«В конечном счёте всё упирается в порядок». 12 мыслей о креативности от Дэвида Линча, Бьорк и Квентина Тарантино

3 619

«В конечном счёте всё упирается в порядок». 12 мыслей о креативности от Дэвида Линча, Бьорк и Квентина Тарантино

3 619

«В конечном счёте всё упирается в порядок». 12 мыслей о креативности от Дэвида Линча, Бьорк и Квентина Тарантино

3 619

Одно из качеств, которое сегодня считается обязательным для любого выпускника, — это креативность. О ней говорят настолько часто, что многим она уже порядком надоела. Вместе с Фестивалем актуального научного кино мы посмотрели фильм «Почему мы креативны?», который состоит из 101 интервью с известными людьми, и выбрали самые интересные мысли режиссёров, художников и философов.

Нет ничего более волнующего, чем придумать идею, а затем транслировать её, претворять в жизнь. Доводить что-то от краткого описания до готового материала. Нужно создать новый мир. У меня камера никогда не располагалась так же низко, как в «Шоссе в никуда». Она была буквально в паре сантиметров от дорожного полотна. Если бы она была выше, не было бы такого эффекта. Когда камера расположена так низко, дорогу освещают только фары, и вы мчитесь в темноту. Тут же начинаете мечтать и выпрямляетесь в кресле.


Я не могу делать ничего другого, я ничего другого не умею. Но в то же время я не чувствую, что сильно отличаюсь от остальных членов моей семьи, хотя то, чем они занимаются, трудно назвать креативной деятельностью. Они кладут камины и работают электриками. Когда мой дедушка показывал мне полароидный снимок камина, который только что сложил, он был так же горд как и я, когда исполняю свою песню. Для меня это тоже креативность.


В конце концов, я считаю, что мы рождаемся со способностью делать определённые вещи лучше остальных. Вот откуда всё это берётся. Если мне что-то дано, то это от рождения. Что немаловажно, это счастливый дар. Раз он у нас есть, значит мы его достойны и нам нужно с ним что-то делать. А вот это уже не предопределено.


Не думаю, что это врождённое. Нужно очень упорно трудиться над разработкой идей. Креативность связана с новыми идеями, и ты должен научиться их придумывать. Если ты хороший режиссёр, хороший сценарист — да неважно кто, тебе необходимо много думать, много работать, чтобы развить в себе способность придумывать что-то по-настоящему новое.


Вместе с одним психиатром я написал пару книг о разуме в целом. Говоря о креативности, мы пришли к выводу, что люди, которым в юности приходилось сводить воедино различные нормы и правила, становились очень и очень креативными. Например, им приходилось много путешествовать, и один год они жили здесь, а другой там, и на выходе у вас различные правила и нормы, которые надо попытаться соединить и осмыслить.

А вот если родители у вас похожи друг на друга, тогда вряд ли вы будете очень креативны

Вы живёте в очень конформистском обществе, у вас нет необходимость сводить нормы и правила — они у вас одни. Тогда люди гораздо менее креативны.


Во-первых, это просто весело. Гораздо веселее, чем не быть креативным. Во-вторых, я верю, что созидание — базовое человеческое свойство, и в детстве мы все креативны, а затем на каком-то этапе забываем про эту волшебную способность, которая у нас когда-то была. Когда мы становимся подростками, у нас появляется множество комплексов и стереотипов: «Я не художник, я не певец» и так далее. Панк позволяет мне быть креативной, пусть даже я не идеальна.


То, чем я занимаюсь сейчас, не сильно отличается от того, чем я занималась, когда была маленькой. Ещё в детстве я словно снимала свой фильм. Я говорила друзьям: давайте устроим шоу, ты выйдешь отсюда и сделаешь вот это. Сейчас я делаю то же самое, но лучше. Сейчас у меня больше возможностей, но по сути с моих детских лет мало что изменилось. Я была единственным ребёнком в семье, так что часто смотрелась в зеркало и играла сама с собой. И сейчас, когда я пишу сценарий, я говорю сама с собой перед зеркалом целый день. Так что ничего не изменилось. Что я делала раньше и что я делаю сейчас — практически одно и то же, но возможностей больше, больше материала. Вот и всё.


