7 неожиданных фактов из биографии Льюиса Кэрролла

12 421

7 неожиданных фактов из биографии Льюиса Кэрролла

12 421

7 неожиданных фактов из биографии Льюиса Кэрролла

12 421

У Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье», сложилась репутация угрюмого и нелюдимого человека, который страшно заикался, не любил разговаривать со взрослыми и только в обществе детей становился самим собой. На самом же деле он дружил и работал со многими выдающимися людьми Викторианской эпохи, вёл обширную переписку с писателями, художниками, актёрами, юристами, учёными, а многих из них даже фотографировал.

1. Кэрролл и королевские особы

Кэрролл относился к британской монархии с должны пиететом, и как преподаватель Оксфорда имел немало возможностей для встречи с представителями королевской семьи: его колледж, Крайст-Черч, был особенно тесно связан с домом Виндзоров. Там учился принц Уэльский Эдуард (будущий король Эдуард VII) и младший сын королевы Виктории Леопольд, юноша, страдающий наследственной гемофилией (той же болезнью, которой по тем же наследственным причинам болел царевич Алексей Романов). Кэрролл очень хотел сфотографировать принцев; с Эдуардом ему это не удалось, а вот портрет Леопольда он сделал.

Портрет принца Леопольда, 1875 год. Фото Льюиса Кэрролла

Леопольд общался со многими своими однокурсниками и другими членами оксфордского мира, в том числе с дочерью декана Крайст-Черч Алисой Лидделл. Однажды они вместе катались по реке на лодке, и Алиса случайно заехала веслом ему в глаз (королева Виктория была очень этим недовольна). Конечно, жениться на Алисе он не мог — но, судя по всему, эта юношеская дружба произвела на них обоих сильное впечатление: позже Леопольд назвал свою дочь Алисой (род. 1883), а Алиса своего сына — Леопольдом (род. 1883).

2. Жестянка без печенья

Так вышло, что с принцессой Алисой, дочерью Леопольда, Кэрролл тоже вступил в переписку. Вот как это получилось: производители жестяных коробок для печенья попросили его разрешения отпечатать на них иллюстрации к «Алисе в Зазеркалье». Кэрролл согласился, но его смущало, что на жестянке есть реклама печенья, а внутри жестянки — собственно печенье. Насколько было бы лучше для воображения детей, если бы внутри ничего не было! Он попросил производителей послать в подарок его знакомым детям пустые коробки. Первыми получателями оказались как раз принцесса Алиса и ее брат принц Чарльз.

Жестяная коробка для печенья с иллюстрацией к «Алисе в Зазеркалье»

Кэрролл написал Алисе, что в свою пустую жестянку она сможет посадить Чарльза, если тот будет плохо себя вести, но рекомендовал не забывать, что у Чарльза тоже есть такая же жестянка, так что надо действовать с осторожностью. Королевские дети, конечно, были хорошо воспитаны и не выдали своего разочарования от того, что коробки оказались пустыми; Алиса написала Кэрроллу в ответ, что Чарльз слишком большой, чтобы уместиться в коробке для печенья, а Чарльз сообщил, что хранит в ней игрушечных зверей.

3. Джордж Макдональд

Кэрролл близко дружил со священником и писателем Джорджем Макдональдом, чьи причудливые фантастические сказки стали источником вдохновения для поколений писателей «фэнтези», включая Дж. Р. Толкина и К. С. Льюиса. Но кроме того, семья Макдональда сыграла важную роль в публикации «Алисы в Стране чудес».

Льюис Кэрролл с семьёй Макдональд, 1863 год

У Макдональда и его жены Луизы было одиннадцать детей (Кэрролл их часто фотографировал и переписывался с несколькими из них). Когда Кэрролл послал рукопись «Алисы» Макдональду и Луиза стала читать ее детям, те пришли в полный восторг, а Гревилл, один из сыновей, сказал, что хотел бы, чтобы у этой сказки было еще 60 000 томов. Этот отзыв стал решающим в деле публикации «Алисы в Стране чудес».

4. Мальчик с дельфином

Гревилл вообще был любимцем Кэрролла. Познакомились они в студии известного скульптора Алекса Манро; Гревилл позировал ему для статуи мальчика с дельфином. Позже Гревилл вспоминал: «Дядюшка Доджсон и не подозревал, чем он был для нас, и за это мы его очень любили. <…> Я хорошо помню, как он доказывал мне — совершенно в стиле „Алисы“, — что мраморная голова будет для меня гораздо удобнее: ее не придется причесывать и от нее нельзя будет требовать, чтобы она учила уроки. И он изобразил также для меня, в какой ужас придет от моей мраморной головы скульптор Манро, которому я позировал». (Перевод Н. Демуровой)

Гревилл Макдональд в килте. Рисунок Льюиса Кэрролла

Гревилл возразил ему, что тогда он не сможет разговаривать, и хотя Кэрролл убеждал мальчика, что это только к лучшему, Гревилл так и остался при своей голове.

