Почему не знать столицу Эстонии и не читать «Улисса» — не стыдно
личный опыт

Почему не знать столицу Эстонии и не читать «Улисса» — не стыдно

Ярослав Свиридов — о том, почему не нужно стесняться, если не помнишь какие-то даты и факты
15 317
12

Почему не знать столицу Эстонии и не читать «Улисса» — не стыдно

Ярослав Свиридов — о том, почему не нужно стесняться, если не помнишь какие-то даты и факты
15 317
12

Почему не знать столицу Эстонии и не читать «Улисса» — не стыдно

Ярослав Свиридов — о том, почему не нужно стесняться, если не помнишь какие-то даты и факты
15 317
12

Люди, которые не помнят историю, рискуют повторить её снова. А вот люди, которые не помнят исторические даты, ничем не рискуют. Так зачем забивать себе голову ерундой? Редактор Maxim Ярослав Свиридов признаётся, что не помнит на какие вопросы отвечают падежи — и ничуть этого не стыдится.

Недавно я наткнулся на тест «Насколько хорошо вы знаете зарубежную литературу?». Начал потирать руки в предвкушении. Люблю, знаете ли, иногда почувствовать себя образованным, пусть и несколько односторонне, человеком. С тестами из серии «Каким супергероем комикса вы были бы в прошлой жизни, если бы в этой были диснеевской принцессой» подобного морального удовлетворения не получишь. А тут — другое дело. Тест, который должен показать, насколько ты начитан! В общем, я кликнул.

Первым делом тест спросил: «Когда Шиллер написал „Оду к радости“?» Вариантов «Да давно уже, еще до революции» и «Лет 50 назад где-то» — не было. Требовалось указать год. Я насторожился: ладно эпоха, ладно период, но какое отношение точное время написания произведения имеет к его содержанию? Тем не менее я вбил наобум четыре цифры и — похвалюсь — ошибся всего лет на девять.

Дальше последовали вопросы, которые лишь подтвердили мои опасения: «В каком году была опубликована книга Уильяма Фолкнера „Шум и ярость“?», «В каком году родился Марсель Пруст?» и так далее.

Называйся этот тест «Насколько хорошо вы знаете массу ненужных сведений?», он бы вполне себе имел право на существование, а так… Каким причудливым образом знание сухих дат связано со знанием литературы — составитель этого теста объяснить не удосужился. В итоге мне просто выдали результат «Вы знаете зарубежную литературу на уровне младенца. Скорее начинайте читать!»

Мне не было обидно. К такому вердикту трудно отнестись серьёзно. Это примерно, как если бы физрук, после того как ты не смог подтянуться 12 раз, покачал бы головой и горестно предрёк: «Из тебя не выйдёт порядочного человека! Ты потратил годы учёбы зря! Ты кончишь жизнь под забором!»

Думаю, даже сам Шиллер не помнил, в каком году он написал свою оду. То есть, конечно, первое время, почесав за ухом, он мог сказать «Ну в позапрошлом, кажись», но ещё через пару лет и эти скудные подробности полностью выветрились у него из головы.

Собственно, навскидку я с уверенностью назову лишь одну дату появления литературного произведения. Это, разумеется, «1984». И всякий, кто знает литературный анекдот о том, как Оруэлл придумал это название, тоже её помнит. Для всех остальных нормальных людей год издания прочитанной книги может врезаться в память, только если он волею случая совпадает с пин-кодом банковской карточки.

Мой сокурсник Дима Д. знал столицы всех государств мира. Более-менее пригодилось ему это лишь однажды. Дело было на «Вечере первокурсника», когда Дима показал чудеса своей эрудиции со сцены. Подначиваемые им зрители с вялым энтузиазмом выкрикивали из зала названия стран, а он в ответ называл в микрофон их столицы. На этом польза от знания, что Хараре это административный центр Зимбабве, исчерпала себя.

Оптимисты и романтики могут предположить, что это помогало Диме в охмурении девушек с геолого-географического факультета, который располагался в соседнем здании. Даже если и помогал, длилось это недолго. Учитывая, что к началу второго курса Дима был уже скоропостижно женат.

Оба примера — и глупые вопросы теста, и база данных в голове моего приятеля Димы — хорошо иллюстрируют бессмысленность забивания извилин знаниями, которые лишь кажутся полезными и важными.

Составитель теста искренне считал, что знание года рождения Пруста то же самое, что знакомство с «В поисках утраченного времени». С этим не согласятся даже астрологи. Им, по крайней мере, нужен не только год, но ещё число и месяц. И — чёрт возьми! — то, что Пруст был раком по гороскопу, даже мне кажется более говорящим фактом, чем то, что он родился именно в 1871 году, а не в 1865-м или 1877-м! Хотя, возможно, это потому, что мой знак зодиака — рыбы.

