Секретный шифр и другие тайные коды «Истории игрушек», «Тачек» и остальных мультфильмов Pixar

10 467

Секретный шифр и другие тайные коды «Истории игрушек», «Тачек» и остальных мультфильмов Pixar

10 467

Секретный шифр и другие тайные коды «Истории игрушек», «Тачек» и остальных мультфильмов Pixar

10 467

Появление «Истории игрушек» в 1995-м перевернуло мир анимации: несколько гениев вопреки техническим реалиям и предпочтениям массового зрителя сделали авторский мультфильм на базе трехмерной графики. Так мир узнал о Pixar — и с тех пор с нетерпением ждёт каждого нового проекта студии. Вместе с онлайн-кинотеатром Movix рассказываем, сколько неочевидных деталей и смыслов спрятано в пиксаровских историях.

1. Pixar создал Джордж Лукас

История компании началась с желания режиссера Джорджа Лукаса (да-да, того самого, который придумал «Звездные войны») развивать отдел компьютерной графики в своей компании Lucasfilm's Computer. Возглавил этот отдел в 1979-м Эд Кэтмелл — не просто компьютерный гений, но и фанат мультфильмов. Его задачей было разработать мощный компьютер, который позволял бы заниматься моделированием и анимацией. В 1983-м он позвал к себе в команду Джона Лассетера — аниматора и режиссера, второго главного человека в истории студии Pixar.

В 1983-м Лассетер создал первый в мире мультфильм, сделанный с помощью компьютерной графики. А еще через три года отдел представил то, для чего его когда-то и создал Лукас, — Pixar Image Computer.

Джон Лассетер с персонажами мультфильма «Тачки». Фото: Mary Evans / AF Archive / Disney / ТАСС

Ну а третьим важным человеком в истории студии стал Стив Джобс: он выкупил отдел разработки у Лукаса и вложил в него массу сил и средств. Компания еще несколько лет занималась производством анимационных рекламных роликов, не забывая о главном своём интересе — мультфильмах. И наконец в 1986 году состоялся режиссерский дебют Лассетера: в кинотеатрах показали короткометражку — первый проект Pixar, номинированный на «Оскар». О ней — ниже.

2. У знаменитой лампы Pixar есть имя

Вы же помните заставку студии? Настольная лампа скачет через буквы, втаптывает в пол букву I, а затем смотрит на зрителей. Так вот, этого лампёнка зовут Люксо, он герой той самой номинированной на «Оскар» короткометражки, которая так и называлась — «Люксо-младший». Не видели её? Очень советуем посмотреть и убедиться, что создатели Pixar — гении, даже если речь идет о двухминутном мультике 35-летней давности.

Люксо, кстати, появляется не только в заставках — красную версию лампы мы видим на столе Энди во всех частях «Истории игрушек», робот ВАЛЛ-И делает из Люксо руку для своего изобретения, а мячик, с которым лампёнок играет в короткометражке, можно заметить и в комнате Бу из «Корпорации монстров», и в «Истории игрушек», и в детской, мимо которой пролетает дом в мультике «Вверх».

3. В каждом мультфильме студии есть магический шифр A113

Возможно, вы не замечали, но в мультфильмах студии всегда появляется сочетание цифр и буквы А113: автомобильный номер в «Тачках» и «История игрушек», модель фотоаппарата у водолаза из «В поисках Немо», номер комнаты в «Университете монстров». Автопилот космического корабля из «ВАЛЛ-И» отправляет команду A113, которая означает невозвращение на Землю.

На самом деле это никакой не шифр, а просто номер аудитории в Калифорнийском институте искусств. Именно в этом кабинете проходят занятия по графическому дизайну и анимации персонажей, и именно здесь учились многие сотрудники студии Pixar (в том числе Джон Лассетер).

4. В каждом мультфильме Pixar есть осьминог Хэнк. И грузовик Pizza Planet

Pizza Planet (желтый грузовик с ракетой сверху) впервые появился в «Истории игрушек», и с тех пор его можно заметить в каждом мультфильме студии. Даже в тех, где грузовиков и пиццы в принципе быть не может: в «Хорошем динозавре» есть астероид в виде пиццы, а в «Храброй сердцем» грузовичок появляется в виде деревянной игрушки на столе у ведьмы.

