Маленькие взрослые и взрослые дети: как общество меняет представление о возрасте
Маленькие взрослые и взрослые дети: как общество меняет представление о возрасте
Возрастные границы между детьми и взрослыми непостоянны, утверждает психотерапевт, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ Анна Варга. Портал Theory & Practice опубликовал тезисы из лекции Варги «Исчезновение детства», прошедшей в рамках лектория Политеха и журнала The Prime Russian Magazine.
Временные рамки детства устанавливаются общественным договором, объясняет Варга. В разные эпохи человечество договаривается о том, кого считать взрослым, а кого — ребёнком. В Средневековье, к примеру, детство заканчивалось в семь лет: к этому возрасту дети уже владели речью и были способны участвовать во всех сферах взрослой жизни.
С изобретением печатного станка в коммуникации возник первый барьер, ставший предпосылкой для возникновения детства, говорит психотерапевт. Для мужчин грамотность стала важным свойством, способствующим получению знаний. Для того чтобы стать мужчиной, мальчику необходимо было стать грамотным.
Неграмотность женщин в то же время считалась добродетелью, а потому они приравнивались к детям в общественном сознании. Идея, что ребёнка необходимо готовить ко взрослой жизни, открывая её постепенно, также появилась не сразу. В Средние века ребёнок мог без осуждений быть свидетелем пьянства, секса, драк и убийств.
С появлением новых технологий основным знанием стало обладать младшее поколение
Барьер между ребёнком и взрослым стал исчезать с возникновением телевидения — использование этой технологии не требует особых навыков и умений. Вместе с тем изменился и тип культуры: если раньше старое поколение передавало основные знания младшему, то теперь роли поменялись. Наглядный пример — бабушка, которой внуки объясняют, как пользоваться электронной почтой.
Из этого Варга делает вывод, что на новом коммуникационном уровне человечество снова переживает Средневековье — детство исчезает, когда смазывается коммуникативный барьер. При этом теряет смысл не только понятие детства, но и взрослости. Появляются инфантильные взрослые, так называемые кидалты (англ. kid — ребёнок и adult — взрослый). Семьи кидалтов не имеют иерархии, подчёркивает психотерапевт. Такие взрослые не считают себя вправе навязывать детям свои правила.
Ребёнок теперь находится в центре внимания, становится главным в семье
Дети могут отказать в ответ на просьбу, а родители страдают от чувства вины, если обделяют ребёнка. К примеру, не уезжают в отпуск, потому что дети обидятся. Варга утверждает, что ребёнка необходимо ограничивать и всячески создавать вокруг него ситуацию определённости, как происходило при традиционном воспитании. Если этого не делать, то в будущем он будет помешан на контроле, так как с детства ребёнку кажется, будто он может повлиять на все решения в семье.
Психотерапевт обращает внимание на культ молодости, популярный в нашу эпоху: женщины стали позже рожать, многие пары и вовсе отказываются иметь детей, фокусируясь на себе, на развлечениях и играх. На средства для замедления старения тратятся огромные суммы денег.
Сегодня человечество не в состоянии ответить на вопрос, к чему ведёт этот процесс, считает Варга. Мы не видим полной картины и можем лишь наблюдать, как изменяются технологии, формирующие общественный договор.
Противники традиционного воспитания уверены, что не нужно пытаться дрессировать своего ребёнка. Об этом читайте на «Меле» в материале Дины Бойко «Воспитание ребёнка — это не дрессура». О том, чем может быть вредно консервативное воспитание, читайте в материале Инны Приборы «Как традиционные ценности вредят воспитанию ребёнка».