8 спектаклей ноября,
которые можно
посмотреть с детьми

Лучшие театральные постановки
на каникулах и не только

8 спектаклей ноября,
которые можно
посмотреть с детьми

Лучшие театральные постановки
на каникулах и не только

8 спектаклей ноября,
которые можно
посмотреть с детьми

Лучшие театральные постановки
на каникулах и не только

Авангардный Гамлет, где все роли исполняет один Евгений Миронов, кукольная пьеса о ленинградской блокаде и рассказ для подростков о Нюрнберге, знаменитый «Петя и волк» и невероятной красоты спектакль об Алисе в Зазеркалье — Катерина Антонова подобрала лучшие столичные театральные представления, на которые вы просто обязаны сводить своих детей.

Для учеников старших классов школы

Театр Наций. «Гамлет | Коллаж»

3 и 4 ноября, 19.00

Фото: theatreofnations.ru

Пьеса Шекспира в прочтении одного из самых авангардных режиссеров мира Робера Лепажа — это спектакль в равной степени и для тех подростков, кто любит читать и может отличить перевод Пастернака от перевода Щепкиной-Куперник, и для тех, кто кроме компьютерных игр ничем не интересуется.

На сцене все роли исполняет один актер, находясь в стеклянном, постоянно меняющим цвет и фактуру стен кубе. Герой то отражается в нем сам, то видит весь мир перед собой, то воспринимает его как тюрьму, то — как убежище. Этот артист — Евгений Миронов. Он здесь работает и как виртуоз-музыкант, покоряющий публику беглостью пальцев и бесстрашием взятого на себя вызова: мгновенные смены образов, переходы от одного состояния к другому, точность и быстрота реакций — поразительны. И как отчаянный канатоходец, вызвавшийся пройти по канату над площадью без страховки, — и выйти к публике один на один в окружении каких-то немыслимых сценических эффектов, иллюзий, технологий и компьютерных моделей. И как настоящий театральный экспериментатор, который решил рискнуть и расширить границы допустимого в театре. Рискнул — и выиграл, придумав и выпустив один из самых невероятных спектаклей современной Москвы, на котором не только подросткам, но и их родителям будет невероятно интересно: они тоже никогда еще не видели такого театра.


Театр кукол имени С. Образцова. «Ленинградка»

7 ноября, 18.00

Фото: puppet.ru

Полуторачасовой рассказ о том, как в блокадном Ленинграде в разбомбленном доме, где из целых вещей только шкаф, живет девочка Валя. Через нее — ее ощущения, воспоминания и сны об игрушках и тепле, о еде и родных, о том, что где-то есть нормальная жизнь, — говорится о тех, кто пережил блокаду и о самой блокаде. И пусть вас не смущает то, что это кукольный театр. Во-первых, давно известно, что кукольный театр — не только для малышей (на этот спектакль, например, маленьких просто нельзя вести). А, во-вторых, в «Ленинградке» помимо кукол художника Виктора Антонова, режиссуры Бориса Константинова, Дениса Шадрина и Алексея Шишова есть кадры военной хроники, анимация, игровое кино и музыка группы «Сплин». «Только бы не было войны», — говорят своим спектаклем совсем молодые люди, которые сами войны не пережили, но рассказывают о войне так, что даже у взрослых людей на глаза наворачиваются слезы.


Российский Академический Молодежный театр. «Нюрнберг»

12 ноября, 19.00

Фото: ramt.ru

Иногда выросшим детям так трудно объяснить какие-то вещи, происходящие в мире, что проще повести их в театр. Там со сцены, через эмоции актеров, через условную (все-таки) форму подачи информации, они узнают, что был такой период в истории ХХ века, когда людей убивали в рамках некоей доктрины. Убивали упорядоченно, десятками сотен — в газовых камерах, сотнями тысяч — в еврейских гетто по всей Европе. О том, что было в головах у тех, кто оправдывал убийства, придумывал, как сделать их более цивилизованными; о тех, кто убивал своими руками, и о тех, кто прятал, спасал, укрывал, защищал, дарил, а не отнимал жизнь — рассказывается в этом спектакле. «Нюренберг» Алексея Бородина основан на киносценарии Эбби Манна об одном из «малых Нюрнбергских процессов», том, на котором слушались дела нацистских судей.

«Этот спектакль продолжает разговор театра со зрителем о важных общечеловеческих вещах, — говорит режиссер. — Сильное и крайне актуальное сегодня на фоне всеобщего соглашательства высказывание о справедливости и ответственности».


