Образы, сокращения и тайные знаки: как запомнить всё, что задали
Образы, сокращения и тайные знаки: как запомнить всё, что задали
Успешно обучается тот, кто хорошо запоминает и пересказывает заданный материал. Как научиться этому? Важно учитывать скорость чтения, уметь сконцентрировать внимание на тексте, правильно распределять время работы. Есть также приёмы конспектирования устной речи и построении ассоциативных связей. Секретами и хитростями запоминания делится Владимир Кротов.
Вспомним, как учился в школе герой самой популярной книги Марка Твена Том Сойер. От учеников требовалось заучивать наизусть тексты Священного писания, а потом воспроизводить их в точном соответствии с оригиналом. Тем ребятам, которые умели заучивать и пересказывать, давали специальные билетики, за которые потом можно было получить награду. При таком подходе к обучению неудивительно, что Том страшно скучал на занятиях и терпеть не мог школу!
Откровенно говоря, принцип «прочитал — перескажи» главенствует в нашей системе образования и по сей день, только учат современные Томы Сойеры не библейские тексты, а параграфы по истории и географии, физические формулы и монологи литературных героев… Результат, увы, чаще всего тот же: скучно и не запоминается. А надо всё-таки запоминать. Как научиться этому?
Методика обучения чтению предполагает усвоение четырёх базовых навыков: правильность, беглость, выразительность и осознанность чтения. И если первые три навыка вырабатываются путём регулярных упражнений в чтении, то последний, самый важный, показывает уровень развития мышления человека, понимание темы, идеи текста, получение эстетического удовлетворения от выразительных средств. Именно поэтому мы безоговорочно отметём зубрёжку как метод абсолютно непродуктивный и в дальнейшем сосредоточим внимание на развитии осознанности.
С какой скоростью нужно читать, чтобы чтение было осознанным? Существует множество методик скорочтения. Мы не будем обсуждать их достоинства и недостатки, а просто отметим сразу две наиважнейших вещи.
Во-первых, если читать торопясь, вскользь, по диагонали, то запоминается лишь самый общий смысл. Ни о каких деталях, тонкостях, нюансах текста при таком чтении и речи быть не может
Во-вторых, если читать слишком медленно, то будешь постоянно отвлекаться на посторонние мысли, действия. В результате тоже запомнится весьма немного. Таким образом, чтение с точки зрения скорости должно быть оптимальным, а критерий этой оптимальности — осознанность. Поэтому, прочитав параграф учебника или главу романа, обязательно спросите себя: «Всё ли мне понятно?». Если после текста есть вопросы, ответьте на них.
Кстати, хороший способ сосредоточиться на содержании текста и не отвлекаться — это вести по строчкам пальцем или ручкой. Если чувствуете, что так лучше — смело берите на вооружение! А сосредоточенность во время чтения очень важна. Ни в коем случае недопустимо заниматься параллельно какой-либо ещё осознанной деятельностью, например, листать ленту новостей или вести диалог в соцсети. Если звучит музыка — пусть она будет привычная, спокойная, не заставляющая вслушиваться в текст песни или оценивать виртуозность исполнителей.
Короче говоря, никакой многозадачности. Может быть, Юлий Цезарь и делал несколько дел сразу, но мы же не знаем, насколько качественно он их делал, да и кто бы рискнул критиковать великого императора.
Никакой многозадачности, откровенно говоря, чаще всего и нет, а есть переключение с одного вида деятельности на другую и рассеянное внимание, отрицательно сказывающиеся на запоминании прочитанного. Поэтому при конспектировании эффективнее будет не выписывать важные мысли в процессе чтения, а разбивать текст на смысловые блоки и после прочтения каждого фрагмента записывать, что из него вы запомнили.
Если вы после этого сверите записанное вами с оригиналом, то сразу станет ясно, что вы не запомнили, на что следует обратить особо пристальное внимание.
Не пытайтесь заглотить сразу много: это, скорее, приведёт к отрицательному результату. Оптимальный размер одного текстового фрагмента — от 5 до 10 страниц
При самостоятельной работе по запоминанию или конспектированию письменного текста важно правильно распределять время. Оптимальной представляется современная школьная урочная система: 40 минут вдумчивого, сосредоточенного чтения и 5-10 минут отдыха.
Как отдыхать, решайте сами: можно полистать ленту новостей, пообщаться в соцсети, сделать зарядку или просто полежать, закрыв глаза. Делайте то, что нравится и помогает переключиться. Я, например, просматриваю новинки музыки и кино.