Но если желтый грузовик хоть как-то можно заметить, то осьминога, который умеет маскироваться, отыскать не так-то просто. Но он есть! Эндрю Стэнтон, режиссер «В поисках Дори», утверждает, что этот персонаж спрятан в каждом проекте студии. Сможете его найти?

5. «Историю игрушек — 2» спасла женщина в декрете, которая работала на удалёнке

В 1998 году один из аниматоров Pixar решил почистить хранилище данных компании и запустил команду, которая постепенно удаляла все файлы, созданные до того, как был запущен процесс очистки. За исчезновением Вуди, База и двух лет работы сотни людей технический директор компании наблюдал практически в прямом эфире, не понимая, что происходит с материалом, над которым они так долго трудились.

Спасла ситуацию Галин Сасман — сотрудница, которая на тот момент недавно стала мамой и работала на удаленке. Оказалось, на её рабочем компьютере сохранилась большая часть нужных данных. По легенде, этот компьютер погрузили в машину, пристегнули ремнями и повезли на студию, где поместили в фанерный ящик и доставили в технический отдел. Кажется, спасающая мир мама из второй «Суперсемейки» не такой уж вымышленный сюжет.

6. «Корпорация монстров» — история про 30-летнего мужчину

Пит Доктер — режиссер «Корпорации монстров» (и нынешний исполнительный продюсер студии) — рассказывал, что сначала он придумал историю о мужчине-бухгалтере средних лет, который сражается со своими монстрами. Однажды он находит тетрадь с рисунками чудищ, которых рисовал в детстве, и эти монстры начинают оживать и преследовать героя. Чтобы их победить, ему приходится преодолеть преследующие его всю жизнь страхи.

Кстати, еще один интересный факт о мультфильме: девочку, которая перевернула мир монстров, зовут не Бу, как мы привыкли, а Мэри — понять это можно, посмотрев на рисунок, который она, как и многие малыши, подписала в углу.

Кадр из мультфильма «Корпорации монстров»

7. В титрах всегда можно увидеть имена детей сотрудников Pixar

Именно в Pixar появилась традиция production babies. Суть в том, что в финальных титрах мультфильма указываются имена всех детей, которые появились у сотрудников студии во время работы над проектом. По словам режиссера Ли Анкрича, работа над мультфильмом — большой этап в жизни каждого работника студии и нередко можно услышать фразы вроде «Тим родился, как раз когда мы работали над вторыми „Тачками“». Теперь эта привязка рождения ребёнка к работе над конкретным проектом задокументирована.

8. В мультфильмах Pixar всегда есть намёки на будущие премьеры

Как вы уже поняли, в проектах Pixar есть множество «пасхалок» — грузовик с пиццей, осьминог, лампа Люксо и её любимый мячик. Но если присмотреться еще внимательнее, можно заметить, что создатели аккуратно размещают в мультфильмах и намеки на следующие полнометражки. Например, в «Корпорации монстров» мы трижды встречаем рыбку-клоуна — героя любимого мультика «В поисках Немо», который выйдет сразу после истории про Салли и Бу. А в мультике «Вверх» на одном из кадров можно заметить медведя Лотсо — главного антагониста из «Истории игрушек — 3».

9. В Pixar очень любят студию Ghibli

Режиссерам студии Pixar и гениальному Хаяо Миядзаки, кажется, единственным в мире удаётся делать исключительно авторские анимационные фильмы, которые становятся коммерчески успешными за пределами родных стран. Неудивительно, что обе студии так дружны и периодически делают отсылки к фильмам друг друга: в «Истории игрушек — 3» появляется огромный (и очаровательный!) плюшевый Тоторо, а в недавнем фильме «Лука» мальчишки живут в городе Портороссо — это очевидная отсылка к мультфильму «Порко Россо».

Тоторо в мультфильме «История игрушек: Большой побег»

Кстати, и Миядзаки не остался в долгу: в «Моём соседе Тоторо» появляется лампа, в которой с трудом, но всё же можно узнать малыша Люксо.

