Убрус, понёва и вилочка: что вы знаете о праздничном древнерусском наряде

2 661

Убрус, понёва и вилочка: что вы знаете о праздничном древнерусском наряде

2 661

В продолжение темы культурного наследия Древней Руси наш блогер из «ДШИ.онлайн» показывает, как наряжались древние модницы, зачем украшали нижнюю рубаху, и предлагает порассуждать о преемственности моды.

Давайте перенесёмся во времена Древней Руси. Как и в наше время, в старину очень любили наряжаться. Рассмотрим на примере праздничного костюма племени вятичей, что было модным и стильным тысячу лет назад, в эпоху становления Древнерусского государства, а также посмотрим, что унаследовала современная одежда у предков москвичей.

На фотографии Юлия Зайдель

Реконструкция облика зажиточной замужней молодой женщины племени вятичей второй половины XI века на территории современного Одинцовского района Московской области.

Основу комплекта составляла рубашка — нижнее платье, выполнявшее функцию белья. Рубаха могла быть туникобразного кроя или поликовая, с маленькими складочками, заложенными у ворота. Праздничный вариант мог декорироваться привозным и очень дорогим в то время шёлком, а также тесьмой, тканой на дощечках, и плетёными шнурками на особом приспособлении — «вилочке».

Разрез ворота мог быть как центральным, так и боковым. Застёгивался он на металлические пуговки-грибочки либо бусинки или бубенцы. Роль пуговок также могли играть обшитые шёлком вишнёвые косточки. Рубашка имела в старину важное, сакральное значение для человека, считалась частью организма, второй кожей. Именно поэтому по вороту, рукавам, подолу её обязательно хотя бы минимально декорировали, дабы через эти отверстия в человека не проникли злобные силы потустороннего мира.

В материнскую рубашку заворачивали новорождённого, чтобы с помощью материнской энергии защитить маленького человека от болезней и посягательства огромного количества духов, населявших, по поверьям славян, весь окружающий мир.

Поверх рубахи надевался предок современной юбки, древнейшая одежда славянок — понёва, которую шили из трёх, реже четырёх полотнищ смесовой ткани — льна и шерсти. Цвета и узор могли разительно отличаться от региона проживания хозяйки, её социального и семейного статуса, возраста. По сути, древнерусский костюм играл роль и паспорта, и странички в социальной сети — по нему практически всё можно было узнать о человеке. Понёву начинали носить девушки, и, конечно же, носили взрослые женщины. В этнографии сохранились записи старинного обряда «впрыгивания в понёву»: девушка ходила по скамье туда и обратно, а её мать держала понёву раскрытой и приговаривала: «Вскоци дитятко, вскоци милое!» — а девушка капризничала и уворачивалась от рук матери со словами: «Хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу!» Праздничную понёву также декорировали шёлком, тесьмой, шнуром. К её подолу могли пришиваться бронзовые бубенчики. Их звон отгонял от хозяйки злые силы.

Цвета для создания узорных тканей делались с помощью натуральных красителей. Растение марена окрашивала в красный цвет. Кора дуба — в серый и коричневый. Крушина и пижма — в жёлтый. Дорогой привозной краситель индиго — в синий. Обязательным атрибутом славянского костюма был пояс. У женщин он был тканым на дощечках, однотонным или узорным. Появиться «распоясанным» в стародавние времена означало навлечь на себя большой позор. Пояс также считался оберегом и часто играл роль сумки: на него подвешивались кожаные кошели, бытовой нож, который хозяйке мог потребоваться буквально в любую минуту, кресало для розжига огня, различные амулеты.

Для тепла поверх рубахи и понёвы надевался навершник или летник из некрашеной овечьей шерсти. На ноги — вязанные иглой гольфы, удерживавшиеся на икрах с помощью шнурков-онучей и кожаные поршни, или, у состоятельных людей, ботиночки.

Особый интерес представляет головной убор славянских женщин. Это мог быть как простой убрус (платок) из льна, шерсти, шёлка, так и сложная конструкция из нескольких платков твёрдой основы — кокошника, кички, самых разных форм, например с рожками, что является наследием старинных верований. Такой головной убор сохранился, пройдя через столетия, до ХХ века в народном костюме Рязанской области.

Таким был старинный женский племенной костюм в IX–XI веках. Возможно, и в наше время, пусть и в изменённом виде, остались отголоски моды прошлых веков. Давайте вместе подумаем: что в современном облике мы унаследовали от предков? Пишите свои ответы в комментариях!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.