«Мне надо прикасаться к ученику»: как незрячая девушка стала преподавателем по вокалу

«Мне надо прикасаться к ученику»: как незрячая девушка стала преподавателем по вокалу

У Даны — нарушение зрения. У неё два образования, одно из которых — вокальное. Девушка не работает (и не хочет) в школе, но у неё много частных учеников. О том, как проходят её уроки и почему она выбрала для себя такую профессию, она рассказала в блоге.

Я никогда не раскручивала вокальный бренд. Просто встречалась с друзьями и говорила, что преподаю вокал. Друзья рекомендовали меня знакомым, знакомые — своим знакомым. Так ко мне начали приходить ученики.

Первой трудностью было понять, где с ними заниматься. Тогда я снимала небольшую квартиру в Подмосковье — дети с другого конца Москвы не стали бы ко мне ездить. Поэтому тогда я либо просто приводила их на место своей работы (там было оборудование), либо ездила к ученикам домой, если у них был инструмент и микрофон. Это стало прекрасным выходом из положения. Чуть позже я арендовала свой кабинет. Это, конечно, удобнее и для меня, и для детей.

Мне никогда не хотелось преподавать в специализированной школе или колледже. Я сама училась в обычной школе, и меня больше интересовали методики, которые могли передать мои педагоги по вокалу. Про специализированные вузы я много слышала — там есть безусловно классные преподаватели, но по большей части качество образования оставляет желать лучшего. Но я не хотела преподавать в школе или вузе. Это имеет смысл, если ты хочешь построить карьеру в академической среде, а у меня никогда не было таких устремлений.

А вот дети у меня были разные: с инвалидностью и без. При первом контакте с учеником я всегда говорю, что для меня очень важно тактильное восприятие — чтобы понять как человек дышит, верно ли у него работает голосовой аппарат, в том числе работа челюсти, работа мышц лица. Чтобы это проверить, для меня важно к человеку прикоснуться. В этом плане мне очень повезло: когда я приехала в Москву, у меня была девушка-преподаватель, которая не переживала по поводу необходимости тактильного контакта с учеником, и меня этому научила.

Я же со всеми учениками обсуждаю, комфортно ли им будет, если я буду прикасаться к лицу, ребрам, спине. Эти части тела активно участвуют в формировании звука, и, чтобы понять, что включилось в тот или иной момент, мне важно прикоснуться и человеку показать. Такой способ помогает и людям без инвалидности понять, какая часть тела дает тот или иной звук. Мы вместе со студентом учимся делать разные звуки за счет разной механики мышц. Тут очень важны личные границы и то, насколько ученик готов пускать в личное пространство.

Если идет жесткое сопротивление на телесном уровне, то мы принимаем решение о прекращении совместной работы

Мне нравится работать с детьми старше 7 лет, так как для обучения дошкольников требуются специальные методики, которыми я не владею. Поэтому не рискую брать на себя такую ответственность. Школьники очень контактны, с ними уже можно и через игровые формы работать, и через простое взаимодействие много чего показать, рассказать и объяснить.

У меня достаточно большой опыт работы с разными людьми, и могу ответственно заявить, что нет таких людей, у которых нет музыкального слуха. Бывает отсутствие практики, возможности соотнесения того, что человек делает и как он звучит. Какие действия он совершает и какой звук получает.

Очень часто ко мне приходят ученики, которые не могут попасть в ноту, даже когда я ее воспроизвожу на музыкальном инструменте. Мы вместе ищем этот звук и найти не можем. Но проходит три-четыре занятия, когда мы планомерно ищем эти звуки, и студент начинает попадать в ноты. Это вдохновляет и самого ученика, и меня как преподавателя.

Моё образование помогает мне и в публичных выступлениях. Я знаю, как работать с голосом так, чтобы не кричать и чтобы после длинного выступления остались силы. Но все же навыки подготовки презентаций, публичных докладов появились у меня тогда, когда я начала заниматься волонтерством и инклюзией.

При выборе профессии я опиралась на мнение родителей и думала, что другого пути нет

Они считали, что я могу только петь. Есть вообще такой стереотип, то незрячие люди лучше слышат, у них развита эхолокация. Это полная чушь. Навыки слухового и тактильного восприятия нарабатываются с опытом. У нас на курсе были девочки с шикарными голосами и хорошими природными данными. Я на их фоне выглядела средне. Понятно, что мои однокурсницы были без инвалидности. Оглядываясь назад, понимаю, что могла заниматься чем-то другим.

Очень важно прислушаться к себе при выборе своего пути. Соотнести мнение окружающих и реальные возможности, инструменты, которые тебе нужны для освоения выбранной специальности. Нужно проанализировать эти факторы и сделать выбор. Надо понимать, может ли твоя инвалидность стать помехой профессии. А если не может — то идти вперед, при этом всегда реально оценивая ситуацию.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Материал подготовлен в рамках проекта Everland «Эстафета успешности»