Когда собаки чего-то не понимают, они наклоняют голову. Как будто пытаются посмотреть в другом ракурсе. Я думаю, что это очень ценно — смотреть на вещи так. Я с подозрением отношусь к тому, что часто нам положено думать о тех или иных вещах. У меня возникает следующая реакция: я представляю нечто противоположное или смотрю на перевёрнутое изображение.


В данном случае будет уместно процитировать Фрейда: «Иногда невозможно увидеть правду, пока не перевернёшь всё с ног на голову». Как только вы делаете резкий поворот или совершаете что-то неожиданное, например, подходите к проблеме с другой стороны или же решаете её в другом ключе, или переворачиваете всё с ног на голову, появляется просвет, о котором вы даже не подозревали. Появляется дверь, в которую вы можете войти.


Моё понимание креативности отличается от привычного восприятия, особенно от этого балканского клише о каком-то безумном художнике-провокаторе. Креативность для меня глубоко связана со скучной административной работой.

Вы замечали, как много по-настоящему великих поэтов и писателей работали банковскими клерками или кем-то в том же духе?

Недавно я купил юридические труды Кафки, теперь они есть на английском, раньше были доступны только на немецком. Боже мой, это колоссально — весь Кафка в них. Суть моей идеи в том, что через 100 лет Кафку необходимо переоценить, его нужно открыть заново. Кафка разработал великие юридические теории, а в свободное от работы время писал какие-то важные книги. Зовите их литературой или как угодно.

Мы все креативны. Возможно, слишком креативны: мы буквально взрываемся от сумасшедших идей. Проблема в том, чтобы придать этим идеям правильную форму. Настоящая креативность в этом. Креативность — это порядок. У каждого идиота могут быть взрывы гениального сумасшествия — на них мне плевать. В конечном счёте всё упирается в порядок.


Я живое существо, мой мозг активен, а значит, я не могу остановить креативность. Она всегда там. Даже если я медитирую над отсутствием мыслей — долго я так не могу, ведь у меня в голове их слишком много. В ней идёт активная деятельность.

Одно из базовых и уникальных качеств человека — воображение. Мы выражаем его в креативности, это наш потенциал. Из-за этого человеческая цивилизация развивается гораздо сильнее и быстрее, чем другие млекопитающие. Но в то же время, этой же креативностью, этой же движущей силой, пользуются для движения в неправильном направлении и с отрицательной мотивацией. Тогда происходят большие трагедии. Так что мне кажется, креативность — это правильный баланс между человеческим интеллектом и добротой сердца.


Полагаю, меня тянет к креативному процессу. Я не могу от этого отказаться. Что-то внутри заставляет меня заниматься этим делом. На самом деле, иначе я не знаю, как бы вынес эту жизнь. Мои друзья говорят мне то же самое. Когда-то я осознал, что в отличие от других людей меня к этому тянет. Я использую слово «тянет», имея в виду, что какая-то определённая сила принуждает меня этим заниматься.

— Вы зависимы от креативности?

— Не уверен, что это подходящее слово. Совершенно точно: я должен этим заниматься. Я предполагаю, что буду заниматься этим делом, пока не упаду. Думаю, все художники так поступают, разве нет?

Увидеть или показать фильм «Почему мы креативны?» может любой вуз, а также библиотека, галерея, творческий кластер или общественное пространство в рамках Дней научного кино.

Для участия площадке достаточно до 31 октября оставить заявку на сайте Дней научного кино. Проект некоммерческий и социальный, поэтому всё это абсолютно бесплатно.

В программу фестиваля этого года вошли такие фильмы, как «Изобретая будущее», «Почему мы креативны?», «Привет, робот», «Самое неизведанное» и другие работы из России, Индии, Германии, США, Великобритании, Швеции и других стран. Более подробная информация о фильмах доступна на сайте в разделе Программа.