«Я почти начал верить»: что такое фоновый материал в литературе и как его правильно подавать

4 558

«Я почти начал верить»: что такое фоновый материал в литературе и как его правильно подавать

4 558
Картина Леонида Пастернака «Муки творчества»

Представьте: вы открываете книгу, надеясь, что сейчас вас увлекут сюжетом или яркими персонажами. А вместо этого первые десять страниц вас мучают историческим обзором происходивших некогда славных событий. Место действия книги — это фоновый материал. И уметь с ним правильно обращаться пригодится не только начинающим авторам, но и школьникам на ЕГЭ по литературе.

Что такое «фоновый материал»

1. Сведения об истории, социальном устройстве, культурной обстановке места, где развиваются события вашей книги

Например: вы пишете фэнтези, или фантастику, или исторический роман, и вам надо ввести своего читателя в курс дела. А читатель ни о чём не подозревает — об этом надо помнить! Максимум, что он знает о вашей вселенной — то, что действие протекает в 14-м веке, или же на далёкой планете, где живут «бородатая выхухоль и мыши-медуницы». Эти факты обычно сообщаются в аннотации книги. А больше читатель не знает ничего, и надо как-то ненавязчиво дать ему исторический или географический экскурс. И сделать это надо так, чтобы читатель не отбросил книгу на второй же странице. Ведь скучно читать долгое описание исторических событий, или ландшафтов, или социальных институтов художественного мира, который нам чужд, в который мы ещё не погрузились, который мы ещё не полюбили всей душой.

2. Сведения научного характера

Например: вы пишете фантастику, ваши герои изобрели машину, которая превращает людей в «саблезубых кузнечиков». Для создания атмосферы научности надо описать эту машину (или механизм её работы) так, чтобы читатель смог в это поверить. Вообще формула фантастического жанра звучит так: «Я почти начал верить» (формулировка из знаменитой работы Цветана Тодорова на эту тему). То есть читатель, конечно, понимает, что машина, которая превращает людей в саблезубых кузнечиков, не существует в реальности, но в рамках описанного автором мира она должна выглядеть более-менее реалистично.

Ошибка, которую делают многие: «А давайте я быстренько на первых страницах расскажу, что к чему». Это не работает.

Представьте себя на месте читателя. Он открывает незнакомую книгу, а его с первых страниц грузят информацией о художественном мире, который пока совершенно незнаком, ведь ты к нему ещё не прикипел сердцем, ещё никого оттуда не знаешь… Зачем мне читать о том, как несколько столетий назад в Стране Серебряных Скал бушевала разрушительная, жесточайшая война между сторонниками короля Эдуарда Зеленобородого и принца Натаниэля Краснолысого?

Что нужно делать, если вы не хотите усыпить своего читателя

1. Переплетать историческую, социальную, географическую справку с событиями, которые происходят с персонажем

Самое простое, что можно сделать, и многие этим приёмом пользуются. Лично мне очень нравится, как это сделано у Сьюзен Коллинз в «Голодных играх». Знаю, что книга не шедевр, но именно на таких произведениях (массовых и современных) удобно изучать те или иные приёмы — они там на поверхности лежат, их лучше видно, чем в иных классических произведениях.

Рекомендую всем почитать несколько первых страниц первой части «Голодных игр» (мне она нравится больше всего — сделана лучше): обратите внимание, пока героиня доходит от своего дома до леса и обратно, автор успевает полностью ввести нас в курс дела. Что там с историей, где живут, какой социальный строй, какая идеология, из какой семьи героиня, кто она сама, какая по характеру, какое у неё прошлое. Всё это автор сообщает ненавязчиво, параллельно с развитием событий, которое ни на секунду не тормозит и не зависает. Высший пилотаж.

2. Создать ситуацию, в которой озвучивание фонового материала будет смотреться органично

Например, ваш герой сдаёт экзамен или беседует с бабушкой-дедушкой, которые вспоминают старые добрые (или не очень) времена; смотрит телепередачу, проходит собеседование… Может выглядеть топорно и наивно, потому что этим приёмом тоже часто пользуются, однако всё зависит от того, как вы это сделаете. Этим приёмом не брезговал Эрнест Хемингуэй, когда создавал роман «По ком звонит колокол»: уже на второй странице главный герой, Роберт Джордан, вспоминает свой разговор с генералом Гольцем, в котором тот сообщил ему всю основную информацию о военном положении, обстановке, ходе предстоящих военных действий и о задаче, возложенной на Роберта Джордана. Удобно: суть изложил — и дальше можно к этому не возвращаться.


А теперь вопрос к вам: в каких книгах, на ваш взгляд, фоновый материал подан хорошо, и как автор этого достигает?