А вот Диму оправдывает то, что он был юн, и в 1991 году проще было вызубрить столицы двух сотен государств, чем пересечь границу и попасть хотя бы в Турцию.

С некоторых пор мы перестали смущаться, если вдруг в разговоре выясняется, что у нас так и не дошли руки прочитать какую-то книгу или посмотреть фильм. Лет двадцать назад, если собеседник упоминал роман, который ты не читал, чтобы не потерять лицо, нужно было сделать вид, будто ты понимаешь, о чём речь («И как вам „Улисс“?» — «Честно говоря, не впечатлился. „У лис“ мне показался слишком похожим на Бианки…»).

Теперь это позади. Аллилуйя! Сегодня мы без стеснения сознаемся, если что-то прошло мимо нас. Всего стало слишком много, точнее всё стало слишком доступно. Теперь мы читаем и смотрим те вещи, которые нас действительно интересуют. Другое дело, оказалось, нас мало что интересует. Но это уже детали.

Признав, что это совсем не страшно, что-то не посмотреть и не прочитать, мы сделали важный шаг. Но на этом не следует останавливаться. То же самое должно произойти, а может, уже и происходит, с большей частью бесполезных знаний.

Наедине с собой никто не комплексует, спотыкаясь о своё невежество в какой-то области. Пора перестать краснеть и на публике

Мы не стесняемся забывать имена людей, которых нам представляют на вечеринке (обычно их, конечно, зовут Лёша, но всё-таки иногда и нет). И даже со смехом любим рассказывать об этой причуде памяти, даже немного гордимся такой эксцентричностью, свойственной гениальным учёным («Ах-ха-ха, у меня такая плохая память на имена!» — «Пап, ты что, правда забыл, как меня зовут?» — «Ну что ты, мой мальчик, сынок, наследник, кровинушка ты мо…» — «Папа, я твоя дочь!»). Но почему-то когда дело доходит до, если подумать, более безобидных для повседневной жизни вещей, вроде какой океан больше Тихий или Атлантический, мы покрываемся густым румянцем. Что в этом такого-то?

И тут можно было бы посоветовать брать пример с Холмса, который плевать хотел с Биг-Бена на то Земля ли крутится вокруг солнца или наоборот. Но великий сыщик — персонаж выдуманный, а я, судя хотя бы по счетам за электричество и воду, вполне реален. Вот и давайте я буду первым, кто покается.

Я не помню, на какие вопросы какие падежи отвечают. Я не скажу с уверенностью, что за планета вертится на следующей за Венерой орбите. Я не знаю столицу Эстонии. Если совсем честно, я смогу моментально вспомнить столицу прибалтийского государства, если мне подскажут первую букву или дадут время на то, чтобы я походил из угла в угол, пощёлкивая пальцами и приговаривая «Блин, вертится же на языке…». Но останови меня на улице телерепортер и задай этот детский вопрос, я, скорее всего, ляпну: «Э-э, Вильнюс?».

Кадр из фильма «Люди в чёрном»

Почему-то в глазах многих это считается преступлением. Я легко могу представить бесконечную ленту язвительных комментариев на YouTube под этим гипотетическим роликом с моим фиаско. А если ещё на видео под моей физиономией появится титр «Ярослав Свиридов, редактор журнала MAXIM» пользователи соцсетей разразятся радостными тирадами об идиотах-журналистах. Особенно если бонусом меня спросят «На какие вопросы отвечает родительный падеж?».

Бросьте уже. Набор мелких сведений, которым владеет человек или который у него отсутствует, говорит о нас не больше, чем цвет наших волос. Да, соглашусь, если на операционном столе сквозь туман анестезии вы услышите, как хирург говорит «Тампон! Зажим! Гм… Википедию! Статью „Аппендикс“!», можно начать беспокоиться. Особенно когда он скажет медсестре: «Кстати, пока ты в сети, найди на YouTube видео „Кот, чихающий задом“! Давно хотел его показать». Но сейчас мы говорим не о крайностях.

В бесконечном изобилии тривиальных знаний, мы все равны. И дело даже не в том, что именно в наши дни вся мудрость мира и все смешные коты оказались на расстоянии руки, в которой зажат смартфон с выходом в интернет. От так называемого широкого кругозора и раньше не было особой пользы, а сейчас это стало особенно заметно.

Заезженная сентенция «Никогда не запоминайте то, что вы можете найти в книге» звучит как никогда современно, несмотря на то, что вместо слова «интернет» в ней используется архаизм «книга». К слову, я понятия не имею, кто это сказал, но искать ответ в интернете не возьмусь. Цитаты — одно из немногих слабых мест сети. Если верить Гуглу, большинство афоризмов принадлежит или Альберту Эйнштейну, или Фаине Раневской. Причём последняя, судя по всему, продолжает придумывать все новые остроты.

