«Ребёнок хочет стать бездельником?» 5 вопросов о креативных профессиях

3 312

«Ребёнок хочет стать бездельником?» 5 вопросов о креативных профессиях

3 312

«Ребёнок хочет стать бездельником?» 5 вопросов о креативных профессиях

3 312

Сегодня почти каждый месяц в крупнейших городах России устраивают разные мероприятия. А про что они все? Что это за креативные профессии, индустрии — кому они нужны? На наши простые вопросы креативно ответили спикеры фестиваля G8, который пройдет 15 сентября на «Хлебозаводе № 9» в Москве.

Креативщик — это фрилансер со свободным графиком?

Наташа Климчук, куратор секции «Образование», хедлайнер G8, Lunatum, Bang! Bang! Studio, ex BBE:

Я не знаю ни одного хорошего дизайнера, который пришел в профессию из-за денег и свободного графика. В нее скорее приходят желающие менять мир к лучшему люди. Приходят из разных профессий, разных возрастов. Работать в креативе — это огромный труд длиною в жизнь, и в первую очередь труд души.

Олег Пащенко, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ:

«Профессия» — это такая же мишень на спине человека, пытающегося сбежать из тюрьмы идентификаторов, как и «фамилия», «гражданство» и тому подобные, но, в отличие от них, человек цепляет ее на себя сам. Я заметил, что слово «креативный» сейчас означает скорее социокультурную принадлежность (а также некоторые индивидуальные копинговые стратегии и даже, может быть, политические убеждения), нежели профессиональные качества.

Как заработать деньги в креативе?

Мария Щекочихина, методистка отдела просветительских и инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж»:

Для разных целей и задач необходимы разные умения и навыки. Иногда дизайнеру или фотографу достаточно знать, как работать с композицией, светом и цветом, а иногда необходимо понимать особенности культурных кодов той среды, для которой ты создаешь продукт. Важно быть чутким и внимательным к запросам среды, иначе «приносить пользу» рискует превратиться в «причинение добра».

А какую пользу приносят креативщики?

Наташа Климчук: В руках людей, занимающихся креативом, много влияния, они ответственны за то, как выглядит мир, как функционируют предметы, которыми мы пользуемся каждый день. Креатив без этики — опасная сущность. Овладеть инструментом можно сидя дома за компьютером при наличии усидчивости и влюбленности в предмет, а вот найти смысл, понять, что и зачем ты делаешь, можно только в диалоге с учителями и такими же ищущими, как ты.

Искусственный интеллект сделает креатив ненужным?

Олег Пащенко: Я бы не проводил границ между виртуальным и реальным (так же как в предыдущих ответах я призывал отказаться от различения между креативным и некреативным, между профессиональным и любительским).

Сейчас мы понимаем, что ответственность за любой креатив (да и за любое проявление так называемой агентности) является распределенной и децентрализованной: любой артефакт представляет собой коллективный проект с участием автора, его детских травм, циркуляции его нейромедиаторов, микрофлоры его кишечника, читателя, зрителя, языка, культуры, погоды, новостной повестки, армии и полиции. Если в этот список попадают еще и роботы, по существу ничто не меняется.

Нужен ли креатив представителям нетворческих профессий?

Наташа Климчук: Который год я собираю на секции образования фестиваля G8 нестандартно мыслящих учителей, тех, кто меняет ландшафт творческой индустрии, учит студентов делать прекрасные, смелые, сложные проекты, мыслить свободно, учитывать особенности мира, чинить его, питаясь благородством этого сизифова труда.

Основатель «Онтопсихологии» Антонио Менегетти писал: «Внешне учитель кажется самым закоренелым консерватором; внутренне — это постоянная революция в действии». Учителям в каждый момент приходится учиться заново, при этом им нужно устанавливать новые тропы, по которым пойдут другие. Эти люди смотрят на мир открыто, они следят за развитием технологий и практик, но настоящие учителя учат в первую очередь быть человеком.

Фото: Jr Morty / Shutterstock / Fotodom