10 очень разных фильмов о разводах родителей и травмах детей (и не только)
10 очень разных фильмов о разводах родителей и травмах детей (и не только)
Объяснить ребёнку, почему мама и папа решили развестись, сложно. Особенно когда и сами родители не до конца понимают причину. О разводе и о том, как разлад в семье влияет на ребёнка, — новый фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», отмеченный жюри Каннского кинофестиваля, который выходит в прокат 1 июня. Мы решили вспомнить другие фильмы о разводе — серьёзные, трагичные, а иногда и со счастливым концом.
1. Развод как крушение идеалов
«Мужья и жены» (Вуди Аллен, 1992, США)
Фильм Вуди Аллена про две пары: Джека и Салли (их играют режиссёр Сидни Поллак и актриса Джуди Дэвис) и Гейба и Джуди (их играют Вуди Аллен и Миа Фэрроу, они тогда встречались), которые дружат уже много лет. Фильм начинается с длинной сцены, в которой Гейб и Джуди реагируют на новости о том, что их друзья разводятся. Джуди расстраивается почти как ребёнок, узнавший, что его родители расстаются; Гейб просто в замешательстве. Главное, что эта новость рушит их идеалы: Джек и Салли для них всегда были образцовой парой, а раз уж у них все плохо, то ничто не мешает им расстаться самим. И брак Гейба и Джуди тоже идёт под откос.
«Мужья и жены» — один из самых экспериментальных фильмов Аллена, снятый, практически как документальный. Многим он известен в первую очередь потому, что его съёмки и выход совпали со скандалом в паре Фэрроу и Аллена. Они расстались, потому что у Аллена начались отношения с их приёмной дочерью Сун-И Превен, которая позже стала его женой. Если оставить за скобками личную жизнь Аллена, то «Мужья и жены» — просто очень хороший фильм об отношениях; режиссёр в своей классической невротично-интеллектуальной манере рассматривает проблему брака и развода в новое время.
2. Развод как нелепая ошибка
«Ловушка для родителей» (Нэнси Майерс, 1998, США)
Вторая экранизация книги «Лотти и Лиза» немецкого писателя Эриха Кестнера (первая вышла в 1961 году). Элизабет Джеймс и Ник Паркер развелись, прожив в браке совсем недолго, когда у них родились девочки-близнецы. Каждый из супругов забрал себе по дочери, и они разъехались жить на разные континенты, в США и Англию, чтобы больше никогда не видеть друг друга. Через 12 лет близнецы (обеих играет Линдси Лохан) случайно встречаются в летнем лагере. Они быстро понимают, что к чему и решают снова свести своих родителей. Каждая из сестёр учит другую изображать себя, чтобы поменяться местами, когда придёт время возвращаться домой из лагеря. Американка Хэлли заимствует британский акцент и манеры сёстры Энни, а Энни стрижёт волосы и прокалывает уши. Весь фильм посвящён сложному и комичному плану, как, во-первых, заставить поругавшихся много лет назад встретиться, а во-вторых, снова полюбить друг друга.
С одной стороны, «Ловушке для родителей» можно задать этические вопросы: если родители развелись, на то могли быть серьёзные причины, и манипулировать ими, чтобы они заново сошлись, не очень хорошо. С другой, это всё-таки комедия, причём детская, и фильму удаётся подать непростую ситуацию легко и весело. Лента практически не объясняет, почему Ник и Элизабет вообще развелись. В итоге оказывается, что это было скорее ошибкой. И иногда дети всё-таки умнее родителей.