С письменным текстом работать довольно просто, ведь всегда можно вернуться к тёмному месту и перечитать или уточнить значение непонятного слова. Но как эффективно запоминать устную речь? Не будем забывать о том, что лекция — наиболее распространённая форма преподавания в вузах. Сидеть на ней сложа руки или заниматься посторонними делами непродуктивно и неразумно. Но и строчить за лектором слово в слово — тоже занятие и утомительное, и с точки зрения развития осознанности, мало полезное.
То есть нам вновь необходимо выработать оптимальный режим записи с осознанностью в качестве главного критерия.
Попробуйте выделять ключевые слова, словосочетания, определения, то есть самое важное. Служебные части речи — предлоги, союзы, частицы, можно пропускать
Слова, наиболее значимые для понимания общего смысла текста, — это имена существительные, особенно собственные, а также термины, понятия, их выписывать просто необходимо. И, конечно, нельзя забывать про актуальное членение предложения, деление на тему и рему, данное и новое. Что нового мы узнали из предложения? На грамматическом уровне это обычно выражено сказуемым с зависимыми словами, при необходимости выписываем и их.
В качестве примера рассмотрим текст к заданию № 1 демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку этого года. Запоминать этот текст, нам, конечно, не нужно, но необходимо выявить главную информацию.
Сначала прочитаем сам текст:
«(1)Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. (2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и другое. (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, является увлекательной страницей нашей отечественной культуры».
В первом предложении говорится о древности фольклорного театра. Во втором перечисляются театральные явления. В третьем говорится о значении фольклорного театра в отечественной культуре. Соответственно, предложения, в которых содержится главная информация текста, включают в себя все три вышеуказанных смысла и звучат так: «Фольклорный театр, корнями уходящий в глубокую древность, является увлекательной страницей нашей культуры и до сих пор не перестаёт привлекать внимание всех, кто интересуется народным искусством». Или: «Интересная страница нашей культуры, фольклорный театр, представляющий собой совокупность театральных явлений в народном искусстве, уходит корнями в глубокую древность, но продолжает привлекать внимание всех, кому дорога отечественная культура».
При конспектировании используйте сокращения, например, если речь идёт о синтаксисе, можно вместо «сложное предложение» писать СП, вместо «сложносочиненное предложение» — ССП, «сложноподчинённое предложение» — СПП, «бессоюзное сложное предложение» — БСП и так далее.
Желательно придумать простые знаки вместо часто встречающихся слов. Я, например, ставлю латинскую букву J (йот) вместо слова «который», и это, пусть немного, но всё же ускоряет запись.
Ключевые слова — принципиально важная для запоминания вещь. Текст, законспектированный в виде предложений, не даёт много пищи для ума, а вот запись, состоящая из ключевых слов, предполагает последующую расшифровку. Она несёт в себе энергию смыслопорождения, следовательно, и запоминается гораздо лучше. Поэт Александр Блок когда-то совершенно справедливо заметил, что всякое стихотворение — это полотно, растянутое на остриях нескольких слов. По моему мнению, это относится вообще к любому тексту. И наша внутренняя речь по большей части аграмматична, то есть состоит из концептов, понятий и смысловых связей между ними.
Рассмотрим эти связи поподробнее. Возьмём, например, детскую азбуку. Около каждой буквы есть картинка: А — арбуз, Б — барабан, У — утка. Для чего это делается? Очевидно, для того чтобы в сознании ребёнка возникали ассоциативные связи между буквой и начинающимся с неё словом. Встречаются и ещё более интересные варианты азбук, когда буква изображается похожей на какой-либо предмет: Ж — на жука, С — на сыр, О — на обруч. В этом случае запоминание происходит и на уровне графики.
В старославянской азбуке у каждой буквы было свое название. Само слово «азбука» происходит от названий двух первых букв: «аз» и «буки», а первые шесть букв звучали так: «Аз буки веди глаголь добро есть» (Я знаю буквы, чтобы творить добро). Конечно, при наличии таких ассоциативных связей запоминание становится успешным. Вспомните, как учился читать маленький Алеша Пёшков, герой автобиографической повести Максима Горького «Детство»: «Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: „земля“ походила на червяка, „глаголь“ — на сутулого Григория, „я“ — на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки». Обладая богатым воображением, мальчик сам устанавливал ассоциативные связи и в результате очень быстро овладел грамотой.
