежать интеллектуального коллапса на экзамене, я рекомендую пользоваться пособием И. Суязовой «Литературные параллели» (там много примеров сопоставлений, часто выходящих за пределы кодификатора), а заодно и самостоятельно группировать тексты из списка литературы по темам/мотивам/ключевым образам.

Так, философское отношение к природе — это стихи Тютчева и Фета (проверьте, не путаете ли вы их), Лермонтова, отчасти Пушкина. О провинции любили писать Гоголь, Чехов, а порой и Пушкин.

Задание 17 — сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из тем. С этим просто беда — в бесконечном марафоне из итоговых сочинений, ЕГЭ по русскому языку и других предметов специфика литературного сочинения пропадает из виду.

Помните, что сочинение на ЕГЭ по литературе — совсем не то же самое, что и итоговое, где вы привлекаете книги по своему вкусу для подтверждения рассуждений на глобальные этические темы. На экзамене по литературе всё гораздо прозаичнее и конкретнее: вы анализируете определённый текст, которому посвящена тема (допустим, «Почему Татьяна не ответила Онегину взаимностью, хотя и любила его?» или «Какую роль играет притча о воскресении Лазаря в романе Достоевского „Преступление и наказание“?»). Отсюда следует, что для начала нужно чётко понять тему, спросить себя, хорошо ли я знаю произведение и могу ли рассуждать о нём, не сбиваясь на пересказ, навешивание ярлыков (вроде «Катерина из „Грозы“ — истеричка, а Раскольников — психопат») и речь из ближайшей «Пятёрочки».

Нелишним при подготовке к сочинению будет отработать навыки аргументации и формулировки тезиса. Напишите в конце вступления развернутый, но внятный ответ на вопрос темы сочинения, а затем приводите разноаспектные аргументы в основной части (лучше, если в ней будет не меньше трёх абзацев). Не думайте, что по волшебной палочке Гарри Поттера идеальные сочинения польются на бумагу сразу, — это долгий и трудоёмкий процесс. Сверяйтесь с критериями оценки задания 17, смотрите на свой текст со стороны, не бойтесь редактировать и переписывать. Для тренировки речевой грамотности почитайте книги «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и «Живой как жизнь» Корнея Чуковского.


Как всё успеть?

Наконец, финальный вопрос — как успеть прочесть/вспомнить все тексты из кодификатора? Хорошо, если вы спросили себя об этом осенью, хуже — если после новогодних праздников, совсем беда — если поздней весной.

Подготовка к ЕГЭ по литературе — достаточно затратная по времени штука. Это не русский язык, где есть набор структур и правил, и не базовая математика с чёткими алгоритмами решения задач. Чтобы хорошо сдать экзамен по литературе, мало читать тексты — нужно уметь их анализировать, делать кластеры, читать пособия, смотреть лекции о ключевых произведениях на YouTube (например, цикл программ «Игра в бисер с Игорем Волгиным» или лекторий «Прямая речь»). И, конечно, учить термины и тренироваться в написании сочинений (как небольших — в заданиях 8, 9, 15, 16, так и в большом — в задании 17).

Всё это требует, как говорит один путешественник, времени и постоянства намерений. Поэтому изначально разбейте для себя кодификатор на три группы:

  • произведения, которые я хорошо знаю;
  • тексты, которые я знаю, но хочу повторить;
  • тексты, мне неизвестные.

Так вы поймёте объем чтения и примерное время, которое на него потребуется.

Не пренебрегайте технологиями: аудиокниги и экранизации тоже пойдут в дело. Старайтесь попеременно каждую неделю читать тексты, делать варианты, кластеры, смотреть лекции и читать разборы произведений. Так вы возьмёте нужный темп и научитесь держать себя в узде. Ведь можно подробно знать содержание «Войны и мира» и «Тихого Дона», но провалиться в час икс.

Помните, что экзамен по литературе — это не забег на знание мельчайших подробностей огромного романа, но и не конкурс красноречия и пустословия. Поэтому стремитесь максимально определённо выражать свои мысли, подтверждая их ссылками на текст.

В заключение приведу список годных пособий для подготовки к ЕГЭ по литературе. Они проверены семилетним опытом работы, улыбками учеников и их высокими баллами в результате:

  • Титаренко Е. «Литература в таблицах и схемах». Полезно для первичного знакомства с текстами и общего понимания.
  • Бугров, Голубков. «Русская литература XIX–XX веков». В 2 томах. Капитальный труд преподавателей филфака МГУ с глубоким и подробным разбором основных произведений.
  • Ильяхов М. «Пиши, сокращай». Пригодится для любых письменных работ — не только на экзамене по литературе.
  • Учебник «Поэзия» — для тех, кто хочет понять стихи.
  • Михайлова Е. «ЕГЭ по литературе: алгоритм написания сочинений». Очень практичная и ёмкая книжка для тренировки ответов на задания 8, 9, 15, 16 и 17.

Желаю всем спокойной и интересной подготовки и удачи на экзамене! С вопросами, пожеланиями, криками о помощи можно обращаться в мой телеграм @Danroll.

Подписывайтесь на нашу специальную рассылку «Пережить ЕГЭ»! Раз в две недели мы присылаем письма, в которых рассказываем всё о главном школьном экзамене — от разборов типичных ошибок и апелляции до того, как правильно отдыхать во время подготовки.

Иллюстрации: Shutterstock (Vera Vera)