7 советов для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе

32 062

7 советов для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе

32 062

7 советов для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе

32 062

Мы, конечно, не берёмся утверждать, но, возможно, Гоголь, Булгаков, Есенин и Цветаева сами бы схватились за голову от заданий по литературе, с которыми сталкиваются простые ученики на олимпиадах или на ЕГЭ. Если вы решились взяться за литературную классику и показать свои знания на практике, то вам пригодятся семь советов Кати Муратовой, которая уже успела поучаствовать в олимпиаде по этой дисциплине.

Господа литераторы, хоть я и не добилась (возможно, пока) заоблачных результатов в нашем предмете, я всё-таки хочу поделиться с вами некоторыми практическими советами по подготовке к состязанию в этой дисциплине, которые помогли лично мне. Я не буду говорить о банальностях из серии «нужно готовиться заранее, читать профильную литературу, много практиковаться и уметь отдыхать». Давайте условимся, что это очевидные вещи, которые мы с вами и так понимаем.

1. Поймите суть предмета

Что такое литература, каковы её задачи и цели. Забудьте вечные вопросы школьных учителей о том, что же хотел сказать автор. Всё, что автор хотел сказать, он уже записал на бумаге (ну или напечатал на машинке или клавиатуре) и опубликовал. Ваша задача — грамотно интерпретировать его мысли, соединив все составляющие художественного произведения в единой концепции.

2. Не бойтесь ошибиться

Если вы пишете тест и не знаете ответа на вопрос, это не повод пугаться. Во-первых, тест — это около 10% вашего итогового балла, а для олимпиады это очень мало. Во-вторых, тест действительно сложный, он составлен так, чтобы школьных знаний для его написания вам было недостаточно. Ошибка в тесте зачастую становится единственной в работе абсолютного победителя в регионе, и это нормально. В-третьих, хоть вам и не предложены варианты ответов, вы всё равно можете попытаться угадать. Пустая строка и строка с неверным ответом засчитываются одинаково: а вдруг вы «ткнёте пальцем в небо».

3. Изучайте формат и контекст, но не забывайте о креативе

В написании творческого тура очень важно вписаться в формат, поэтому вам необходимо хорошо разбираться в жанрах и их характерных признаках: язык, объём, синтаксические конструкции и прочее. Ваша задача здесь — применить литературное знание в особенном, нефилологическом контексте. Вашими главными помощниками в её выполнении станут эрудиция и креативность.

4. Взгляните по-иному на черновик

Не советую писать работу сначала на черновик целиком. Время на олимпиаде ограниченно, и вы можете не успеть перенести всё на чистовик. Я использую черновик только для составления плана работы и записи определённых мыслей, которые не хочу потерять.

5. Исходите не из собственных предпочтений, а из знаний

При выборе произведения на анализ (а обычно вы можете выбрать между прозой и стихотворением) останавливайтесь не на том, что вам нравится больше, а на том, о чём вы можете больше сказать. Или на том, к чему вы лучше подготовлены. Например, я раньше всегда выбирала прозаическое произведение. Это было до того, как я начала готовиться основательно и научилась анализировать лирический текст благодаря нашему педагогу. Но даже при этом условии я всегда читаю оба представленных текста. На олимпиаде вам попадаются разные авторы, эпохи и темы, и, выбирая объект своей работы, стоит учитывать их. (По статистике, лирику выбирают реже, но процент удачных работ по ней превышает их количество по прозе.)

6. Не дайте себе погрязнуть в методичке и не забывайте о концепте

Выбросите планы по анализу художественных произведений, которые вам дали учителя, или хотя бы не бойтесь их не придерживаться. Да, указанное в них с большой вероятностью пригодится, но по отдельности и в любом другом порядке. Начать анализ нужно с того, что вас зацепило, что кажется самым важным и интересным в этом произведении. Выстраивая композицию работы, составьте собственный план и помните — все наблюдения должны быть подведены к общей концепции. Если они с ней не связаны, они, скорее всего, не нужны.

7. «Не кидаясь писать сразу, вы освобождаете себя от дополнительных ошибок»

Не начинайте писать анализ сразу. Я всегда очень переживала, когда видела, что другие участники олимпиады приступают к своей работе быстрее меня. На самом деле это не очень правильно. Когда вы практикуете медленное чтение, отмечаете в тексте то, что вас зацепило, записываете какие-то идеи в черновик, а затем создаёте общую концепцию и план — это занимает какое-то время. У меня обычно уходит около 40 минут. Не кидаясь писать сразу, вы страхуете себя от дополнительных ошибок. Когда вы пишете без предварительной подготовки, велика вероятность, что вы построите неграмотную композицию, будете повторяться или начнёте противоречить сами себе, потому что ваши мысли будут скомканными и мгновенными, а не продуманными заранее.

Олимпиада — это хороший шанс, поэтому если вам хочется им воспользоваться, то просто попробуйте! Я в вас верю, всё получится!


Что мне мешало?

В меня верят все, кроме меня самой. Перед каждой олимпиадой губят мысли о том, что ничего не получится. Я постоянно думаю о том, что знаю недостаточно. И конечно, это мешает мне, потому что время, которое я могу направить на подготовку, я трачу на поедание себя.

Я всегда откладываю всё на последний момент. И это в моём случае касается не только подготовки к олимпиаде. Если я знаю, что могу выучить или сделать что-то за определённое время, я оттягиваю до того момента, когда ровно этот промежуток времени остаётся до дедлайна (или его даже не остаётся вообще). Мне сложно собраться и просто начать, хотя я знаю, что это мне нужно.

Я медленно читаю. Для олимпиады по литературе (да, в принципе, и для любой другой) нужно прочитать всю школьную программу и кучу дополнительных материалов, статей, анализов и прочего. Я люблю читать, но не в указанные сроки. По-моему, чтение приносит пользу, только если оно вдумчивое и внимательное, а в школе приходится читать «по диагонали», за перемену или в кратком содержании. Просто потому, что в темпе жизни старшеклассника у тебя нет другого выбора.

Я могу либо на 101%, либо никак. В этом пункте комплекс отличницы даёт о себе знать и заставляет меня страдать перфекционизмом.

Я сравниваю себя с другими. Это тоже отголоски вышеупомянутого комплекса, но, кроме того, результат родительских и учительских сравнений детей и учеников друг с другом. Даже когда тебя ставят кому-то в пример, а не ругают, у тебя в голове сохраняется модель мышления, в которой ты себя с кем-то регулярно соотносишь.

Иллюстрации: Shutterstock (iku4)