Как рассказать подростку о других эпохах с помощью живописи, кино и прогулок по городу

Дедушка — о том, как он помогает внучке понять разное искусство
3 017

Как рассказать подростку о других эпохах с помощью живописи, кино и прогулок по городу

Дедушка — о том, как он помогает внучке понять разное искусство
3 017
Фото: Wikimedia Commons (Adam Jones, Ph.D.)

Понять русскую классическую литературу подростку поможет изучение живописи, архитектуры города и даже рассматривание станций метро. Юрий Никольский рассказывает, как они с внучкой ходят в музеи и вернисажи. После внучка Юрия без тяжёлого вздоха принимается читать программную классику.

Я с внучкой любил гулять по городу. Ведь город — это музей под открытым небом. А раз музей, то всегда есть тема для общения. История, архитектура, скульптура и многое другое. К прогулкам я готовился, залезая в интернет. Читал, рассматривал картинки, пытался найти то, что будет интересно внучке. Беседы нас увлекали, но интереса к произведениям искусства я не заметил.

А тут мне попался фильм режиссёра Александра Митты «Шагал — Малевич». Фильм о двух знаменитых художниках. Шагал возглавлял Витебское Народное художественное училище, а Малевич был в нём руководителем мастерской. Шагал — фантазёр с верой в лучшее будущее. Малевич — трибун, призывающий людей к борьбе за светлое будущее.

Кадр из фильма «Шагал — Малевич»
Кадр из фильма «Шагал — Малевич»

Фильм динамичен, насыщен событиями. Внучке он очень понравился. Как «Евгений Онегин» Пушкина не только о Татьяне и Евгении, о Ленском и Ольге, а целая энциклопедия русской жизни, так и фильм «Шагал — Малевич» не только о любви и о революционной эпохе. В нём сконцентрировано множество тем. Фильм стал основой для наших с внучкой бесед о значении искусства и о его роли в жизни людей.

Внучка помнила, что Малевич провозглашал выход искусства из музеев на улицы. Мы это видели всюду, а наши прогулки наполнились новым содержанием.

Искусство на улицах города стало столь привычным, что мы уже редко обращаем на него внимание. Ведь это наше повседневное окружение. А сколько же работало профессионалов, чтобы искусство окружало нас везде! И способны ли мы сами создавать произведения искусства?

Тут я задумался над тем, как показать внучке, что не всегда требуются особые навыки и много денег, чтобы творить

Не сразу решился, но всё же показал ей фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции». Фильм о трагедии людей, которые с новым искусством пришли к людям иной культуры, иных понятий и традиций, иного образа жизни. В нём идёт речь о событиях почти столетней давности. А решился, так как считаю сам фильм талантливым произведением искусства. Он вызывает массу эмоций. Героям фильма из минимальных возможностей удаётся создать новые формы искусства. Их искусство не для музеев, а для формирования человека с новым восприятием жизни.

Кадр из фильма «Ангелы революции»
Кадр из фильма «Ангелы революции»

Новые формы искусства образуются, когда происходит осмысление происходящего. А раз так, то и требования к профессионализму ещё не сформировались, да и обойтись можно минимумом средств для воплощения творческих идей. Любое искусство не оторвано от реальной жизни. Оно формируется на базе потребностей тех, для кого искусство создаётся.

Метро — это отражение эпохи, которая видна в стиле и теме оформления станции

Теперь обратил внимание внучки на искусство в метро. Мы перестали спешить к эскалатору, а рассматривали оформление станций. Легче всего познакомить с историческими событиями за последние десятилетия, изучая оформление станций метро. Искусство отражает отношение авторов и заказчиков к тому, что происходило в стране в год строительства каждой из станций.

Маяковская — 1938
Савёловская — 1988
Трубная — 2007

Третьяковская галерея — чтобы понять, кому нужна была живопись

Искусство улиц подготовило нас к восприятию музейных экспозиций. Теперь можно и в Третьяковку. Внучке не очень-то хотелось. Но пошла.

Я не стал рассказывать, что Третьяковка знаменита шедеврами русской живописи. Это всем известно. Я не останавливал внучку у самых знаменитых картин, которые демонстрируют экскурсоводы. Я предоставлял ей возможность самой решать, у каких картин остановиться. А потом мы вместе пытались понять, чем следующий зал отличается от предыдущего. Сравнивали залы, смотрели годы написания картин, а я рассказывал, какие события в те годы происходили.