10. Райли из «Головоломки» в разных странах отказывается есть разные овощи

Помните, что вызывало отвращение у девочки Райли, за чьими эмоциями мы наблюдаем весь фильм? Конечно, брокколи! Ну разве могут дети любить брокколи? Оказывается, могут: в Японии большинство детей относятся к этому овощу вполне лояльно. А вот зеленый перец им не особо нравится, поэтому создателям пришлось перерисовать этот момент.

Кадры из разных версий мультфильма «Головоломка»

И, кстати, не только этот: Pixar регулярно вносит правки в свои же фильмы, представляя их международной аудитории. Еще одно изменение в «Головоломке» — хобби Райли. Не во всех странах хоккей популярен, поэтому есть версия, где его заменили футболом.

11. Сценарист «Тачек» погиб в аварии

Джо Рэнфт работал с Pixar с 1991 года, он был одним из сценаристов самой первой «Истории игрушек», за этот фильм его номинировали на «Оскар». Рэнфт писал сценарии и озвучивал героев в фильмах «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Жизнь жуков» и «Тачки». Во время работы над последним мультфильмом сценарист вместе с друзьями попал в аварию: внедорожник, на котором они ехали, сорвался с обрыва.

Его памяти посвятили не только «Тачки», которые вышли в прокат уже после смерти сценариста, но и «Труп невесты» Тима Бертона: Джо был его исполнительным продюсером. Кстати, в не так давно вышедшем мультфильме «Душа» можно заметить имя Рэнфта на доске со стикерами, где записаны имена наставников юных душ.

Доска со стикерами в мультфильме «Душа»

12. Все мультфильмы Pixar — одна вселенная (но это не точно)

Да, звучит невероятно, но вдруг так и есть? Эту теорию придумал блогер и кинокритик Джон Негрони. По его мнению, все фильмы студии можно расположить в хронологическом порядке:

  • Средневековье;
  • современность;
  • далёкое будущее;
  • новая Земля.

Точка отсчёта, в теории Негрони, — мультфильм «Храбрая сердцем», в котором нам показывают магию, способную превращать животных в разумных, похожих на человека существ. Источник магии — синие огоньки и немного взбалмошная ведьма.

Следующая эпоха — наши дни, в которой параллельно с людьми обитают разумные животные («Рататуй» и «В поисках Немо»). В это же время в игру вступает компания Buy n Large — та самая, которая создала робота ВАЛЛ-И. Согласно теории, этой компанией управляют не люди, а искусственный интеллект (вспомните вышедшего из-под контроля робота в «Суперсемейке» — это всё Buy n Large). Машины, как гласит версия Негрони, оживают благодаря человеческой энергии, поэтому уничтожить людей нельзя. И что же делать?

Верно, людей отправляют в космос, Земля превращается в свалку — добро пожаловать в далёкое будущее. В этом временном отрезке происходят события мультфильмов «ВАЛЛ-И» и «Тачки»: машины живут на той самой человеческой энергии, подражая людям. Но энергия кончается, и цивилизация машин умирает прежде, чем люди возвращаются на Землю.

А теперь давайте вспомним «Корпорацию монстров», в которой чудища заходят в двери, как бы перемещаясь в разные вселенные. А что если эти двери ведут в прошлое? А монстры живут уже на новой Земле? Чтобы попасть к людям, они перемещаются во времени и случайно захватывают с собой малышку Бу. Девочка, разок попутешествовав с любимыми монстрами, так увлеклась перемещениями во времени, что попала, скажем, в Средневековье?

Да-да, по версии Негрони, Бу и есть та самая ведьма из «Храброй сердцем». Подтверждения? В её лачуге можно заметить резьбу по дереву — там изображен монстр Салли; на столе у неё стоит фигурка фургона Pizza Planet (откуда она знает про существование машин?), ну и двери в хижине очень уж напоминают систему из «Корпорации монстров» — они постоянно ведут в разные помещения.

Кадр из мультфильма «Храбрая сердцем»

Кстати, другие фильмы тоже вписываются в эту концепцию. Например, Радость из «Головоломки» очень похожа на те самые синие огоньки из «Храброй сердцем», и астероид, пролетающий над Землей в «Хорошем динозавре», тоже синенький. Возможно, именно астероид и подарил чудесную энергию миру Pixar.

Что в её основе? Эмоции, конечно. Радость, сопереживание, волнение, страх и смех — всё то, что нам дарят мультфильмы студии.