Да, кое-какой багаж знаний лучше носить при себе. Неправильные глаголы нашим детям придётся зазубривать, как и раньше. И таблицу умножения. Хотя ребёнка, который не знает таблицу умножения, и проще обдурить, выдавая карманные деньги, надо всё-таки думать и о пользе для него.

И конечно, если уж и заучивать что-то, то пусть это будут стихи. Их можно читать девушкам, и им это понравится куда больше, чем перечисления столиц мира. Их можно декламировать для собственного удовольствия, стоя под душем. Их можно цитировать к месту. И даже не к месту. Знание одного четверостишия стоит знания тысячи дат написания стихов. Даже если это касается времени создания «Оды к радости» Шиллера.

К комментариям(12)
Комментарии
(12)
Отправить
Товарищ Свиридов безусловно прав. Да и как может быть иначе, если у нас всё школьное образование основано на запоминании миллиона фактов и дат. А потом всю жизнь гордимся своей эрудированностью, напрочь забыв 99,9% из вызубренного перед контрольными.
Показать полностью
Отправить
Товарищ Свиридов страдает слонностью к обобщениям. Не знать даты написания книг и пр. - это не имеет отношения к начитанности. Верно. Незнание исторических дат говорит об исторической неграмотности. Алаверды. P.S. Cкорее, тему стоило бы обозначить как бесполезность тестов в проверке гуманитарных знаний. И это тоже в...Товарищ Свиридов страдает слонностью к обобщениям. Не знать даты написания книг и пр. - это не имеет отношения к начитанности. Верно. Незнание исторических дат говорит об исторической неграмотности. Алаверды. P.S. Cкорее, тему стоило бы обозначить как бесполезность тестов в проверке гуманитарных знаний. И это тоже верно.
Показать полностью
Отправить
К слову, "Улисс" - одно из лучших западных произведений. Человеку, который хочет считать себя начитанным, таки стоит его почитать. На Западе ведь читают Толстого, Достоевского. И с превеликим удовольствием. Или Вы все-таки за национальную безграмотность ратуете?
Показать полностью
Интересно, а чем велик "Улисс"? Что он заставляет понять? Почувствовать? Осознать? Какие чувства вызывает? Констатация факта - "Улисс" - великая литература, энциклопедия модернизма итд итп мало что объясняет. Вещь в себе. Я читал Джойса - вау! Но что он дает душе? Переживает ли читатель катарсис или только облегчени...Интересно, а чем велик "Улисс"? Что он заставляет понять? Почувствовать? Осознать? Какие чувства вызывает? Констатация факта - "Улисс" - великая литература, энциклопедия модернизма итд итп мало что объясняет. Вещь в себе. Я читал Джойса - вау! Но что он дает душе? Переживает ли читатель катарсис или только облегчение? Одолел, все хватит. Скажу знакомым - я читал Джойса! Это как знак просвещенности. Джойс. Пруст. Кафка. Триумвират богов высоколобой элиты. Но что дает "Улисс" душе? Вот лично Вашей? Интересно было бы узнать...
Показать полностью
Отправить
Отправить
Что-то как-то пафосно. Давайте ничего не знать? Но тогда невозможно иметь собственное мнение. Невозможно составить общую картину чего бы то ни было, например, творчества писателя, не зная, что написано в юности, а что перед смертью. Или исторической эпохи. Грубо, если думать, что, скажем, Гофман жил в 20м веке, то в...Что-то как-то пафосно. Давайте ничего не знать? Но тогда невозможно иметь собственное мнение. Невозможно составить общую картину чего бы то ни было, например, творчества писателя, не зная, что написано в юности, а что перед смертью. Или исторической эпохи. Грубо, если думать, что, скажем, Гофман жил в 20м веке, то вряд ли получится оценить по достоинству его прозу; ну, или сравнить его с Пушкиным). А мне вот немного стыдно, когда ловлю себя на том, что не ориентируюсь в каком-то вопросе, правда, больше перед собой, чем перед другими)
Показать полностью
Отправить
Статья интересная!! Честно говоря, заставляет задуматься !!
Показать полностью
Отправить
Видите ли, иногда крайне важно знать даты написания стихов. Особенно если вам выходить на сцену со стихотворением очень личным... Скажем "Письмо к женщине" Есенина - 1924 год. Вспоминаем период жизни поэта. 1922 - Райх уходит к Мейерхольду, и это буря переживаний. От обвинений до оправданий... И соотвественно понима...Видите ли, иногда крайне важно знать даты написания стихов. Особенно если вам выходить на сцену со стихотворением очень личным... Скажем "Письмо к женщине" Есенина - 1924 год. Вспоминаем период жизни поэта. 1922 - Райх уходит к Мейерхольду, и это буря переживаний. От обвинений до оправданий... И соотвественно понимание состояния автора, его мыслей, его переживаний - это такой большой плюс в понимании, как читать эти стихи. Но если Вам не на сцену - действительно - лишний багаж. И если Вы не пишете научную работу по творчеству поэта... И не собираетесь писать рецензию на произведение... Иначе говоря, зачем мне знать, что такое карбюратор, если меня водитель возит? Что же до "Улисса", я его одолела, надо было...Бр-р-р-р-р-р. Перечитать? Только за отдельную плату))))