3. Развод как трагический конец отношений
«Валентинка» (Дерек Сиенфрэнс, 2010, США)
«Валентинка» Дерека Сиенфрэнса — история одновременно про начало и конец отношений. В фильме параллельно показано, как молодая пара Дина и Синди знакомится, как они узнают друг друга и оказываются с ребёнком на руках (и решают пожениться), а затем как они разводятся шесть лет спустя. Сцены настоящего и прошлого сменяют друг друга, и это создаёт мощный контраст: в реальной жизни редко предоставляется возможность сравнить отношения в начале и в конце. Всё начинается красиво и романтично, как у многих пар, но через шесть лет Синди уже не помнит, почему они вообще решили пожениться, а мечтательное отношение Дина к жизни оборачивается безответственностью. Сценарий «Валентинки» был написан специально для Райана Гослинга и Мишель Уильямс, которые сыграли главных героев. Они вживались в роли с большим старанием: сняли перед съёмками дом, в который принесли свои вещи и одежду, делали семейные фотографии и даже покупали продукты, отталкиваясь от бюджета своих персонажей.
4. Развод как комедия
«Эта дурацкая любовь» (Глен Фикарра, Джон Рекуа, 2011, США)
Кэл Уивер — благополучный семьянин с женой, двумя детьми, домом и хорошей офисной работй. Его жизнь начинает идти под откос, когда он узнаёт, что его жена ему изменяет и хочет развода. Она была его первой и единственной женщиной, и Кэл не знает, что с собой делать: он съезжает в отдельную квартиру и по вечерам ходит в один и тот же бар. Там он знакомится с молодым плейбоем Джейкобом Палмером, который учит его знакомиться с девушками.
Несмотря на печальную фабулу, «Эта дурацкая любовь» — одна из лучших романтических комедий последних лет. Фильм рассматривает любовь с самых разных точек зрения: тут огромное количество персонажей (Кэл и Джейкоб пусть и главные герои, но далеко не единственные), все аспекты любви — от первой до супружеской, ушедшей, мимолётной, какой угодно. Главное, что в фильме никто из героев не желает никому зла. И картина показывает, что развод и измена могут прокрасться в жизни даже таких людей.
5. Развод как производственная драма
«Крамер против Крамера» (Роберт Бентон, 1979, США)
Классический фильм Роберта Бентона, получивший в 1980 году аж пять «Оскаров» (один из них — в категории «Лучший фильм»). От Теда Крамера уходит жена, оставив ему шестилетнего сына. Незадачливому отцу приходится впервые заботиться о ребёнке. Когда они наконец налаживают отношения, жена возвращается и хочет забрать сына себе. «Крамер против Крамера» это практически производственная (хоть и личная тоже) драма. Фильм о разводе как о процессе, трудном и меняющим всех. Роберт Бентон старался сделать персонажей максимально реалистичными, все герои очень сложные и разноплановые люди. «Крамер против Крамера» не занимает какую-то одну сторону, тут можно сопереживать и отцу-одиночке, и ушедшей от него жене, и, конечно, их сыну.
6. Развод как основа для дружбы
«Клуб первых жён» (Хью Уилсон, 1996, США)
Комедия по одноимённому роману Оливии Голдсмит о трёх женщинах, которые решают отомстить своим бывшим мужьям, которые бросили их ради молодых девушек. Три подруги — Бренда, Элиз и Энни (их играют Бетт Мидлер, Голди Хоун и Дайан Китон) — давно не общались и встречаются на похоронах четвёртой, которая покончила с собой после развода с мужем. У всех троих похожая судьба: они обмануты и преданы своими супругами, и поэтому решают им отомстить. «Клуб первых жён» иногда обвиняют в мизандрии, но фильм всё-таки в первую очередь про дружбу, возникающую на почве общих бед (и развод как раз такая беда). Мидлер, Хоун и Китон — актрисы с огромным комедийным талантом, так что мстительные бывшие жены в их исполнении смотрятся скорее трогательно и комично, чем жестоко. Более того, у фильма скорее положительный конец: героини создают благотворительную организацию «Клуб первых жён», которая должна помочь всем пострадавшим в отношениях женщинам.