Театр Наталии Сац. «Лисичка. Любовь»

29 ноября, 14.00 и 18.00

Фото: http://teatr-sats.ru/

В Москве еще никогда не видели оперу чешского классика ХХ века Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки», что удивительно: в Европе она входит в десятку самых популярных. И тем не менее только в прошлом месяце состоялась московская премьера оперы — в Театре Наталии Сац. В мире, сотворенном режиссером Исаакяном и художниками Виноградовым и Останькович, на открытой сцене без кулис возникает прямо на наших глазах все, из чего состоит жизнь: времена года, в которые вписаны циклы всхода, цветения и умирания растений, а среди них живые существа — лисы, люди, враги, друзья, жены, мужья, дети… Этот мир, в котором рядом друг с другом живут люди и звери, умопомрачительно красив, в нем совершенно нет иллюзий. Никто не обещает, что все будет хорошо. Напротив, в нем убийство — такая же обыденность, как вспыхнувшая в свой срок первая любовь. Но этот мир переполнен чувствами: нежностью, любовью, страстью, грустью, яростью, ревностью, обидой и простым желанием счастья — такими сильными, что невозможно не впустить их в себя. Георгий Исаакян говорил в своих интервью, что спектакль этот он адресует подросткам, тем, кто только вступает в жизнь. История про Лисичку, которая ничем не отличается от других, но и спутать ни с кем ее нельзя, именно для них — для тех, кто только еще учится быть внимательным не только к себе, но и к тем, кто рядом.


Для учеников младших классов школы

Театр кукол имени С. Образцова. «Гулял по улице щенок»

3 ноября, 12.30; 29 ноября, 11.00

Фото: puppet.ru

Спектакль Бориса Константинова по стихам Вадима Левина и Ренаты Мухи — это настоящая театральная поэзия. На сцене по синему небу летит белый снег, в домах, раскрашенных акварелью, загораются уютно-оранжевым окна, лошадь играет на виолончели, а мальчик Алеша, чья мама ждет второго ребенка, смотрит огромными глазами на мир, который весь состоит из чудес. В нем крабы лакомятся бутербродами на пляже, сын-осминожек просит маму-осминожку взять себя в ноги, лошадь гуляет по городу без калош, куранты на Красной площади бьют двенадцать, а щенок вырастает в огромную собаку и приходит к мальчику на день рождения.


Московский Театр Юного зрителя. «Волк и семеро козлят»

7 ноября, 12.00; 22 ноября, 12.00

Фото: 1turandot.ru

Детский спектакль Генриетты Яновской, как и декорации Елены Орловой, весь скроен из лоскутов смеха, озорства, веселья, песен, шуток, обаяния, дерзости, проказ и любви. На нем дети просто радуются, а родители — отдыхают. В нем всем знакомая история про Козу и ее семерых козлят, обрастает сюжетными подробностями, которые занимают взрослых, и песнями Алексея Рыбникова на стихи Юрия Энтина, которые развлекают детей. А все вместе дает замечательное ощущение праздника от похода в театр.


Театр «Мастерская Петра Фоменко. «Алиса в Зазеркалье»

14 ноября, 13.00; 20 ноября, 18.00

Фото: kudago.com

Спектакль такой красоты, что только ради картинки стоит пойти на него с ребенком, хотя в нем есть и замечательная актерская работа, и дивный текст Оскара Уайльда. Режиссер Иван Поповски и его постановочная команда сотворили настолько визуально-музыкально-совершенный мир, что в нем хочется остаться жить. И если в спектакле «Гамлет | Коллаж» визуальные эффекты ошеломляют, сбивают с ног, лишают точки опоры, то здесь — в Мастерской Петра Фоменко — они просто-напросто затягивают зрителя в себя, мягко и навсегда. Это длинный спектакль — он идет чуть более трех часов, и сказка Уайльда, прямо скажем, не для малышей, поэтому внимательно отнеситесь к возрастному цензу, указанному театром — 7+. Эта постановка так хороша, что будет жаль, если ваш ребенок не сможет воспринять все ее красоту просто потому, что устанет сидеть на стуле.


Московская Филармония, Концертный зал «Оркестрион». Сергей Прокофьев: «Петя и волк»

15 ноября, 14.00

Фото: meloman.ru

«Петя и волк» Сергея Прокофьева гениален по нескольким причинам. Первое — это всегда непросто концерт. Это концерт-спектакль, потому что Прокофьевым это произведение придумано именно так, и только так его и можно исполнить: оркестр, а перед ним — рассказчик, который взаимодействует с музыкантами на протяжении всей сказки, вступает с ними в диалог: прерывает, спорит, слушает их. Длится эта симфоническая сказка 23 минуты (то есть даже первоклассник выдержит). Третье — после «Пети и волка» ребенок перестанет бояться слов «а сегодня мы идем слушать музыку», потому что он будет знать, что слушать музыку — это интересно. В Московской Филармонии «Петю и волка» исполнят Александр Олешко и Российский национальный оркестр под управлением Михаила Грановского.