Как Карл Баркс 25 лет рисовал Дональда Дака, оставаясь в тени Диснея

История фермера, который стал «лучшим утиным художником»
3 316

Как Карл Баркс 25 лет рисовал Дональда Дака, оставаясь в тени Диснея

История фермера, который стал «лучшим утиным художником»
3 316

Как Карл Баркс 25 лет рисовал Дональда Дака, оставаясь в тени Диснея

История фермера, который стал «лучшим утиным художником»
3 316

Микки Мауса и Дональда Дака знают все. Но не все знают, кто их придумал и нарисовал такими, какими мы их знаем. Многие ошибочно думают, что всех диснеевских персонажей придумал Уолт Дисней. Большинство сценаристов и художников работали в студии Диснея анонимно. Так получилось и с Карлом Барксом — фермером из бедной семьи, который исполнил свою мечту и стал художником комиксов и «человеком-уткой».

«Как я умудрился стать иллюстратором комиксов? Для меня самого это загадка. В моем роду не было художников и писателей, мои родители не интересовались искусством. У них и образования-то не было. Я родился в штате Орегон в семье фермеров и ходил в школу, в которой был всего один класс и не было уроков рисования», — признавался Баркс в одном из интервью. Родители Баркса были очень занятыми людьми, брату тоже было не до него. В детстве он не читал «Острова сокровищ» и не слышал имени Жюля Верна. Но любил рассматривать комиксы в газетах, которые приносили его родители, а потом перерисовывать их. А ещё разговаривать с животными на ферме, очеловечивать их и сочинять про них истории.

Карл Баркс, 1982 год

«К 16 годам я точно знал, что хочу быть художником комиксов больше, чем фермером», — говорил Баркс. Но выбирать не приходилось. У Баркса были серьёзные проблемы со слухом, учиться он дальше не мог. Мать умерла, и рядом не было никого, кто поверил бы в его мечту. Так что Баркс начал работать. Он брался за всё, что только подворачивалось под руку: ухаживал за скотом, работал дровосеком и клепал металлические заклепки. Пытался пристроить свои рисунки в журналы. В 17 лет он придумал серию комиксов о незадачливом детективе. Но ему везде отказывали.

За что бы он тогда ни брался, у него ничего не получалось. И через несколько лет он изобразил таким же Дональда Дака — добродушным недотёпой с неудачными попытками заработать. Баркс учился иронии у рабочих и говорил, что лучшего чувства юмора, чем у простых трудяг, не встречал. Потому что без смеха их жизнь была бы совсем тяжела. Барксу хватило этого опыта, чтобы придумать для Дональда Дака сотни комических историй.

В 1928 году он отправил несколько своих комиксов в сатирический журнал. Неожиданно их опубликовали. «Оказалось, я неплохо могу придумывать шутки», — вспоминал Баркс. Так он стал продавать свои юмористические скетчи разным изданиям. А в начале 30-х годов устроился редактором в мужской журнал с сомнительной репутацией. Его коллеги любили выпить, и Барксу приходилось делать работу и за себя, и за них. К тому же дело было во времена Великой депрессии, зарплата резко упала. В 1935 году Баркс решил снова испытать удачу и отправил рисунки на студию Уолта Диснея.

И Баркса взяли. Он работал художником-фазовщиком, то есть прорисовывал фазы между кадрами, которые создавал мультипликатор. Это были часы монотонного и скучного труда. Чтобы ещё немного подзаработать, Баркс стал придумывать «гэги» (комичные, нелепые ситуации, которые должны смешить зрителей) для сценарного отдела студии. И получалось так здорово, что сценаристы переманили его к себе.

История Дональда Дака и его племянников

Дональд Дак родился на студии за год до прихода Баркса: селезень появлялся в отдельных мультфильмах о Микки Маусе. А в 1937 году стал главным героем короткометражки. Ещё через год обогнал Микки Мауса по рейтингу. Микки был положительным героем, сценаристы решили не менять его характер и придумали ему друга-забияку, который был бы с ним на контрасте.

Первое появление Дональда Дака произошло до прихода Баркса в студию Диснея в короткометражном анимационном фильме «Маленькая умная курочка»

Через какое-то время Баркс захотел изменить характера Дональда Дака и наделил его своими чертами. Вместо того, чтобы и дальше использовать образ забияки, Баркс сделал из него внимательного, неравнодушного персонажа. Плутоватого, но неуклюжего. Зрители узнавали в нём себя: они смеялись над передрягами Дональда и при этом сочувствовали ему.

В 1938 году вышел фильм «Дональд Дак» с новым образом Доанльда Дака. Карл Баркс принимал активное участие в изменении персонажа.

