Голос — орудие педагога. Дети должны понимать, что он у вас есть

(А кричать на детей — плохо!)
16 289

Голос — орудие педагога. Дети должны понимать, что он у вас есть

(А кричать на детей — плохо!)
16 289

Как учитель должен разговаривать с детьми? Конечно, спокойно, уважительно, не повышая голос. А что делать, если вежливые просьбы сесть за парты и начать урок тонут в гуле детских голосов? Наш блогер Вадим Мелешко уверен: сильный голос — один из важнейших инструментов учителя, без которого в школе выжить просто невозможно.

В армии я был запевалой (для меня это был единственный шанс проявить себя). Одно дело — это петь в комнате, когда ты просто стоишь и тебе никто не мешает. И совсем другое — идти при этом в строю, чеканить шаг, соблюдать интервал и дистанцию и стараться петь так, чтобы тебя слышали не только 120 курсантов нашей роты, но и все вокруг!

Взводный постоянно приказывал петь громче. В первый же день у меня сел голос настолько, что я даже испугался, сможет ли он вообще восстановиться. Но всё получилось: я начал чувствовать силу и выкладывался на все сто.

И этот навык мне потом очень пригодился. Не только как сержанту, которому по долгу службы нужно давать громкие команды, но и как учителю. Который, к сожалению, далеко не всегда способен общаться с любым классом, включая самые шумные и безбашенные, в обычном тоне, не повышая голоса.

Оказалось, что навести порядок мне с моим голосом гораздо проще, чем моим однокурсницам. Более того, кое-кому из них в кулуарах так прямо и намекнули, что если вы не сможете привести свои голосовые связки в порядок, то вас, скорее всего, просто не будут слушать, а значит, и принимать всерьез. Это, повторяю, говорили люди, проработавшие в школе не один десяток лет. Причем как раз те, кто, имея за спиной четверть века стажа, вели уроки вообще чуть ли не шепотом, а их, несмотря ни на что, слушали и слышали. Потому что их авторитет был абсолютно непререкаем и им не нужно было укреплять его криком.

А вот с молодежью, увы, не так. Редко кто из начинающих учителей обладает даром с первых же уроков так построить коммуникацию, что дети сами прекращают орать и шуметь. Большинству приходится использовать голос как дубину и кнут для непокорных.

Сказал нормально — тебя не услышали, увеличил громкость — начали реагировать. Рявкнул так, что стекла задрожали, — в классе сразу стало тихо, все всё поняли

Хорошо ли это? Нет. Но это есть. И это говорит только о том, что учителей не учат тому, что им необходимо в самую первую очередь, — умению навести порядок, привлечь внимание, осадить самых буйных, заставить (да-да, именно заставить!) себя слушать. Не обладающего этими навыками человека просто бросают в омут и смотрят, кто выплывет, а кто утонет.

Выплывают те, кому удалось самому для себя в оперативном режиме создать эффективную систему взаимодействия с классом, неважно, с использованием громкого голоса или нет. А те, кого не слышно и кто не интересен, потом вынуждены искать себя в чем-то другом.

Вы скажете: «Кричать на детей плохо, это признак непрофессионализма, ведь крик — это стресс, агрессия, унижение человеческого достоинства, и вообще, хорошие учителя всегда говорят только обычным тоном, и у них не бывает причин повышать голос на кого-то». Да, это так, но только вместо «хороших учителей» я бы сказал «идеальные». Потому что обычные, рядовые, в 100% случаев вынуждены хотя бы раз в год использовать силу децибелов для решения своих учительских задач и проблем. Не хотите, чтобы было так, учите, как делать иначе.

А пока мой добрый совет студентам педагогических вузов: сильный голос вам гарантированно понадобится, что бы вам ни говорили. Это как меч, который вовсе не обязательно каждый раз доставать, им угрожать или разить наповал, просто он у вас должен быть. И дети должны понимать, что он у вас есть. Впрочем, если у вас есть какая-то альтернатива этому оружию — пожалуйста, не вопрос, делайте ставку на нее, главное, чтобы она 1) была 2) была эффективной.

Я уже много лет не преподаю. Что интересно, последние годы, перед тем, как уйти из школы, мне не надо было ни на кого орать, никого усмирять силой своего голоса. Дети и так знали, что, если надо, я могу это сделать. Но не делаю. А еще, разумеется, знали они и то, что шум на уроках не нужен им же самим, он просто мешает, отвлекает. Однако чтобы к этому прийти, понадобились долгие годы практики. Кто-то из моих коллег кричит до сих пор. Кто-то не кричал с самого начала. Словом, кому как повезло.

А в сухом остатке получается вот что: голос учителя — это средство его общения с теми, кого он учит. И голосовые связки — это его рабочий орган. Имея сильный голос (а чтобы он стал сильным, им нужно заниматься), вы можете даже без крика сказать так, чтобы вас услышали аж в соседнем кабинете. Есть, правда, и еще один рабочий орган — мозг, и если его правильно настроить, то можно учить вообще без голоса.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.