«Мало практики, много теории»: преподаватель журфака — о своей работе и студентах

«Мало практики, много теории»: преподаватель журфака — о своей работе и студентах

Наш блогер Олег Мушков уже рассказывал, как преподает журналистику в школе. Теперь он работает со студентами, ведет сразу 3 предмета и старается сделать так, чтобы будущие журналисты, получив диплом, не только обладали определенным набором навыков, но и понимали уровень свой ответственности.

Я работаю в Московском гуманитарном университете всего 2 месяца, но кажется, что дольше: объем работ, борьба с системой и выстраивание новой отнимают много сил. Я очень хотел преподавать именно в вузе, поэтому, когда поступило предложение от МосГУ, согласился вести те дисциплины, на которые меня назначили. В итоге получился такой список предметов:

  • Профессионально-творческий практикум (4-й курс);
  • Новостная журналистика (1-й, 4-й и 5-й курсы);
  • Профессионально-творческий практикум: новость в развитии (1-й курс).

С тем, как организовать работу по новостной журналистике, вопросов у меня не было (разве что: почему новости изучают на 4-м и 5-м курсах?) С практикумом было сложнее: о чем здесь говорить? Но поскольку меня позвали как практикующего журналиста, я решил составить программу курса сам — от и до.

На журфаке в МосГУ, как и в других вузах, слишком много теории и мало практики. Я подумал, что практикум — отличный способ это исправить. Программу я накидал с нуля за 3-4 часа: определил важные форматы и ключевые точки, без которых получение зачёта/экзамена невозможно.

Разработанная на бумаге схема работы

Как устроена практика

По понедельникам студенты сами выбирают журналистский жанр, который мы будем разбирать. Сперва изучаем теорию, потом ищем примеры жанра, комментируем работу профессионалов. А дальше — разбиваемся на группы и создаем собственный материал. Вот какие форматы мы разбираем:

1. Сюжет о вузе

Как можно окончить факультет тележурналистики и не снять ни одного нормального репортажа? Учиться этому лучше в знакомой среде, поэтому темой первого репортажа я и выбрал вуз. Выбираем, о чем именно будем снимать, и начинаем. Это парная работа.

2. Сюжет не о вузе

Конечно, учиться нужно не только в комфортной среде. Раз в неделю кто-то из студентов выезжает на мероприятие и снимает сюжет там. Это опыт более важный: в незнакомой обстановке приходится быстро реагировать — иначе материал выйдет плохой. Если такое случается, мы разбираем то, что получилось, даем обратную связь: и я, и одногруппники.

Коллективный разбор работ — вообще важный формат для обучения: ты хвалишь и критикуешь материал коллеги и при этом учишься сам, как надо и как не надо делать.

3. Текстовый репортаж о вузе

То же, что и с репортажем, только текстом. Студенты сперва обрадовались такому формату (кажется, раньше они только с текстом и работали), но рассказать о событии без видеоряда — не такая уж простая задача. Пока что сделать действительно качественный репортаж не получилось. Но мы над этим работаем.

4. Текстовый репортаж не о вузе

Посыл тот же, главное — вне родных университетских стен.

5. Стрит-ток в вузе

Проще говоря, быстрый опрос. Это новый формат, здесь главное — не стесняться задавать вопросы и добиваться ответов на них. Это важный навык для журналиста, многие мои студенты его в себе пока не развили.

6. Стрит-ток вне вуза

Подход — тот же, что и в сюжете (работа на улице, на выставках или мероприятиях). Вопросы задаем уже не знакомым преподавателям и студентам в стенах вуза, а чужим людям. У нас даже один курсовой проект сделан на основе стрит-тока за пределами университета.

7. Подкаст

Подкасты любят многие, но о том, как они записываются, не задумываются. Это не просто сесть и поболтать, а потом опубликовать получившуюся запись. Здесь важна подготовительная работа: надо выбрать тему, жанр, найти ведущих, разобраться с технической стороной записи, найти гостей, если они предполагаются.

После записи разговор надо смонтировать, добавить оформление, сделать интро, найти отбивки (саунд-дизайн — обязателен), выровнять звук. Мы выбрали одну тему для всей группы — культура. Назвали подкаст «Культурный голос журналиста», опубликовали уже 3 выпуска: про готику, про кино и интервью с музыкальным продюсером. Послушать нас, кстати, можно в Apple подкастах.

8. Прямой эфир в VK

Это наша боль. Но мне кажется, что программа в прямом эфире — обязательный пункт на журфаке. Другие форматы можно переснять, переписать, смонтировать. Здесь же нельзя допускать ошибки. Как записали — так и пошло в эфир. Важно прочувствовать драйв и нерв онлайна, научиться не терять дар речи, следовать плану и при этом уметь импровизировать.

Конечно, раньше студентов этому не учили, поэтому с этим форматом у нас пока что полный провал. Но мы научимся!