Показать полностью
Это верно. Но я воспринял Ярослава, что он о системе, понимая, что какие-то даты надо знать. Я знал и любил Есенина, но при этом редко знал, как и по какому поводу писались стихи. А вот атмосферу жизни, когда писатель творил знать надо. Поэтому я написал в своем блоге о том, как знания истории помогают понимать лите...Это верно. Но я воспринял Ярослава, что он о системе, понимая, что какие-то даты надо знать. Я знал и любил Есенина, но при этом редко знал, как и по какому поводу писались стихи. А вот атмосферу жизни, когда писатель творил знать надо. Поэтому я написал в своем блоге о том, как знания истории помогают понимать литературу (об этом на http://mel.fm/blog/yury-nikolsky/41729-ot-tretyakovki-k-semeynomu-muzeyu). Но я не помню многих конкретных дат. Конечно, если взять поэму Маяковского «Война и мир», то надо знать, что она написана в период Первой мировой войны, а не в годы войны с Турцией, или с Японией, или в годы Великой Отечественной, или в год нашествия Наполеона. И надо знать, что в после начала войны был подъем патриотизма в стране, а Маяковский сразу после объявления войны в стихотворении «Война объявлена» ужаснулся: «падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса». А вот поэму Пушкина "Гавриилиада" нет необходимости привязывать к датам. Ее содержание вне временных рамок.
Показать полностью
Отправить
Да, я тоже согласна с автором. Точное знание необходимо, если того требует работа над произведением. Если же просто прочесть, то зачем? Насчет истории - в точку. Иногда одно стихотворение - это как срез настроений в опредленный исторический период, в опредленной социальной среде. помните у Блока "Девушка пела в цер...Да, я тоже согласна с автором. Точное знание необходимо, если того требует работа над произведением. Если же просто прочесть, то зачем? Насчет истории - в точку. Иногда одно стихотворение - это как срез настроений в опредленный исторический период, в опредленной социальной среде. помните у Блока "Девушка пела в церковном хоре"? Едва узнаешь дату - август 1905...И вот тебе картинка настроений, и сгусток противоречий. И страх, и надежда, и отчаянье, и усталость... Но это, действительно, необходимо только увлеченным людям....Да, я тоже далеко не все даты помню, только у любимых стихов)))
Показать полностью
Отправить
Показать ответы (1)
Отправить
омар хаям соревнуясь с раневской и эйнштейном до сих пор генерирует в социальных сетях
Показать полностью
Отправить
Спасибо. Во всем поддерживаю. При поступлении в институт сдавал математику, как профилирующий экзамен. На устном экзамене получил отличную оценку. Преподаватель на моей письменной работе, где я ошибся при написании формулы, написал «Отлично. Математическим аппаратом владеет». А если в те годы был бы ЕГЭ, то не увере...Спасибо. Во всем поддерживаю. При поступлении в институт сдавал математику, как профилирующий экзамен. На устном экзамене получил отличную оценку. Преподаватель на моей письменной работе, где я ошибся при написании формулы, написал «Отлично. Математическим аппаратом владеет». А если в те годы был бы ЕГЭ, то не уверен, что стал бы студентом. А потом этот преподаватель нам повторял много раз: «На экзамене нужно решать задачи, а для этого научитесь пользоваться справочной литературой». Это в годы, когда еще не было компьютеров, а тем более Интернета. И со стихами очень верно. Я знал много стихов, так как посещал драмкружок при театре на Таганке. Знал стихи не те, что заставляют учить в школе. И не случайно произвел впечатление на девушку, которая училась на филфаке. А после этого мы прожили совместно более пятидесяти лет.
Показать полностью
Отправить
бедняжка товарищ Свиридов(((( хорошо, что мы живём и учимся в нормальной стране. а Свиридову и его деткам сочувствую)) их мир такой маленький и пустой, как у слепоглухонемых с рождения. Жаль((((
Показать полностью
Отправить
Показать все комментарии
Больше статей