5 отличных спектаклей для подростков и их родителей, которые можно посмотреть онлайн

3 660

5 отличных спектаклей для подростков и их родителей, которые можно посмотреть онлайн

3 660

5 отличных спектаклей для подростков и их родителей, которые можно посмотреть онлайн

3 660

Во время самоизоляции родителям нужно не только развлекать самых маленьких членов семьи, но и отдыхать самим. А ещё лучше, если этот отдых поможет найти общий язык или заинтересовать классикой подросших детей. В нашей подборке четыре блестящие (и совсем не скучные!) постановки по произведениям школьной программы и один спектакль по стихам современных поэтов. Выбирайте и жмите «плей»!

1. «Гроза», Театр им. Вахтангова

Зачем смотреть с подростком? Чтобы выйти за рамки привычной трактовки пьесы Островского, посмотреть на знакомых персонажей с неожиданной стороны.

Все одиноки в «Грозе» на сцене Театра им. Вахтангова, все нелюбимы и все несчастливы. Катерина — «луч света в темном царстве» — в этой постановке не светлей и не чище других персонажей. От остальных обитателей города Калинова девушку отличает отчаянная жажда свободы и любви. Кабаниха в спектакле вовсе не ловко устроившаяся в жизни лицемерная купчиха; вместо неё на сцене мы видим уверенную в том, что она делает, и как будто бы знающую наперед всё, что произойдет, красивую женщину.

«Может, Кабаниха отказалась от своей любви, чтобы выйти замуж за нелюбимого, но понятного и надежного?» — предполагает режиссер. У каждого героя в этой интерпретации «Грозы» произошла своя катастрофа; посреди сцены — обломанная мачта, свидетельство крушения.

2. «Мы», Большой театр кукол

Зачем смотреть с подростком? Чтобы увидеть объем произведения и весь спектр переживаний героев романа Замятина.

Изображение безвольного человека в виде куклы — довольно очевидная метафора для постановки романа Замятина. Но она работает. В спектакле Руслана Кудашова люди — деревянные болванки, куклы без лиц. Они двигаются синхронно, издают одинаковые звуки. Светлые на темном фоне, они задают основную цветовую гамму постановки. В графичном черно-белом спектакле лишь изредка появляются другие краски. А сцена отделена от зала красной лентой, обозначая ту самую четвертую стену, как будто закрывая все выходы из этого утопичного мира.

Спектакль получился не про какой-то конкретный период истории, но про запрет на чувства в целом. Через сложные отношения, выстраивающиеся между куклой и куклой, куклой и актером, актером и актером, интимность настоящих чувств отображается в спектакле ясно и очень доступно.

3. «Дама с собачкой», МТЮЗ

Зачем смотреть с подростком? Чтобы понять, как по-разному может жить один и тот же текст. И просто чтобы увидеть очень хороший спектакль.

«Дама с собачкой» Камы Гинкаса стала второй частью его чеховской трилогии (первая — «Черный монах», третья — «Скрипка Ротшильда»). Спектакль был поставлен в начале 2000-х, но всё еще идёт в МТЮЗе. Комично начинающаяся история — актеры в полосатых купальных костюмах рассказывают о зарождающемся курортном романе — постепенно превращается в историю о невозможности счастья.

Герои говорят о себе в третьем лице, изображая и одновременно переживая сказанное, вспоминая ли себя в прошлом, пытаясь ли понять, почему так произошло. И завершается спектакль фельетоном Чехова «Жизнь прекрасна», прочитанным Игорем Гординым с такой горечью, так отчаянно, что юмористический текст превращается в трагический монолог.

4. «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова

Зачем смотреть с подростком? Чтобы понять, насколько живым может быть поэтический текст.

В изящном спектакле Римаса Туминаса появляются сразу два Онегиных — младший и старший. Находясь в темном, практически пустом пространстве сцены, они смотрят друг на друга, делят между собой текст, как бы вступая в диалог, но не споря. Ленских на сцене тоже двое — молодой поэт и солидный господин, такой, каким бы мог он стать, не будь дуэли (в спектакле Онегин стреляет в Ленского в упор). Но Татьяна — одна. И в одиночестве она стойко выдерживает происходящие вокруг нее метаморфозы.

Все это далеко от представления о романе как об «энциклопедии русской жизни». Мы увидим исторические костюмы и услышим пушкинский язык, но сама история вырвана из своей эпохи и помещена в безвременное пространство. Здесь нет пафоса декламации, а есть живая, настоящая и понятная нам речь.

5. «Все вокруг», «Практика»

Зачем смотреть с подростком? Когда как не в 16 лет зачитываться поэзией и искать в стихотворениях отголоски своих переживаний.

Моноспектакль Алисы Гребенщиковой в «Практике» (такой формат актрисе знаком давно) — коллаж из стихотворений современных поэтов. Кроме известной всем Веры Полозковой, в спектакле звучат честные строки Михаила Чевеги, Али Кудряшевой, Анны Русс, Анны Логвиновой, Даны Сидерос, Фёдора Сваровского.

Сюжета в спектакле нет, стихотворения переливаются из одного в другое, и каждое — отдельная история, сопровождающаяся видеорядом на экране за спиной актрисы. Но история как будто бы про одного и того же человека. Это рассказ про красоту всего, что нас окружает. И слова, понятные и близкие, — про всех нас.

Иллюстрация: Shutterstock (shopplaywood)