Вторая победа в истории: как режиссёрки завоевывали кино и «Оскары»
Вторая победа в истории: как режиссёрки завоевывали кино и «Оскары»
25 апреля прошла церемония награждения Американской киноакадемии «Оскар». Награду за лучшую режиссуру получила Хлоя Чжао за фильм «Земля кочевников», который также завоевал статуэтку в главной номинации. Наш блогер Полина Чернецова вспоминает, какую роль женщины сыграли в развитии кинематографа и почему об этом мало кто знает.
Те, кто хотя бы раз интересовался историей возникновения кино, могли заметить, что лидерские позиции в этом деле занимают мужчины. Томас Эдисон и Уильям Диксон придумали кинетоскоп (предшественник кинопроектора), братья Люмьер изобрели и запатентовали синематограф (лёгкий кинопроектор), они же сняли больше тысячи короткометражных фильмов, которые пользовались большой популярностью.
Главный кассовый хит того времени — фильм «Великое ограбление поезда» — снят американским режиссером Эдвином Портером. Первые сценарии, первое немое и звуковое кино, первый фильм, сделанный с использованием 3D-технологий, — все это дело рук мужчин.
И лишь изредка в списке самых значимых режиссеров можно встретить женское имя. Говорит ли это о том, что женщины практически не внесли вклад в развитие киноиндустрии? Или же у женщин просто не было доступа в этот мир? Давайте разбираться.
В конце XIX века француженка Алис Ги-Блаше становится первой женщиной-режиссером и первым режиссером, который снял фильм с использованием сценария («House Divided»). Алис одна из первых сняла фильм в цвете («La Fée Printemps»). За свою жизнь она сделала более 400 фильмов, в которых освещала темы религии и путешествий. А в 1953 году она стала обладательницей французского ордена Почетного легиона.
До начала XX века Алис Ги-Бланше остается единственной женщиной-режиссером в мире. В 1968 Алис умирает: ни одного некролога в периодических изданиях, ни одного упоминания о ней в книге об истории компании Gaumont, в которой режиссер работала много лет, не встречается.
Одновременно с Алис Ги на студии Gaumont работала над созданием кинокартин Лоис Вэбер — актриса, в 1911 году дебютировавшая в режиссуре и ставшая одной из самых популярных режиссеров Голливуда. Она прославилась полнометражными картинами, в которых поднимала ряд острых проблем, которые остаются актуальными и по сей день: неравномерную оплату труда, бедность и сложное положение женщин в социальной иерархии. Наиболее значимыми картинами Вэбер стали «Too Wise Wives», «Suspense», «The Blot», «What Do Men Want?». Несмотря на ее огромный вклад в киноиндустрию, имя Лоис Вэбер редко упоминается в исторических источниках.
Со временем кино из новшества превращается в бизнес. Женщин, которых в мире кино итак было немного, вытесняют из студий. Конечно, некоторым удавалось пробиться в мир кино, но об их и заслугах до последнего времени не говорили или говорили снисходительно.
В 2010 году произошло значимое для индустрии событие — Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной, которая получила премию «Оскар» в номинации «Лучшая режиссура». Картина, повествующая о буднях саперов в Ираке, была высоко оценена критиками и помогла Бигелоу войти в истории.
Церемония 2021 года порадовала нас второй триумфальной победой женщины-режиссера. Китаянка Хлоя Чжао получила статуэтку «Оскар» за работу над фильмом «Земля кочевников». Она представила меланхоличную картину о женщине, вынужденной путешествовать по Америке с целью заработка, и стала настоящим прорывом года, который теперь непременно войдет в историю индустрии.
Российская киноиндустрия тоже может похвастаться женщинами-режиссерами. Так, например, звание «королевы независимого кино» заслуженно носит Рената Литвинова. Многие ее картины можно назвать элитарными: необычный сценарий и особый режиссерский взгляд на простые вещи делают картины похожими на изысканные театральные постановки.
Другая, но менее известная режиссер — Марианна Яровская, известная и в России, и США. Наиболее известная её работа — документальный фильм «Женщины ГУЛАГа» — была включена в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».
Сегодня, когда женщины наконец-то доказали свое право работать в киноиндустрии наравне с мужчинами, важно не забывать об их заслугах в прошлом. Ведь именно они были новаторами мирового кинематографа и, несмотря на сложные ситуации в мире, не боялись затрагивать общественно значимые темы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.