Сначала шли залы картин, которые заказывали себе, приближённые к императору. В них чувствуется торжественность, парадность, желание оставить память о себе.

Дальше пошли картины для удовлетворения вкусов дворян и помещиков. А здесь уже то, что характеризует вкусы тех, кто хотел оставить след не только о собственной персоне, а ещё и о свой жизни. Ведь дом и усадьба отражали достаток, умение вести хозяйство, увлечения хозяина.

Зеленцов «В комнатах» — 1830-е годы

Всё больше людей старались свой дом украсить полотнами живописи. А раз рынок на произведения искусства расширился, то тематика стала разнообразней. Ценители живописи заказывали картины не только о себе и о своём окружении. Всё чаще в это время покупали сюжеты, которые ассоциируются со страной в целом.

Картина, которая не была связана с конкретным домом и с конкретными людьми, могла писаться без заказа. Художники самостоятельно выбирали ту тематику, которая могла понравиться стороннему приобретателю живописи. Так появились выставки и ярмарки картин. На них шли торги между художниками и покупателями. Первые свои картины Третьяков купил на Сухаревском рынке в Москве в 1850-е годы. Он сам решал, что купить, не обращаясь к посредникам, предпочитая покупать у самих художников.

В купеческую Москву съезжались художники из всех уголков огромной России. Это было время, когда живопись становилась обязательным атрибутом быта. Рынок диктовал свои условия. Художники должны были изображать то, что хорошо продавалось. Тем самым выставки фактически отражали вкусы тогдашней публики, которая могла себе позволить приобретать картины. Туда приходили люди с различным уровнем достатка и культуры, поэтому художники специализировались по определённым типам покупателей.

Передвижные выставки: как искусство пошло в массы

Не только в богатых столицах рос спрос на живопись. В провинции появилось достаточно людей, которые желали купить картину к себе в дом. После отмены крепостного права началось интенсивное развитие предпринимательства, и провинция начала богатеть. А это, в свою очередь, вызвало рост числа художников.

Рядового покупателя все реже волновало, в какой степени художник знаменит, кто его обучал, имеет ли он академический диплом. Он осматривал картины, думал об их стоимости, а потом и покупал.

Основная масса покупателей жила в провинции. Деловому человеку не просто выехать в крупный город, поэтому художники решили сами ехать к потенциальным приобретателям их картин в период ярмарок, куда съезжались люди со всей округи. Так образовались условия для передвижных выставок вне зависимости от других ярмарок. Художники организовались в товарищество художников передвижных выставок (Передвижники).

Благодаря провинции темы и сюжеты становились всё разнообразнее. Живопись всё меньше отражала вкусы столичной знати. Это особенно хорошо видно по пейзажам. Провинция видела русскую природу. Она, а не пейзажи Италии, пользовались спросом у провинциальных покупателей.

Васильев «Мокрый луг» — 1872

Живопись вошла в моду. Теперь картины приобретались для скромных жилищ, магазинов, ресторанов, мест общественного пользования. У каждого покупателя были свои предпочтения.

Выросла и конкуренции в среде художников. Им необходимо было находить новые сюжеты и приёмы, чтобы их картины выделялись среди основной массы картин. Возникало разнообразие жанров, композиционных решений, трактовок сюжетов, художественных приёмов. И тут появился спрос на картины, отражающие не только видимую действительность, а создают определенное настроение. Появились и коллекционеры, они покупали полотна, которые отличались от картин других художников.

Новаторы: чтобы объяснить, как развивалась русская живопись и какой была жизнь обычного человека

Художники-новаторы искали, как воздействовать на эмоции. Стали организовываться новые объединения, которые провозглашали иные принципы, чем были у передвижников. Самым известным было объединение художников «Мир искусства». В их манифесте провозглашались эстетизм и символизм как выражение личности художника.

Художники «Мира искусства» ставили иные задачи перед искусством. Но не надо думать, что они отказывались от участия в передвижных выставках. Такие выставки были средством доведения любого произведения до покупателя. А покупатель мог быть коллекционером, предпринимателем и просто обывателем.