Настройка OBS перед стартом очередного эфира

9. Статья

Ещё один очень популярный жанр у моих студентов. Я со временем понял, почему он им так нравится. Ребята просто брали идеи из интернета и делали как будто бы доклад: «Есть вот это — смотрите». Да, были неплохие тексты, но выстроены все были по одному сценарию.

Мы начали трансформировать работу со статьями в поиск проблематики, учились работать с комментариями экспертов и героев, выбирать источники. После разбора теории желающих написать статью стало меньше. Зато тексты получаются качественнее!

10. Интервью

Ну что может быть проще? Разговариваешь с людьми и записываешь. Но студенты еще на этапе уличных опросов поняли, что работа эта не из легких.

Я учу ребят писать подводки, делить разговор на подтемы, заранее составлять вопросы и пользоваться «добивками» (дополнительными вопросами, которые возникают по ходу разговора). Даже просто договориться об интервью бывает непросто. Но мои студенты справляются. У нас уже был успешный опыт с интервью.

Мы обсуждаем выполненные материалы каждую неделю. Конечно, студенты постоянно срывают сроки или вообще не делают то, что задано. Но меня удивляет не это. Многие ученики просто отказываются от взаимодействия: они не задают вопросы, а предпочитают сначала сделать, потом разбирать ошибки. Но мы работаем и над этим: учимся составлять план сюжета, статьи, репортажа заранее, обговаривать вопросы, уточнять то, что непонятно.

Что еще раздражает: желание работать только со своими друзьями/подружками и отказ работать с кем-то конкретным. Пытаюсь говорить о том, что на работе выбирать не получится, а находить общий язык надо уметь с разными людьми. Я ждал от студентов совсем другого отношения к делу.

Спустя 2 месяца после начала нашего практикума у нас готовы 44 материала. Я считаю, для людей, которые раньше занимались только теорией, это неплохой результат.

Новости

Если вы спросите любого журналиста, с чего нужно начинать практическое обучение профессии, вам ответят: «Конечно же, с написания новостей!». Тем не менее, новостная журналистика была в этом семестре аж у 5-го курса (это заочники), у 4-го идёт прямо сейчас! В октябре мы начали работать над новостями вместе с первокурсниками — вот это как раз логично.

Здесь я не долго думал над форматами, максимально упростил задачу: за семестр надо написать 10 расширенных новостей:

  • 5 рерайтов. Просто найти новость и переписать её, сохранив оригинальность.
  • 5 эксклюзивов. Написать с нуля о том, что происходит в окружении — с одногруппниками, в семье, в университете. Эти новости мы не публикуем, только тренируемся.

Работаем по такой схеме: найти инфоповод — написать заметку — сказать об этом мне — получить правки — отредактировать — сообщить мне — получить подтверждение, что работа выполнена верно. Только когда этот цикл пройден, материал засчитывается.

Новости помогают сменить настрой: от школьных сочинений — к новостным форматам. Тут тебе и поиск данных, и фактура, и отсутствие субъективного мнения, и комментарии эксперта. Поэтому с новостями студенты должны работать с 1-го курса.

Встречи с настоящими журналистами

Я считаю себя хорошим преподавателем. Но знать обо всем одинаково хорошо невозможно. Я даю студентам отличную базу, но и сам продолжаю учиться. Чтобы совместить приятное с полезным, я придумал вот такие интерактивы:

  • Два раза в месяц к нам приходят журналисты-практики — те, кто работает по профессии прямо сейчас. Они отвечают на вопросы и рассказывают про свою работу. Пока получилось организовать 3 встречи. К нам приходили выпускающий редактор МК Ольга Маранди, райтер международного PR-агентства Vinci Виталий Воловатов и обозреватель радиостанции BusinessFM Иван Колыганов.
  • Мы отправляемся на большие события, где работают настоящие журналисты. Недавно, например, 3 студентки посещали Московскую неделю интерьера и дизайна, отсняли там 3 сюжета. Получилось не все, но в итоге мы докрутили отснятое и написанное и выпустили готовый репортаж.
Встреча моих студентов с выпускающим редактором «Московского комсомольца» Ольгой Маранди

Конечно, как и многим другим преподавателям, часто хочется бросить всё и уволиться. Я и не исключаю, что рано или поздно я это сделаю. Тем более журфак для меня не основное место работы. Но с половиной первого семестра мы справились. Как только пройдет зимняя сессия, вернусь сюда и расскажу про итоги.

Встреча студентов 2-го, 3-го и 4-го курсов с райтером международного PR-агентства Vinci Виталием Воловатовым

Одно я понял точно: вместе со студентами я становлюсь лучше. И очень им за это благодарен.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото на обложке: Roman Samborskyi / Shutterstock / Fotodom. Фото в тексте: личный архив Олега Мушкова