Как Фридрих Фрёбель придумал систему детских садов. Но об их принципах все немного забыли
Как Фридрих Фрёбель придумал систему детских садов. Но об их принципах все немного забыли
Да, самый первый детский сад появился в Германии в первой половине XIX веке. Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителями воспитывать, развиваться и обучать детей — через игру и без всякого принуждения. И многими его методиками пользуются до сих пор. Даже если не знают, кто их придумал.
Фридрих Фрёбель родился в Германии в 1782 году. Он был шестым ребёнком в семье и рано осиротел — мать умерла, когда ему не исполнилось и года. Отцу было не до ребёнка, и мачехе, которая у него вскоре появилась, — тоже. За Фрёбелем приглядывали братья и сестры, но большую часть времени он проводил один. «Природа была мне школой, деревья, цветы — учителями», — вспоминал он вполне в духе своего времени.
Став старше, он переехал к своему дяде, пастору, окончил школу, учился в университете на факультете математики и естественных наук, но из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу и начать работать. Он был лесничим, библиотекарем, секретарём. Одно время интересовался архитектурой, но потом подружился со школьным учителем, начал преподавать сам и понял, что нашёл своё призвание.
В то время в Европе на слуху было имя другого педагога и просветителя — швейцарца Иоганна Генриха Песталоцци. Он открыл частную школу и звал туда не только детей, но и учителей — учиться педагогике. Фрёбель провёл в этой школе два года: одновременно учился и преподавал.
В эпоху Просвещения люди уже говорили об особой роли детства в жизни человека. Но идеалом всё равно оставался ребёнок без страстей и грехов. И этому, конечно, никак не соответствовали реальные дети — любознательные, непоседливые и упрямые. Религиозные воспитатели, конечно, считали, что нужно «смирять греховную натуру» с помощью розог. Но Песталоцци (а за ним и Фрёбель) утверждал, что ребёнку нужно помогать создавать и чувствовать, а не ограничивать его строгими правилами.
В 1816 году Фрёбель открыл собственную школу: изначально в ней училось шесть человек. Преподавали там военные друзья педагога (он участвовал в партизанской войне против французов в 1813 году), которых он заразил своей страстью к педагогике.
Надо сказать, что увлекать своим делом Фрёбель умел: его жена прониклась идеями мужа и пожертвовала на устройство школы всё своё состояние
Брат, после того, как продал свой бизнес, стал директором школы. А вдова другого брата купила имение и предложила Фрёбелю перевести свою школу туда. Правда, школа Фрёбеля просуществовала недолго: его обвинили в пропаганде атеизма. Конечно, атеистом Фрёбель не был. Наоборот, он стремился развивать в детях «божественное начало». Но слишком непривычны были его методы для тех, кто проповедовал смирение и послушание. «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним», — высказывание Фрёбеля звучит вполне в духе христианства, но на деле людям, которые обвиняли его в атеизме, было трудно это принять.
Фрёбель с женой много переезжали, пытаясь организовать школы то там, то тут. В Швейцарии, например, местные власти даже предложили Фрёбелю возглавить дом для сирот в городе Бургдорфе. В то время большинство приютов принадлежало церкви: там была строгая дисциплина, но с детьми почти не занимались. То, что маленьким детям нужен педагог, вообще мало кому приходило в голову. Но Фрёбель сам был сиротой и отлично знал, как нужны ребёнку забота и внимание. Он общался с детьми, придумывал для них стихи, песни, игры и игрушки, которые стали первыми в истории развивающими пособиями. Но задержаться в Швейцарии ему не удалось: жена Фрёбеля плохо переносила местный климат, и они вернулись в Германию.
Первый детский сад и «дары» Фрёбеля
Именно там, в городе Бланкенбурге, он в 1839 году открыл первое заведение для дошкольников, которое назвал «детский сад». Название было в духе эпохи Просвещения с её концепцией «естественного человека»: дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.
«Подобно тому, как садовник или земледелец ухаживает за своими растениями, придерживаясь во всех отношениях связи с природой, и доводит их до полного развития, выполняя все её требования, точно так же и мы должны стараться относиться к ребёнку и вообще к человеку. Исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в нерушимом единении с жизнью и природой, в постоянной связи с первоисточником всякой жизни».