Чтобы оттенить самого Дональда, сценаристы придумали ему племянников — Хьюи, Дьюи и Луи. По задумке, они были просто вредными детьми, которые ссорились с дядей. Они пришли с запиской от мамы, сестры Дональда, которая просила позаботиться о детях, пока она в отъезде. Правда, мама утят так и не вернулась.

Племянники Хьюи, Дьюи и Луи впервые появились в фильме «Племянники Дональда» в 1938 году

Когда через несколько лет Баркс начал рисовать комиксы, он понял, что такой скучной роли утятам мало. И сделал их умниками, которые благодаря «Энциклопедии юных сурков» могут найти выход из любой ситуации. И в то же время нечаянно всё испортить. «Я всегда старался сделать их поведение непредсказуемым, чтобы никто, открывая комикс, не догадывался, как утята поведут себя на этот раз. Их было чертовски трудно рисовать!» — говорил Баркс.

В октябре 1942 года вышел комикс «Дональд Дак ищет пиратский клад», в котором Бракс нарисовал около половины иллюстраций. Это первый комикс, в котором он рисовал Дональда Дака

Дядюшка Скрудж появился, когда сценаристы работали над рождественским мультфильмом. Баркс вспомнил о персонаже Диккенса, старом скупердяе Скрудже. И подумал, что у Дональда тоже мог бы быть богатый и жадный родственник.

Фактически именно Баркс придумал вселенную Дональда Дака и населил её персонажами. С 1936 до 1942 год он создал больше 40 мультфильмов

Баркс признавался, что никогда не считал своих героев птицами. Для него они были людьми, только с утиными телами.

Из студии Уолта Диснея в издательство комиксов

В 1942 году он уходит из студии, чтобы открыть собственный бизнес — птицеферму. Но через какое-то время всё-таки вернулся к рисованию и устроился в издательство «Western publishing», которое выпускало серию «Комиксы и истории Уолта Диснея».

Он проработал в издательстве до 1966 года и за это время нарисовал больше 500 комиксов (это больше 6000 страниц). Баркс вспоминал, что когда изображал эмоции персонажа, то постоянно гримасничал сам. К концу дня у него даже начинало болеть лицо. Правда, рукописи комиксов не сохранились: издательство не видело в оригиналах особой ценности.

Баркс за работой

Все иллюстраторы работали в издательстве анонимно. Уолт Дисней в конце 1940-х годов предложил подписывать комиксы, но руководство издательства отказалось. Оно боялось потерять прибыль: якобы дети были уверены, что всё, что выходит под лейблом «Дисней», делает сам Дисней. Но читатели отлично различали стили художников, которые работали над комиксами. Баркса, например, они прозвали «человеком-уткой» и «лучшим утиным художником». Иногда Баркс даже писал «Bark’s» на коробке с едой в Даксбурге. Но никто не знал, что за этой выдуманной маркой скрывается имя художника.

Герои Карла Баркса за 25 лет побывали чуть ли не во всех точках мира. Хотя о путешествиях самого Карла Баркса ничего не известно. Возможно, он вообще никогда не выезжал из США. Но к путешествиям своих героев относился ответственно. Он изучал, как выглядят в конкретных местах пейзажи, люди, животные. Если собирался посвятить историю добыче золота, то старался узнать об этом всё. У Баркса были толстенные папки с вырезанными из газет фотографиями людей, мест, механизмов. Он вообще обожал разбираться с тем, как всё устроено, и читать научно-популярные журналы.

Вселенная Дональда Дака. Иллюстрация Карла Баркса, 1972 год

К сожалению, сам Баркс ни разу не видел, чтобы кто-нибудь покупал его комиксы: «Я заходил в магазин и, если у меня было немного свободного времени, притворялся, что читаю „Популярную механику“. А в этот момент ждал, пока к прилавку подойдет ребёнок. Я надеялся, что он выберет „Комиксы Диснея“ или „Дядю Скруджа“ и мечтал увидеть, как ребёнок платит десять центов за мой комикс. Но дети покупали „Супермена“. И никто даже смотрел на дядюшку Скруджа и Дональда Дака».

Баркс просто, как это бывает, был не в том месте и не в тот час. Например, в городе Луисвилле жил мальчик Дон Роса, который собирал истории о Скрудже и Дональде Даке. А потом так же, как Баркс когда-то, копировал их. А в 1970-е, когда Баркс ушёл на пенсию, Дон Роса стал рисовать и придумывать свои истории про уток. Он публиковался вплоть до 2000-х годов и, можно сказать, обеспечил Скруджу Макдаку долгую и интересную старость. А ещё придумал и рассказал историю его юности. Сам Баркс после выхода на пенсию писал картины, на которых изображал героев Даксбурга и знаменитостей в образе уток. И делал это почти до самой смерти: Баркс умер в 2000 году, ему было 99 лет.