Почему современный класс не должен быть похож на казарму и как мебель может помогать в учёбе
Почему современный класс не должен быть похож на казарму и как мебель может помогать в учёбе
В Москве прошла выставка Build School 2017, посвящённая архитектуре и интерьерам современных школ. На выставке обсуждали, как сделать пространство школ современным. Руководитель дизайн-студии 33dodo Рая Ивановская рассказывает о выставке и объясняет, зачем в школе опенспейс.
Министерство образования начали программу реновации школ, она проходит в рамках общей реформы образования, и на это выделяются деньги. Наконец-то потребность сделать школы современными сформировалась в обществе и в государстве.
По горячим следам пишу впечатления о первой выставке Build School 2017. Это было первое мероприятие, на котором провели выставку-конкурс-смотр архитектуры и интерьеров школ.
Кроме того, запросы общества настойчиво намекают, что нынешние школы проектируют по стандартам советских времён, и это никуда не годится. И надо по-другому. Как по-другому, все представляют смутно. Есть большой западный опыт, но он пока не осмыслен. Опыт инновационного строительства школ и садиков в России есть, но единичен, не известен широкой публике и тоже не осмыслен. То есть выставка-конкурс вполне себе своевременное и актуальное событие.
На выставке были представлены архитектурные и, в гораздо меньшей степени, интерьерные проекты. Несколько расстраивало, что преобладали именно проекты, а не реализованные постройки. И те, которые реализованные, — это, конечно, шаг вперёд от унылых панельных построек школ 80-х годов. Но пока это шаг маленький и неуверенный. Контраст с западными, европейскими проектами колоссальный, не в пользу наших. Тем не менее процесс идёт и внушает осторожный оптимизм.
Почему важно проектировать и строить школы по-новому
Пространство школы может обеспечивать качественно иной подход к обучению. Более эффективный и современный.
Это знаменитая пирамида, которая показывает качество усвоения знаний в зависимости от каналов их поступления.
Традиционный формат, когда учитель говорит, а ученики слушают или читают параграф, — самый неэффективный.
Прогрессивным считается формат активного добывания знаний. Чтобы школьники могли активно делиться с друг другом, обсуждать, спорить, ставить задачи, учить. Одна активность должна сменяться другой.
Поэтому классы и мебель в них должны быть трансформируемые. Столы можно двигать так, чтобы образовывать разные типы взаимодействий учеников друг с другом — самостоятельная работа, в паре, в группах, семинары, лекции…
Школьники должны взаимодействовать с друг другом не только по горизонтали (с одноклассниками), но и по вертикали (разные возраста друг с друг другом). Разнообразие социальных взаимодействий обеспечивает опенспейс.
Грамотное использование пространства увеличивает вместимость школьников
Стены съедают пространство. Тот же опенспейс гораздо эффективнее в плане его использования, а необходимое зонирование достигается за счёт мобильных перегородок.
Большинство помещений можно использовать под разные нужды, трансформируя в зависимости от задачи. Например, столовая задействуется в первую половину дня, во вторую можно использовать, как место для занятий и общения. Или даже как аудиторию. Актовый зал может трансформироваться в спортивный.
На выставке приводили пример стандартной беллорусской школы, в которой перепроектирование пространства и внедрение опенспейса увеличили вместимость школы на 30%.
Пространство школы должно учитывать разные потребности, разные типов учеников. Обеспечивать их психологический и физический комфорт
В итоге это влияет и на вовлечённость детей в учебный процесс, и на отношение к школе, и на отношение к жизни в целом.
В школе должны быть места, где ученики могут уединиться и побыть в тишине один на один с собой, где они смогут пообщаться в неформальной обстановке и самовыразиться. Современными материалами и технологиями это вполне можно реализовать.
Современное пространство школы — это концепция общественного культурного пространства, гибкого, открытого, дружелюбного.
Переход от формата школа-казарма, как наследие советского прошлого, к формату школа-культурное пространство — трудный и тернистый. Мозги плавятся и скрипят, менталитет тяжело ворочается, архитекторы говорят про госзаказы и СНИПы, чиновники говорят о бюджетах и госпрограммах, а мир меняется вокруг очень быстро.
Фото: 33dodo