Фридрих Фрёбель «Будем жить для своих детей»
В первом детском саду действительно был свой сад — общий цветник и небольшая грядка у каждого ребёнка. Девушек, которые работали с детьми, называли «детскими садовницами». К слову, это название прижилось и в нашей стране — воспитателей так называли вплоть до 30-х годов XX века. Сады Фрёбеля создавались не для того, чтобы заменить на время семью. Они должны были помочь родителям в воспитании: мамы могли прийти вместе с детьми, поиграть и поучиться у садовниц.
Фридрих Фрёбель не только первым придумал и открыл детский сад, но и разработал пособия для него. Он назвал эти пособия «дарами». Фрёбель считал, что именно через игру ребёнок знакомится с окружающим миром. И «дары» должны в этом знакомстве помочь.
Например, первый дар — это небольшие шерстяные шарики семи цветов радуги, привязанные к длинным ниткам. Мама раскачивает шар и объясняет, в каком направлении он движется: вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз, по кругу. Опускает шар в коробочку и вынимает его, прячет его в ладонях и показывает. Ребёнок наблюдает за этим и развивает пространственное мышление. Потом он пробует играть с шарами сам, вращать их — тренирует координацию движений. Кроме того, он учит основные цвета.
Второй дар Фрёбеля — это деревянные шар, куб и цилиндр, которые показывают ребёнку основные геометрические тела и их свойства. Шар — символ бесконечности и движения, куб — символ покоя и единства в многообразии, ведь он выглядит по-разному, если смотреть на ребро, на вершину или на сторону. Цилиндр соединяет свойства куба и шара, он может стоять, а может катиться.
Следующие дары Фрёбеля — это кубы, разделённые на более мелкие части разной формы. Ими можно играть как конструктором. Были и двухмерные дары — разноцветные плоские кольца, полукольца, точки. Ещё Фрёбель (не зря он интересовался архитектурой) придумал игру с размоченным горохом и заострёнными палочками: втыкая их в горошины под разным углом, можно сконструировать буквально всё, что угодно.
Фрёбель придумал не только много интересных штук, которыми дети удовольствием играют до сих пор, но и разные варианты работы с ними. Назвал он их тоже необычно и немного высокопарно: «формы жизни», «формы познания» и «формы прекрасного».
- «Формы жизни» — когда ребёнок строит или изображает объекты реального мира: дома, дороги, реки, горы.
- «Формы познания» — когда ребёнок с помощью тех же деталей изучает математические и физические свойства предметов: например, учится считать, определять упавший предмет по звуку, делить целое на части.
- «Формы прекрасного» — это когда ребёнок по нескольким простым правилам создаёт абстрактные предметы и узоры.
Конечно, «дары» были только частью системы Фрёбеля: дети играли в подвижные игры, пели (помимо книги «О воспитании человека» Фрёбель написал «Сто песен к играм в мяч»), изучали ремесла и садоводство. Фрёбель верил, что всё во Вселенной взаимосвязано и учил детей видеть эти связи.
Что стало с идеями Фрёбеля
Фрёбель умер в 1852 году в 70 лет. Его надгробие состоит из шара, куба и цилиндра — символов многообразия и единства мира и первых форм, с которыми Фрёбель знакомил детей.
Сам педагог был не слишком удачливым популяризатором собственного метода. Уже после его смерти в Берлине появилось «Фрёбелевское общество», вышел первый учебник, который описывал систему обучения, а по всей стране стали открываться детские сады и школы садовниц. Немецкие детские сады в то время считались образцовыми. Идеи Фрёбеля быстро разошлись по Европе, а через какое-то время пришли в Россию.
У нас, помимо понятий «детский сад» и «детская садовница», появилось дразнительное прозвище для воспитательницы — фрёбеличка
Но, увы, как это часто бывает, методы стали популярными, но при этом потеряли свой смысл: дары, по сути, свели к набору палочек и деревяшек. Педагоги заставляли детей играть, но не понимали смысла и не объясняли детям значения предметов. Не говоря уже о всестороннем развитии и общении с природой — его попросту не было.
Поэтому методику Фрёбеля часто (и незаслуженно) обвиняли в сухости и оторванности от жизни. И когда в Италии спустя полвека с детьми стала работать Мария Монтессори, её метод противопоставляли детским садам Фрёбеля как системе общепринятой.
Но по сути оба этих педагога говорили об одном: в ребёнке от природы заложено всё необходимое — мы можем только немного помочь ему подружиться с миром и создать для этого подходящее окружение.