Новые направления живописи не вытесняли сформировавшиеся традиции, а существовали параллельно. У разных групп художников были разные задачи и разные пристрастия. Начиналось время, когда новый язык стал в центре внимания коллекционеров и музейных работников. Но на передвижные выставки попадали картины всех направлений живописи. Ведь их в первую очередь посещали те, кто хотел украсить свой быт тем, что им было понятно и близко.

Серов «У окна. Портрет О. Ф. Трубниковой» — 1886 + Сомов «Спящая женщина в синем платье» — 1903
Борисов-Мусатов «Изумрудное ожерелье» — 1903

Третьяков искал тех художников, чьё творчество было новаторским. Поэтому переходя из зала в зал Третьяковки, посетители видят, как шло развитие русской живописи. Вне всякого сомнения, благодаря передвижным выставкам, русская живопись бурно развивалась и заняла видное место среди мировых шедевров.

Музеи в других городах: чтобы понять жизнь в провинции

После Третьяковки внучку стали привлекать музеи в тех городах, где она бывала. Небольшим галереям трудно конкурировать с Третьяковкой по узнаваемости шедевров. Они интересны другим. По этим музеям можно судить о вкусах и жизни многочисленных провинций предыдущих эпох.

Мы с внучкой решили, что без провинции не возникла бы самобытная русская живопись. Иначе пропадает смысл самого названия «Передвижники». А в Третьяковке представлен не полноценный их образ. Крупные музеи стараются отобрать лучшее, а вся остальная гамма остается вне их стен.

Полноценное представление о вкусах и предпочтениях людей, приобретающих живопись, можно получить лишь посещая провинциальные музеи.

Особенно примечательна в этом отношении Картинная галерея в Козьмодемьянске. Её создание уникально. Она возникла на базе застрявшей на Волге передвижной выставки. Это было в 1919 году (этот же год взят за основу фильма о Шагале и Малевиче).

Увидеть то, что было на передвижной выставке в одном месте — это, пожалуй, можно только в Козьмодемьянске. В этом смысле музей уникален.

Город дополняет живопись той эпохи другими музеями и экспозициями.

Не достаёт только инсталляции «Передвижники». В ней могли бы поучаствовать городские художники со своими учениками. Инсталляция могла бы стать объединяющим мотивом для всех музеев города.

Для чего создавать семейный музей

В наше время вкусы граждан, а не музейных работников, можно узнать на многочисленных вернисажах. Ведь мы покупаем не шедевры, а то, что соответствует нашей обстановке и нашим вкусам, и нашим финансовым возможностям. А для этого стоит ходить на вернисажи, чтобы сначала просто посмотреть произведения живописи. Их значение во многом схоже с тем, какое имели выставки передвижников.

Великолепен вернисаж в курортном городе Кисловодск. Выставка художников хорошо сочетается с парковым искусством. Почему-то вернисаж не считается городской достопримечательностью, а зря. Ведь он рассказывает о культурной жизни, о вкусах жителей и гостей города.

Мы с внучкой посещаем вернисажи и рассматриваем картины. Идём туда не ради траты денег. Мы обсуждаем, что можно повесить у себя дома. Картина создает настроение. Зимой можно повесить одну картину, а летом на её место повесить другую, а в ожидании гостей можно повесить третью.

Покупаем их, но очень редко. Так собирается картинная галерея в нашем доме. В неё не войдут шедевры, чем гордятся именитые музеи. Не войдут и те картины, которые отражают жизнь и вкусы граждан конкретной местности, как это отражено в провинциальных музеях. В неё войдет то, что характеризует нашу жизнь, наши вкусы и наш материальный достаток.

Пройдут годы. Вкусы внучки изменятся. Изменится эпоха. А наша картинная галерея будет ей напоминать часы прогулок по вернисажу. А когда у неё появятся собственные внуки, они все вместе смогут рассматривать картины и обсуждать, как изменилась жизнь.

Искусство — лучший свидетель прошедшей эпохи. Подборка экспонатов в домашний музей мотивирует к внимательному отношению к тому искусству, которое окружает нас. И внучка теперь способна связать искусство с временем жизни творца произведения искусства.


Внучке стали понятнее и ближе произведения русских писателей. И теперь она перестала тяжело вздыхать из-за того, что надо осилить очередной том программного произведения, чтобы подготовиться к урокам литературы в предстоящем учебном году.