Как делать крутые детские спектакли. Рассказывают костюмер, сценограф и режиссёр

Что происходит за кулисами спектакля «Синяя синяя птица» в Театре Наций
6 342

Как делать крутые детские спектакли. Рассказывают костюмер, сценограф и режиссёр

Что происходит за кулисами спектакля «Синяя синяя птица» в Театре Наций
6 342

Как делать крутые детские спектакли. Рассказывают костюмер, сценограф и режиссёр

Что происходит за кулисами спектакля «Синяя синяя птица» в Театре Наций
6 342

Детские спектакли несправедливо считают лёгкой версией взрослых, настоящих спектаклей. На самом деле, времени на подготовку спектакля для детей может уйти ничуть не меньше, а посмотреть его могут и взрослые. 30 ноября в Театре Наций состоится премьера спектакля «Синяя синяя птица», над которым работали два года.

Театр Наций для спектакля взял за основу известную пьесу Мориса Метерлинка о Синей птице счастья. Правда, от самой истории, которую придумали больше ста лет назад, осталось немного: только путешествие за этой самой птицей. Команда спектакля вдохновилась классической сказкой, но, по сути, написала ещё одну. Свою. К постановке готовились два года. За это время написали оригинальное либретто, сшили 50 костюмов, подготовили 100 декораций и 50 предметов реквизита.

Главная героиня Митиль превратилась в Матильду, её брат Тильтиль — в Тиля, а общее количество персонажей выросло до пятидесяти: Царица Ночи, Торт Наполеон, оркестр заводных обезьянок, трёхмерные динозавры, синий павлин — всех не перечесть.

Для кого спектакль «Синяя синяя птица»

Режиссёр спектакля Олег Глушков

Режиссёр постановки Олег Глушков говорит, что они хотели сделать сказку, которая была бы настолько же для взрослых, насколько и для детей. Чтобы не было что-то одно. «Это должна была быть история одинаково интересная всем. Дети видят одну историю, взрослые видят чуть другую в соответствии со своим опытом. Задача, честно скажу, сложная: всё время нужно держать в фокусе две плоскости, две реальности. Но любой взрослый может достаточно легко переключиться и перестать думать о тайных и глубоких смыслах».

Как над спектаклем работали все эти два года

«У нас так заведено — все во всём участвуют, — рассказывает Глушков. — Я могу говорить что-то по поводу декораций, художник-сценограф и художник по костюмам говорят мне что-то по поводу мизансцен, порядка сцен, реплик. Тут уже непонятно, кто что придумал. Естественно, больше в смысле художественного, образного решения придумали ребята. С чем-то я сначала был вообще не согласен, но как-то сжился. С чем-то был не согласен, потом наоборот — мне это понравилось больше всего. Спектакль создаётся из того, что нас окружает, из тех эмоций, которые мы все испытываем к нему».

Как придумывали и шили костюмы

Костюмер Виктория Щедрина

Кажется, что за два года сшить 50 костюмов — не такая уж и сложная задача. Но только если это простые костюмы и не нужно перешивать после примерки. «Самый необычный костюм в постановке — трёхметровый надувной динозавр, в котором может находиться человек, — говорит костюмер „Синей синей птицы“ Виктория Щедрина. — В нём есть специальные крепления и вентиляторы для того, чтобы всё работало как надо. Проблема в том, что какие-то недостатки оказываются видны только во время примерки готовой вещи. Где-то жмёт, кому-то неудобно двигаться — всё это нужно учитывать. Поэтому каждый костюм подгоняют под конкретного актёра».

Как придумывалось визуальное оформление «Синей синей птицы»

Художник-сценограф Вадим Воля (кстати, он же написал либретто к спектаклю) признаётся, что в постановке много пиксельной тематики, а вдохновлялся он «изобразительной стороной» компьютерных игр. «Пиксельная графика — это во многом ироническое отношение к реальности. Пиксель — нечто большее, чем просто изобразительный ряд. За этим стоит философия структурирования пространства, деления на единицы. И человек в этой матрице — один из компонентов. Главный вопрос: перерастёт ли он из этого пикселя или пикселем и останется. Иногда даже битым пикселем».

Чем отличаются декорации к детским спектаклям от взрослых

Главное, как говорит Вадим Воля, хорошо себе представлять зрителя, который приходит на спектакль. «Когда мы показываем какое-то изображение, один человек видит за этим подтекст, считывает ассоциацию, а другой видит только то, что ему показывают. И здесь надо иметь в виду, что когда детям показывают конфету — они видят конфету. И в этом они абсолютно правы. Поэтому в семейных спектаклях театральные условности не очень работают. Когда меня маленьким ребёнком водили в театры, мне не очень нравилось, когда из стремянки или стула пытались сделать корабль, пароход или самолёт. Я хочу быть понятным для детей».