Факультатив

Зачем подростку
Бетховен

6 причин учить любого ребенка
в музыкальной школе
6 810

Зачем подростку
Бетховен

6 причин учить любого ребенка
в музыкальной школе
6 810

Зачем подростку
Бетховен

6 причин учить любого ребенка
в музыкальной школе
6 810

Занятия в музыкальной школе часто воспринимаются как неотъемлемая часть образования ребенка. Почему? Потому что так надо. При этом на вопрос «А почему же все-таки надо?» у родителей зачастую нет четкого и внятного ответа. Педагог музыкальной школы и кандидат педагогических наук Александра Арестова объясняет, зачем вашему ребенку заниматься музыкой, даже если он наверняка не станет музыкантом.

Неожиданные встречи часто наводят на размышления. Совсем недавно общалась с мамой моего выпускника из музыкальной школы. У них в семье большая радость — сын с первого раза поступил в Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова. Женщина с гордостью рассказывала, какой сложный путь пришлось преодолеть ее семье на пути к цели, как много было терний, бесконечных репетиторов, нужных и ненужных испытаний (один только ЕГЭ сколько отнял здоровья), и… как много дала им музыкальная школа.

Неожиданно оказалось, что вся семья моего ученика благодарна музыке за то, что она так глубоко проникла в их жизнь. Было очень приятно это слышать, но я все-таки уточнила: чем же конкретно, по родительскому мнению, помогло ребенку инструментальное обучение?

«Как чем? А латынь? Роме легко дается латынь, — сказала мама, — ему вообще все языки стали хорошо даваться! Он стал их чувствовать. Это целиком заслуга музыкальной школы. А руки! Для доктора очень важны чувствующие руки. Мы очень довольны, что музыкальная школа нас научила учиться! Теперь мой сын получает то образование, которое он хотел получить. Он приезжает домой после учебы и говорит: «Мама, это все мое, это все мне очень нравится!“»

Казалось бы, медицина и музыка должны пересекаться только в психотерапевтических направлениях. Причем здесь латынь?

Давно доказано, что ребенок должен развиваться разносторонне. Необходимо в детстве в числе прочих развивающих программ давать и активное эстетическое развитие. В первую очередь для того, чтобы процесс самоопределения, понимания собственной идентичности в подростковом возрасте происходил естественно и ненасильственно со стороны родителей и окружения ребенка. Для каждого важно найти себя, понять свою профессиональную склонность как можно раньше. Без этого немыслимо ощущение счастья в жизни.

Среди важных классических методов эстетического воспитания особую роль играет воспитание музыкальное — как генератор чувственного воображения и переживаний человека. Чем ярче развито воображение, тем успешнее человек находит нужные направления и варианты в жизни. Человеку, умеющему сопереживать, раскрыты тайны мира, понятнее мышление любого собеседника. Воспитание музыкой утончает наши чувства, делает эмоции осмысленными, а нас талантливее — выше всех ожиданий.

По словам композитора и просветителя Дмитрия Кабалевского, в каждом из нас — частица Бетховена. Так какая же частица Бетховена живет в моем ученике Роме, и что она дала ему в детстве?

Если задаться целью разобрать пользу от занятий музыкой на простейшие элементы, можно выделить как минимум шесть составляющих. Причем важно понимать, что они актуальны и для тех, кто задумается о музыке как возможной профессии, так и для тех, кто после школы, может, больше ни разу не притронется к роялю, скрипке или гитаре.

1. Развитие воображения

Согласитесь, для того, чтобы задумать поступление в престижный медицинский университет из маленького областного города, надо иметь развитое воображение, умение мечтать и смелость. Последнее качество воспитывалось у Ромы в том числе и на примере сценических выступлений.

2. Привычка к умственному труду

Усидчивость, умение доводить дело до конца, добиваться результата — характерные черты детей, получивших музыкальное образование.

3. Дисциплина и самоконтроль

Вокруг наших детей много соблазнов. Выдержать полный курс детского музыкального образования сложно по многим причинам. Как правило, доходят до конца обучения дети, которые умеют отсекать ненужное и выделять главное.

4. Фора в изучении языков

Человек с музыкальным воспитанием лучше ощущает языковую мелодичность, ритмическую пульсацию языка, его характерную выразительность. Если не подключать воображение к изучению языка, то все превращается в упражнение на память, идет нарушение ударений как в словах, так и во фразах, в смыслах.

5. Координация

Инструментальное образование действительно развивает координацию движений, в том числе и координацию мелкой моторики, без которой не обойтись во многих профессиях.

6. Эмоциональное восприятие мира

Рома, конечно, и без музыкальной школы был бы рад поступлению в РНИМУ. Однако в его душе сохраняется опыт переживаний, связанных с узнаванием самой разнообразной музыки и опытом отклика на нее, который добавляет оттенки в краски его сегодняшнего восприятия жизни.

На вопрос, зачем нам всем Бетховен, я бы ответила: чтобы мы все были счастливее. В ответ на вопрос, зачем Бетховен детям, я бы сказала: для максимального раскрытия их творческого потенциала.

В конце нашего разговора мама Ромы заметила: «Если бы все дети России получали музыкальное образование, наша нация стала бы процветающей. Я удивляюсь, что не все родители это понимают!» И пусть звучит это немного пафосно и претенциозно, я абсолютно согласна с каждым словом в этой фразе.