8 настольных математических игр для детей и всей семьи
8 настольных математических игр для детей и всей семьи
Первый месяц самоизоляции подходит к концу, и фантазия родителей тоже, кажется, должна немного иссякнуть. А ведь хочется, чтобы ребёнок занимался не только весёлым делом, но и развивающим. Марина Раух, преподаватель проекта «Математические тропинки», предлагает настольные игры, которые помогут увлечься математикой и совсем не похожи на обычные уроки.
1. Геоборд, или математический планшет
Возраст: 3–9 лет
На самом деле геоборд — это скорее приспособление, а не сама игра. Он выглядит как доска для построения и создания плоских изображений, которые получаются с помощью обычных цветных резиночек. Его вполне можно изготовить и своими руками, используя кнопки-гвоздики. Сейчас это очень популярная тема, а в интернете выложено множество картотек игр с геобордом. Например, «повтори картинку» или «раздели фигуру на две равные части».
2. «Математические картины, или графический диктант»
Возраст: 5–10 лет
Благодаря этой игре развивается моторика, ребенок учится считать, ориентироваться в пространстве, получает первые навыки программирования, а также пытается контролировать и проверять себя.
В ходе диктанта ребятам нужно нарисовать графический рисунок на бумаге в клеточку, используя либо прямые линии, либо диагонали. Огромное количество примеров есть в интернете, их можно найти по запросу «графический диктант». Главное — не показывайте картинку ребенку. Согласовав первую точку, вы начинаете давать ему команды. Например, «1 клетка вверх, 2 вправо, 4 наверх». Если ребенок всё сделал правильно, у него получится исходная картинка.
3. «Попробуй запомни»
Возраст: 5–99 лет
Игра на внимательность, память и пространственное мышление. Её смысл в том, чтобы повторить как можно точнее увиденные изображения, схему, расстановку фигур.
Один из вариантов игры: начертите два поля 5 на 5 клеток. На одном в разных клетках расставьте несколько плоских фигур (монеты, пуговицы, шашки). За неимением подручного материала можно на лист с нарисованным полем положить прозрачный файл и на нём фломастером нарисовать кружочки (фигуры), таким образом расставляя их на поле. Второй игрок не должен видеть, как вы располагаете фигуры.
Затем показываете поле второму игроку, у которого есть одна минута, чтобы запомнить расположение фигур. По истечении минуты закрываете их листом бумаги. Второй игрок должен по памяти нарисовать на чистом поле всё, что он запомнил. В финале сверяем исходный лист и получившийся у второго игрока.
Начинайте с небольшого количества фишек, постепенно увеличивая их количество. Также можно расширить поле и число клеток.
4. «Парные картинки»
Возраст: 7–9 лет (в усложнённом варианте — 7–99 лет)
Название не совсем верно отражает суть игры, скорее ее стоило бы назвать «Равные значения». Цель — найти как можно больше парных карточек, разных, но с одинаковыми значениями. Можно сделать эти карточки самим (или скачать/заказать в интернете готовые), где на одной из пары, например, написано 9, а на другой — (4+5). В ходе игры ребенок ищет пару с одинаковыми значениями.
Чтобы сделать её более интересной для всей семьи, к сложению можно добавить вычитание (24–5) или деление (36:4). Для детей постарше и взрослых на карточках не обязательно писать только цифры, можно включать и формулы. Например, на одной указать «площадь квадрата», а на другой — «а в квадрате».
5. «Змейка»
Возраст: 7–99 лет
На листочке в клеточку нарисуйте квадратное игровое поле размером 7×7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (например, желтого), оставшиеся две — другого (к примеру, синего).
На игровом поле поставьте желтую и синюю точки в любом месте. Далее игроки выбирают себе один из двух цветов и берут соответствующие карандаши. Они должны рисовать змеек, начиная от точки своего цвета, по горизонтальным или вертикальным линиям клеток (по диагонали нельзя). За ход можно пройти только одну клетку, далее он переходит к другому. Змейки не должны пересекаться, и они могут проходить прямо по границе игрового поля, но только по границе чужого цвета. По границе квадрата своего цвета змейка идти не может. Кому больше некуда продлевать змейку, тот проигрывает.
6. «Ним»
Возраст: 7–99 лет
У этой старинной игры есть множество вариантов. В классическом варианте два игрока по очереди берут предметы, разложенные на три кучки. За один ход можно взять любое количество предметов (больше нуля) из одной кучки. Выигрывает игрок, взявший последний предмет.
Начните играть с одной кучки камней (пуговиц, спичек, сухих макарон и т. д.). Двое по очереди берут из кучки один, два или три камня. Побеждает тот, кто берет последний. Далее можно усложнить и сделать, например, две кучки или даже больше, разрешить брать камни из разных кучек или только из одной за один ход.
Похожую игру придумал выдающийся советский математик Израиль Гельфанд. В его варианте используются две кучки камней, но брать теперь можно либо один камень из первой кучки, либо один из второй, либо два камня по одному из каждой кучки; наконец, можно не брать камни, а переложить один камень из одной кучки в другую. По-прежнему выигрывает тот, кто забирает последний камень.
7. «Математическое домино»
Возраст: 8–12 лет
Принцип игры тот же, что и в простом домино: вам понадобятся двойные карточки, на которых записаны с одной стороны цифры, а со второй — арифметические примеры. Как и в домино, выкладывайте карточки с одинаковыми значениями, приставляя их с одной стороны доминошки. Попробуйте нарисовать фишки сами, а если нет времени или желания, можно скачать такие карточки из интернета или купить готовую игру.
8. «Проложи маршрут»
Возраст: 8–12 лет
Нам опять понадобится лист бумаги, файлик и фломастер. Нарисуйте квадрат 5 на 5 клеток, в каждом напишите 25 случайных цифр от 1 до 9. Сверху на лист наденьте прозрачный файл. Вы заранее составляете маршрут по клеткам от верхнего угла к нижнему, в результате сложения всех цифр на маршруте получается определенное число (сумма). Её и называете ребёнку, не показывая сам маршрут. Он должен сам проложить маршрут по клеткам с цифрами, зная лишь, что начало маршрута — в верхнем углу, а конец — в нижнем и сумма цифр в конце маршрута равна определенному значению, например 65.
Для продвинутых игроков используйте любые числа в пределах 100. Этот же квадрат с разными цифрами можно использовать как источник многих задач и игр — например, зачеркнуть все четные/нечетные числа или искать пары чисел, сумма которых равна 16.