7. Развод как способ сохранить семью
«Миссис Даутфайр» (Крис Коламбус, 1993, США)
Классическая комедия с Робином Уильямсом, которую многие помнят по видеокассетам из 90-х, на деле трогательный и тонкий фильм о том, что развод это не обязательно конец света, особенно для детей. Дэниел Хиллард теряет работу, от него уходит жена, и после развода ему разрешается видеть своих детей всего раз в неделю, несмотря на то, что он очень их любит. Тогда Дэниел переодевается в женское платье, перевоплощается в пожилую миссис Даутфайр и нанимается к бывшей жене в качестве домработницы. Он прекрасно ладит с детьми, которые быстро понимают, кто такая миссис Даутфайр на самом деле, и когда об этом узнают остальные — лишь вопрос времени. Пожалуй, самое лучшее в «Миссис Даутфайр» — это конец. Бывшая жена Дэниела узнает, что миссис Даутфайр — это он, и суд снова запрещает ему слишком часто видеться с детьми. Но семья начинает скучать по отцу и принимает его обратно. Что важно, Дэниел все ещё живёт отдельно, иллюстрируя мысль, что любовь в семье и любовь между детьми и родителями можно сохранить вне зависимости от того, что случилось в отношениях мамы и папы.
8. Развод как фарс
«Развод по-итальянски» (Пьетро Джерми, 1961, Италия)
Один из самых известных фильмов с Марчелло Мастроянни, комедия про сицилийского барона Фердинандо Чефалу, который женат на верной, но, по его мнению, не очень привлекательной Розалии. У Фердинандо есть очаровательная юная кузина Анжела. И так как ему смертельно надоела его жена, барон влюбляется в неё. К сожалению, по итальянским законам того времени (дело происходит в 1950-х) развестись практически невозможно, поэтому Фердинандо пытается придумать способы, как избавиться от жены, например, убить её. Планам коварного супруга постоянно мешают: то служанка, то его родители, то его сестра с её молодым человеком. Несмотря на мрачную фабулу (убийство как альтернатива разводу — ничего себе!), «Развод по-итальянски» наполнен южной лёгкостью и юмором, иронизирует над всем и вся, включая институт брака, неверных мужей и капризы судьбы.
9. Развод как детская травма
«Кальмар и кит» (Ной Баумбах, 2005, США)
Хит независимого кинофестиваля «Сандэнс», фильм режиссёра и сценариста Ноя Баумбаха, спродюсированный его другом и коллегой Уэсом Андерсоном. Когда-то популярный, но всеми забытый автор-романист Бернард разводится со своей женой Джоан, которая, наоборот, стала успешной писательницей. Они делят опеку над двумя детьми: 12-летним Фрэнком, который встаёт на сторону матери, и 16-летним Уолтом, который переселяется к отцу. Это в первую очередь история о детях и о том, как развод родителей влияет на них. Бернард и Джоан плохо заботятся о детях: им, например, нельзя есть хлопья и пить газировку, но разрешается пить пиво; родители нередко игнорируют их, отвлекаясь на своих новых партнёров и романтические отношения. И для Фрэнка и для Уолта пример родителей становится нездоровым: первый, например, начинает мастурбировать в школе, а второй рассказывает одноклассникам, что написал песню «Hey You» Pink Floyd. «Кальмар и кит» — честное, местами даже слишком откровенное кино о том, как развод сказывается на жизни семьи.
10. Развод как попытка возродить чувства
«Сцены из супружеской жизни» (Ингмар Бергман, 1973, США)
Сериал Ингмара Бергмана, перемонтированный в фильм, который отчасти лег в основу «Нелюбви» Звягинцева (были даже разговоры, что Звягинцев сделал ремейк «Сцен», но это не так). Весь фильм — история распада одного счастливого брака: мы видим 20 лет жизни Марианны и Юхана, которые живут в образцовых отношениях, но постепенно теряют чувства друг к другу. В конце концов, Юхан изменяет жене, и они решают развестись. Возможно, главное чувство, которое Бергман видит в разводе — это чувство потери. Чувства героев меняются и благодаря разводу они снова могут проявить друг к другу любовь и сострадание. При этом «Сцены из супружеской жизни» можно вполне назвать безжалостным фильмом: он о том, что даже идеальный брак находится под угрозой развода.