Многие поэты и писатели умели хорошо рисовать. Мы знаем рисунки Пушкина и Лермонтова, Антуана де Сент-Экзюпери и Эрнеста Сетона-Томпсона. А Николай Васильевич Гоголь, будучи превосходным художником, оформил собственноручно обложку первого издания «Мёртвых душ» с птицей-тройкой и огромными буквами «ПОЭМА», задавая вектор читательского восприятия с первого взгляда на книгу.
Иногда и сторонний оформитель в точности совпадает с писательской идеей. К примеру, вряд ли можно представить «Алису в стране чудес» и «Алису а Зазеркалье» Льюиса Кэрролла без великолепных иллюстраций Джона Тенниела. Так задействуется наша зрительная память. Это, пожалуй, основной вид памяти.
Давно известно, что текст, снабжённый иллюстрациями, воспринимается и запоминается гораздо лучше, чем просто текст. Неслучайно в детских книгах так много картинок! Поэтому если в тексте есть иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, графики, им нужно уделить самое пристальное внимание. Вы можете и сами дополнять иллюстрациями свои конспекты или доклады. Допустим, когда лектор рассказывает вам о «трёх китах» художественной литературы — эпосе, лирике и драматургии, неплохо будет этих китов зарисовать: поможет при запоминании.
Кроме зрительной памяти, существует ещё три вида запоминания.
- Слуховая память закрепляет ассоциации текста со звуками, музыкой.
- Моторная память — это закрепление графических ассоциаций: мы запоминаем текст, записывая его.
- Кинестетическая память — это ассоциация с какой-либо деятельностью. В нашем случае это деятельность речевого аппарата человека: голосовых связок, губ, зубов, языка, нёба.
Итак, если мы прочитаем глазами, прослушаем, проговорим и запишем один и тот же текст, запоминание его будет максимально результативным.
Речь человека возникла из необходимости обмениваться информацией при совместных действиях: на охоте, в труде, на совете старейшин рода. Информация и диалог — вещи издревле тесно связанные. Диалог вы ведёте и с преподавателем на зачёте или экзамене, и с оппонентами на защите проекта, и во множестве других ситуаций, требующих наличия большого количества знаний.
Если есть возможность пересказать кому-то текст, обсудить его или поработать над ним в группе, не упускайте её — это отличная среда для восприятия и запоминания
Важная составляющая успешного запоминания текста — системность. Если мы будем, например, просто заучивать правила русского языка, это будет недостаточно эффективно. Но если мы имеем представление о морфологии, нам будет очень просто запоминать многие правила, действуя по алгоритму: «К какой части речи относится слово?», ведь основной принцип русской орфографии — морфологический. Так мы без труда усвоим слитное и раздельное написание частицы «не», правописание одной и двух «н» в прилагательных и причастиях, дефисные написания и многое другое.
Насколько велики возможности человеческой памяти? Из интернета мы узнаём о впечатляющих результатах, достигнутых интеллектуальными спортсменами на чемпионатах мира по запоминанию. Люди запоминают огромное количество исторических дат, абстрактных картинок, имён, лиц, двоичных чисел, игральных карт, стихов.
Практически все спортсмены сначала превращают данные в образы, а затем создают из них структуры или последовательности. Образы — это язык мозга, поэтому чтобы запомнить стихотворение или параграф из учебника, нужно не зубрить, а представлять и осознавать.
Но, возможно, вы спросите: «Зачем нам держать в памяти столько информации, если в наше время практически везде есть интернет и мы можем в несколько кликов получить всё, что нас интересует?». Дело даже не в том, везде и всегда ли есть интернет, а в том, что установление смысловых связей между объектами и явлениями — это творческий процесс. Именно на этой основе возникает образ, художественное отражение действительности в нашем сознании. И все выразительные средства: метафоры, эпитеты, сравнения — способствуют запоминанию, потому что включают нашу фантазию.
Разве забудешь «шаровары шириной с Чёрное море» Гоголя или «Белеет парус одинокий…» Лермонтова? Если вы занимаетесь не литературой, а точными науками, это ровным счётом ничего не меняет: есть анализ и синтез — есть и созидание, и развитие. Ни одно изобретение невозможно без творческого полёта мысли, без осознанного освоения и приумножения существующих знаний.
Потребление готовой информации из интернета не развивает нашего мышления и ничего нового нам не даёт, в отличие от творческого осмысления прочитанного.
В общем, интернет следует воспринимать не как свою внешнюю память, которая способна, кстати, и неверную информацию дать, и отключиться в самый нужный момент, а как справочную систему, существенно ускоряющую работу вашего мозга, которую никто не отменял и никогда не отменит.
Фото: Shutterstock (Cookie Studio)