Статуя мальчика с дельфином в Лондоне

Скульптура мальчика с дельфином и сегодня стоит в лондонском Гайд-парке. Позже, в 1943 году, Памела Трэверс сделала Нелея — мраморного мальчика с дельфином — персонажем своей сказки «Мэри Поппинс открывает дверь». В одной из глав Нелей сходит с пьедестала и играет с Джейн и Майклом Бэнкс.

Фрагмент из сказки Памелы Трэверс «Мэри Поппинс открывает дверь»

5. Вомбат Россетти

Кэрролл очень интересовался артистическим миром и дружил со многими людьми искусства. Так, например, он часто бывал в доме художника и поэта Данте Габриэля Россетти и даже устроил как-то раз большую фотосессию с участием многих членов его семьи, включая его сестру, поэтессу Кристину Джорджину Россетти.

Данте Габриэль Россетти с семьёй, 1863 год. Фото Льюиса Кэрролла

Россети был человеком весьма эксцентричным и любил держать дома экзотических животных. Самым известным из них был вомбат, изображения которого оставили многие знаменитые художники того времени. Существует легенда, что вомбат Россетти послужил прототипом Сони из безумного чаепития, описанного в «Алисе» (мышь-соня, Dormouse, по-английски мужского рода). Вомбат частенько сидел на столе во время застолий в доме Россетти. К сожалению, эта красивая теория не соответствует действительности: вомбат у Россетти появился уже после того, как «Алиса» вышла в свет.

Данте Габриэль Россетти. Россетти оплакивает своего вомбата, 1869 год

6. Кэрролл и деньги

Кэрролл восхищался знаменитым писателем Чарльзом Кингсли, но близко дружил не с ним, а с его братом Генри — тоже писателем, но не таким известным. В тяжелую для Генри пору болезней и безденежья Кэрролл прислал ему огромную по тем временам сумму — сто фунтов. После смерти Генри Кингсли кто-то из родственников перевел на счет Кэрролла небольшую часть этих денег, но Кэрролл, очевидно, на это не рассчитывал. Он считал, что деньги надо не давать в долг, а дарить.

Генри Кингсли

Как ни странно, мы довольно много знаем о финансовых делах Кэрролла — благодаря его биографу Дженни Вулф (автору книги «Тайна Льюиса Кэрролла»), которая догадалась изучить его банковские счета. Выяснилось, что Кэрролл очень часто попадал в «красный список» — то есть уходил в минус, в том числе и потому, что давал разным людям (часто малознакомым) крупные суммы денег. При этом с деньгами колледжа и своих незамужних сестер он обращался крайне экономно, учитывая каждый пенни.

7. Кэрролл и Дарвин

Кэрролл, как и многие его современники, живо интересовался естественно-научными проблемами. Конечно, у многих верующих людей и религиозных деятелей — а Кэрролл сам имел духовный сан — теория эволюции (книга Дарвина была издана в разгар Викторианской эпохи, в 1859 году) вызывала сложные чувства. Но не у всех: например, священник и писатель Чарльз Кингсли, уже упоминавшийся выше, не только восхищался идеями естественного отбора, но и написал восторженную рецензию на «Происхождение видов», которую Дарвин процитировал во втором издании (сегодня это назвали бы blurb).

Чарльз Кингсли

В истории дарвинизма особую роль играют знаменитые дебаты, которые состоялись в Музее естественной истории Оксфордского университета в июне 1860 года. Правда, сам Дарвин на них не присутствовал: он очень не любил покидать свой загородный дом и общаться со множеством людей, тем более агрессивно настроенных. Идеи дарвинизма защищал в этих дебатах Томас Гексли (и дед писателя Олдоса Хаксли — да, фамилия у них одинаковая, но за прошедшее время правила передачи английских фамилий на русский язык изменились); его главным противником был оксфордский епископ Сэмюэл Уилберфорс.

Сэмюэл Уилберфорс и Томас Гексли. Карикатуры Карло Пеллегрини

По результатам дискуссии дарвинисты одержали решительную победу. К сожалению, дневник Кэрролла, охватывающий этот период, не дошел до нас, но мы точно знаем, что он купил билет на дебаты (довольно дорогой, целых две гинеи). Всего слушателей было около пятисот, и некоторых из них Кэрроллу удалось сфотографировать — включая Гексли и Уилберфорса.

Кэрролл переписывался и с самим Дарвином. Как пионер фотографии он хорошо знал, как трудно запечатлеть человеческие эмоции: длительная выдержка не позволяла сфотографировать естественную улыбку или другую невольную гримасу. Тем не менее ему удалось сделать снимок, на котором модель (Флора Рэнкин) улыбается, и он послал фотографию Дарвину. Учёный в то время работал над книгой «Выражение эмоций у человека и животных». Сохранилось благодарственное письмо, но фотография не пригодилась.

Улыбка Флоры Рэнкин. Фото Льюиса Кэрролла