15 старинных новогодних открыток: сюжеты некоторых из них выглядят странно
15 старинных новогодних открыток: сюжеты некоторых из них выглядят странно
Сегодня открытки из типографии уже не представляют какой-то символической ценности. Наоборот, всем больше нравятся самодельные, аутентичные, персонализированные карточки. А когда-то послать напечатанную открытку было роскошью — да и сами они выглядели как маленькие произведения искусства.
Первой рождественской открыткой принято считать небольшую (7,9 × 12, 7 см) акварельную зарисовку английского художника Джона Хорсли. Он нарисовал эту открытку в 1843 году по заказу общественного деятеля Генри Коула — для поздравления семьи своего заказчика. Вскоре по образу этой карточки было изготовлено несколько сотен копий — так началась эра типографских открыток.
В викторианской Англии были популярны рождественские открытки со смешными животными или абсурдными ситуациями. Героями праздничных сюжетов могли стать, например, лягушки в бальных платьях и дети, которые лезут на елку. Впрочем, аккуратным и нарядным леди и джентльменам или зверушкам в зимнем лесу на карточках тоже традиционно находилось место.
Сейчас подписывать автора иллюстрации кажется абсолютно естественным. Но первыми, кто стал так делать, были «Рафаэль Тук и сыновья». Эта английская контора специализировалась на выпуске открыток в виде репродукций картин известных художников.
На английских открытках, даже рождественских, нередко можно встретить четырехлистный клевер — символ удачи. А на скандинавских — незабудки — цветы, которые призывают помнить о любимых.
Кстати, о скандинавах. Лучше не дарить им открытки с праздничным столом, на котором красуется запеченный поросенок, — могут обидеться! Дело в том, что кабан — существо из скандинавской мифологии, символ достатка и благополучия. Поэтому поросят на открытках там рисовали не жареными, а живыми и веселыми.
На старинных европейских рождественских открытках обязательно изображали звезды — не только как отсылку к Вифлеемской звезде. Люди верили, что звезды — это окошки, через которые Бог наблюдает за ними и их деяниями.
С развитием фотографии огромной популярностью стали пользоваться фотооткрытки, то есть, по сути, семейные фото, которые можно послать по почте.
А вы знали, что лепка снеговиков раньше называлась «катать болванов»? Теперь знаете!
Задолго до Гринча в австрийском фольклоре был Крампус — рождественский персонаж, который пугает непослушных детей, подкладывает им угольки вместо подарков и пакостит другими способами. Его тоже изображали на открытках.
На многих европейских новогодних и рождественских открытках раньше часто появлялись мухоморы. Как, зачем, почему зимой? И есть ли тут связь с цветами костюма Санта-Клауса? Первые три вопроса так и остаются без ответа, а вот ассоциация с Сантой неверная: грибы на почтовых карточках появились раньше, чем был придуман его коммерческий образ.
В каком только антураже не появлялся Санта на открытках: в начале прогрессивного XX века он, например, рассекал на машинах, самолетах и дирижаблях.
Первые рождественские открытки появились в России в 1898 году. Произошло это благодаря Общине святой Евгении, которая организовала свое издательство и начала их изготовление. Цель была — выручить средства на закупку лекарств и медикаментов.
Люди стали дарить друг другу деньги не только в прагматичном новом времени: так делали всегда. Только раньше это были не конвертики, а мешочки с монетами.
Дети, елки, игрушки, новогоднее настроение и зимние пейзажи — вечные открыточные сюжеты, которые стали популярными еще до революции.
Конец 50-х годов в СССР — время моды на яркие новогодние открытки. Самыми популярными тогда были открытки художника Владимира Зарубина — этих зайчат и медвежат ни с какими другими не спутать.