Детская «Золотая маска», театр кукол для взрослых и ещё 6 театральных премьер марта
Детская «Золотая маска», театр кукол для взрослых и ещё 6 театральных премьер марта
Весна в Москве — это время театральных фестивалей, которых в последние годы стало ну очень много. И все хорошие. Если вы в этом году ещё не открыли театральный сезон — самое время это сделать. На выбор — куклы, фестивали, классика для подростков и много чего ещё.
1. Детский Weekend «Золотой Маски»
С 10 по 18 марта в театрах Москвы
В этом году в рамках Детского Weekend'а «Золотой Маски», который собрали кураторы Марина Шимадина и Алексей Гончаренко, «будут спектакль-комикс, спектакль-чат, спектакль-лекция, спектакль-мокьюментари. Где-то дети смогут вволю побеситься и покидаться подушками, а где-то — принять участие в действии с помощью своего мобильного телефона», — написано на сайте «Золотой Маски». Вектор на экспериментальные работы делает Детский Weekend знаковым событием. Зрители смогут убедиться, что театр для детей сегодня может быть и смелым, и новым, и нескучным, и в чём-то даже по-хорошему шокирующим.
Но самое важное — театр на самом деле, не на словах, может помогать детям узнавать мир во всех его красках, и не только радужных. В рамках Детского Weekend'а будет много мастер-классов и лабораторий, и об одной из них хочется рассказать отдельно. Это театральная лаборатория «Когда мама была маленькой» режиссёра Марфы Горвиц. На ней 15 пар родитель-ребёнок пройдут интенсивный театральный тренинг: они расскажут друг другу истории своих семей, а получившийся в финале документальный спектакль покажут родным. Подробная афиша Детского Weekend'а здесь.
2. Фестиваль независимых театров для детей «Карабас»
С 23 марта по 1 апреля в театрах Москвы
Главное отличие фестиваля «Карабас» от всех других в том, что в его афише спектакли, созданные независимыми, то есть частными, негосударственными театрами. Поэтому все постановки — камерные, рассчитанные на небольшое количество зрителей и актёров. Все сделаны в формате «глаза в глаза», в них много интерактива. И они сделаны людьми, которые действительно любят детский театр — это видно на сцене.
В программе шестого «Карабаса» — 20 спектаклей из Москвы и Санкт-Петербурга, и всю афишу можно разделить на три части. Спектакли для зрителей, кому ещё даже не исполнилось три года — пять спектаклей. Для зрителей от 4 до 6 лет — девять. А для самых старших, кому уже исполнилось шесть лет, покажут шесть постановок. Подробная программа на сайте фестиваля.
3. «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей»
30 марта и 1 апреля в Детском музыкальном театр имени Наталии Сац, Малая сцена
Жанр этой премьеры в театре обозначили как «скоморошья история», и это неслучайно. Действующими лицами оперы современного композитора Владимира Кобекина по мотивам сказок Мамина-Сибиряка стали царь Горох и его жена Луковка, их дочери Кутафья и Горошинка, Шут и Шутиха, которые «ведут» весь спектакль, и весь народ, который то буянит, то гуляет на свадьбе царских дочерей. «Эта опера — современная игра в фольклор, наш сегодняшний взгляд на народную русскую музыку, народный театр», — говорит художественный руководитель театра Георгий Исаакян. Так как над спектаклем работает очень молодая постановочная команда, можно рассчитывать на то, что эта опера будет на самом деле весёлой и весенней.
4. «Истории Европы»
25 марта в Центре им. Мейерхольда
Три спектакля об истории Европы сыграют подряд в один день, с получасовыми перерывами. Первая часть, «Греки. Эдип. Медея» — начнётся в 18.00. Вторая — «История о Зигфриде и Брунгильде» — в 19.30. Последняя — «Спасти Британию! История про Мерлина, короля Артура и рыцарей Круглого Стола» — в 21.00. В перерывах автор цикла и режиссёр Ксения Зорина будет общаться со зрителями в фойе. Все три спектакля в жанре сторителлинг, и, конечно, каждый из них можно посмотреть и по отдельности, но в том, чтобы увидеть все три за вечер, есть особый смысл. Рассказанные одна за другой, эти отдельные истории станут частями единого целого. А именно — того мира, в котором мы живём.
5. «Мойры Петроградского района»
11 марта в Московском областном театре кукол
Главные героини нового спектакля Александры Ловянниковой — мойры, те самые, из древнегреческих мифов, которые плетут нити судьбы. Только здесь, в пьесе Константина Фёдорова, которая специально написана для театра кукол, они уже старые, хотят на пенсию, к себе домой — в тёплую Грецию, подальше от промозглого Петроградского района Петербурга. И вот однажды они теряют волшебные ножницы, и перерезать нити судьбы уже не в состоянии, и все жители Петроградки получают шанс на вторую жизнь. Интересно, что все куклы в спектакле сделаны из обычных перчаток, только перевёрнутых так, чтобы пальцы стали «ногами» персонажа.
6. «Евгений Онегин»
25 и 29 марта в пространстве Community Stage
В новом пространстве Community Stage, которое состоит из библиотеки, сцены и ресторана, — премьера. Как и первый спектакль, которым открылся зал («Теперь ты знаешь»), — он тоже обращен к книгам. Это «Евгений Онегин», поставленный студентами актёрской мастерской Игоря Ясуловича. В этом спектакле пять Онегиных и шесть Татьян, а ещё танцы и пение, стихи и настоящие, сегодняшние переживания совсем ещё молодых героев этой истории о любви.
7. «Улетающий Монахов»
9 и 21 марта в Московском театре юного зрителя
Настоящий театр всегда берёт большую литературу. Вот и МТЮЗ, один из главных сегодня культурных и смысловых центров Москвы по своему художественному замыслу и репертуарной афише, свой новый спектакль выпускает по роману Андрея Битова. Поэтому история главного героя, Алексея Монахова, эта история одного человека — его любви, брака, командировок, быта, праздников и мучительного, щемящего ощущения счастья, которая может стать для зрителей встречей с самим собой.
8. «Гиньоль по Станиславскому»
7, 21 и 27 марта в Московском театре кукол
«Комедию о жизни театра, его секретах, интригах и тайнах» режиссёр Наталья Пахомова и художник Евгения Шахотько создают по мотивам рассказа Карела Чапека «Как ставится пьеса». Действующие лица в нём — Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд и Мария Ермолова. «Театр сродни военному искусству и азартной игре в рулетку — никто заранее не знает, какой получится спектакль», — написал Чапек, и Московский театр кукол, который своей премьерой возрождает традиции театра кукол для взрослых, — должен подтвердить эти слова.
P. S. Гиньоль по определению Большой советской энциклопедии — это «пьеса, спектакль или отдельные сценические приёмы, в основе которых изображение разных преступлений, злодейств, избиений, пыток и так далее».