Интервью

«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы

9 563

«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы

9 563

«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы

9 563

Народной артистке РФ Илзе Лиепе 55 лет, и она мама третьеклассницы. Её дочери Наде всего девять, и она балерина с шестилетним опытом. Возраст в этой династии вообще понятие условное. Исключение — отношения отцов и детей. Тут всё по классике: младшие безоговорочно подчиняются старшим. В новых «Правилах воспитания» Илзе Лиепа объясняет, почему отсутствие полной свободы и запрет на гаджеты не помеха для счастливого детства.

1. Ребёнок чувствует себя увереннее, когда его жизнь чётко организована. Режим и разные активности не только прививают дисциплину. Всё это ещё и помогает сформировать внутренние опоры — человек с детства знает свои сильные стороны, понимает, как ставить цели и идти к ним. Сегодня я вижу очень много растерянных подростков — спрашиваешь, чем юноша или девушка хотят заниматься в жизни, а они сами не знают. Всё потому, что с малых лет такие дети только развлекались. И теперь им очень сложно сосредоточиться на чём-то конкретном. Поэтому задача любого родителя — с раннего возраста внимательно прислушиваться к ребёнку, способствовать тому, чтобы он выбрал себе увлечение по душе. Это ведь очень простой рецепт счастья — любимое дело, приносящее радость.

Фото: Александр Джус

2. Я бы сделала занятия балетом обязательными для всех девочек. Танец может и не стать профессией, но такую школу, на мой взгляд, пройти необходимо. Гармоничные движения под классическую музыку, умение владеть собственным телом, не стесняться его — всё это очень важно, особенно для подростков. Моя девятилетняя дочь Надя занимается танцем с трёх лет, и я вижу, как положительно балет влияет не только на её тело, но и на душу. Даже если Надя выберет совсем другую карьеру (сейчас, например, она мечтает стать врачом), я никогда не скажу, что годы у станка были потрачены впустую. Балет ­– это не только про идеальную осанку и ту самую «стать», балет — это в первую очередь про благородство. И да, это как раз тот случай, когда благородство можно воспитать.

Фото: Александр Джус

3. Искусство — самый простой способ привить ребёнку любовь к своей стране и культуре. Когда человек с детства слушает музыку великих русских композиторов, знает сказки Пушкина, ему не надо диктовать: «Будь патриотом». Он сам совершенно естественным образом начинает гордиться своей страной, интересоваться её историей. Пример — и моя дочь Надя, и ребята постарше, участники гала-спектакля Национальной премии детского и юношеского танца «Весна священная», инициатором создания которой стал мой благотворительный фонд. Большинство из этих подростков никогда не слышали многие классические произведения и вряд ли восприняли бы такую музыку, начни мы её навязывать. Другое дело — предложить им танцевать под классику. Я сама видела, как ребята, вдохновившись на репетициях, закачивают произведения Мусоргского или Стравинского в смартфоны, начинают обсуждать эту музыку. Именно таким и должен быть настоящий, здоровый патриотизм.

Фото: Александр Джус

4. У моей девятилетней дочери нет ни смартфона, ни компьютера. Это не говорит о том, что гаджеты её совсем не интересуют, но я пока не вижу в них необходимости — стараюсь увлечь её чтением, рисованием, рукоделием.

Я не отрицаю прогресс. Интернет — великое изобретение, которое даёт огромные возможности для познания мира. Другое дело, что мало кто пользуется им именно в образовательных целях, тем более если речь идёт о детях. Поэтому я жду, когда Надя ещё немного повзрослеет и сможет увереннее ориентироваться в огромном количестве информации, которая есть в сети.

Фото: Валерий Логачев

5. Дочь пока не задаёт вопросов на откровенные темы, но меня такие разговоры вряд ли смутят. Когда ты начинаешь общение с ребёнком с разговора о том, что мир сотворён Богом, обсуждение телесности, отношений между мужчиной и женщиной не кажется пугающим. Вера помогает найти правильные ответы на любые вопросы. Запретных тем нет, если есть понимание, как о них нужно говорить.

6. Я стараюсь оградить свою дочь от страшилок и ужастиков. Да, отрицательные персонажи помогают ребёнку сформировать понятия о добре и зле, но специально пугать маленького человека монстрами, показывать все эти модные мультики про них — это для меня недопустимо. Во время беременности я написала детскую книгу «Театральные сказки» ­– в ней нет ни одного злодея. Агрессии в нашем мире и без этого слишком много.

7. Бить детей, конечно, нельзя. Но наказывать иногда всё же приходится. Никогда не забуду, как отец однажды наказал нас с Андрисом за какой-то страшный проступок. Уже и не помню, что мы натворили, но была очень большая разборка. В итоге папа запер нас в комнате и велел выучить большой кусок пролога к «Ромео и Джульетте».

Всё было настолько серьёзно, что мы даже не рассматривали вариант не подчиниться. И выучили, конечно. Тогда было обидно, но сейчас я и сама использую этот метод с Надей — недавно вот в качестве наказания она учила «Буря мглою небо кроет». Конечно же, за обычные детские шалости я не наказываю, но на серьёзные проступки (ложь, например) не закрываю глаза.

8. Я воспитываю Надю одна, поэтому вся ответственность и вся логистика исключительно на мне. И я не стесняюсь просить помощи у бабушек, не вижу ничего страшного в том, чтобы пользоваться услугами няни. Я работающая мама, артистка и прекрасно понимаю — мой ресурс не бесконечен и, чтобы иметь силы на качественное общение с дочерью, мне нужны помощники.

9. Стать звездой — абсолютно обманчивая цель, даже для балерины. Отец никогда не говорил, что мы с Андрисом обязательно должны прославиться. Он просто делал всё для того, чтобы мы искренне полюбили профессию и получали удовольствие от этой, безусловно, очень тяжёлой работы. То же самое я хочу воспитать и в Наде — будешь ты звездой или не будешь, это порой зависит даже не от тебя, а от множества других обстоятельств. Поэтому, занимаясь творчеством, не нужно зацикливаться на каком-то мифическом пьедестале, нужно просто работать с удовольствием, максимально реализовываться. Самое больше несчастье для артиста — не отсутствие премий и званий, а отсутствие любви к своему делу. Без любви точно ничего не получится.