Разделение на классы и свободное мышление: как иезуиты придумали идеальную систему образования

18 439

Разделение на классы и свободное мышление: как иезуиты придумали идеальную систему образования

18 439

Разделение на классы и свободное мышление: как иезуиты придумали идеальную систему образования

18 439

Вокруг ордена иезуитов ходит столько мифов и легенд, что некоторым они представляются чем-то чрезвычайно загадочным — этаким явлением типа масонов, иллюминатов и других тайных обществ. Мало кто знает, что огромный вклад иезуиты внесли в развитие образования — не только европейского, но и мирового. Егор Сенников рассказывает, как иезуиты смогли открыть свои колледжи по всему миру и сохранить свой орден (это было непросто).

Орден Иисуса (отсюда и получилось слово «иезуит») был основан Игнатием Лойолой ещё в 1534 году (и от его имени получилось ещё одно название общества — орден Святого Игнатия). Лойола и шестеро его соратников поднялись на холм Монмартр и отслужили там мессу, скрепив затем свой союз личными обетами — тем самым они дали жизнь новому ордену. Через шесть лет после основания орден утвердил Папа Римский Павел III.

Сам Лойола был человеком не самой простой судьбы, баскский аристократ, которому даже некоторое время пришлось провести в тюрьме из-за обвинений со стороны Святой инквизиции. Он обратился к богу после тяжёлого ранения в битве при Памплоне (его ранило пушечным ядром).

Игнатий де Лойола

Особость ордена иезуитов была очевидна уже из названия — если другие монашеские ордена назывались по именам основателей (орден доминиканцев, орден францисканцев), то иезуиты превыше всего ставили самого Иисуса Христа. Орден с самого начала строился на жёсткой иерархии и дисциплине, беспрекословном подчинении руководителям ордена. Основные правила ордена были сформулированы Лойолой в «Формуле института Общества Христа».

«Всякий, кто в нашем Обществе, которое мы желаем [видеть] ознаменованным именем Иисуса, хочет сражаться за Бога <…> твёрдо усвоит себе, что он является частью Общества, основанного прежде всего для того, чтобы стремиться к преуспеянию душ в христианской жизни и вероучении, к распространению веры посредством публичных проповедей и служения слова Божия, Духовных упражнений и дел милосердия и, в частности, посредством обучения христианской вере детей и людей непросвещённых, равно как и духовного утешения верных Христу, [приносимого] выслушиванием исповедей. И пусть он стремится всегда памятовать, во-первых, о Боге, а затем — о природе этого своего Института, представляющей собою некий путь к Богу».

Изначально, как видно из формулы, Лойола не предполагал, что орден будет заниматься светским образованием. Но довольно скоро стало понятно, что самому ордену нужны высокообразованные люди. Кроме того, существовал большой запрос на образование со стороны общества. В XVI веке они стали открывать свои первые школы в Европе.

Игнатий де Лойола и Павел III. Утверждение ордена

Школы самостоятельного мышления

Основные принципы иезуитского образования были сформулированы в объёмном документе с названием Ratio Studiorum. В нём довольно подробно описывалась система и принцип организации учебных заведений.

Педагогический приём, который использовали ранние иезуиты, получил название «Парижского метода». Его элементы настолько прочно вошли в нашу современную практику, что нам сложно представить обычную школу без них. Например, именно иезуты придумали делить учеников по классам. Ещё они верили, что лучший способ получать знания, — не только читать тексты хороших авторов, но и самому писать такие тексты и составлять речи.

В подтверждение этой идеи иезуиты приводили простой пример. Чтобы хорошо понять пьесу, нужно не только её прочитать, но и сыграть в ней, только после этого станет понятен истинный смысл. Постановка пьес, кстати, имела большое значение в иезуитской системе образования. Она позволяла легко показывать, как абстрактные и теоретические проблемы могут решаться в жизни.

Ratio Studiorum. Документ датирован 1858 годом, а официально издан в 1599 году

Огромное значение иезуиты с самого начала придавали самостоятельности учеников. Эту идею они описывали термином ut excitetur ingenium — побуждение учеников к самостоятельному размышлению. Ученик должен был быть активным в классе.

Он должен был не только слушать учителя, но и критически осмысливать то, что учитель рассказывает, спорить с ним, развивать его идеи. Иезуитский метод преподавания строился так, чтобы у ученика появлялось желание самому разбираться в материале, который становился сложнее с каждым уроком. Тем самым ученик развивался не только интеллектуально, но и морально; он привыкал к трудностям, к нестандартным ситуациям и старался находить к каждой из них подход.

Занятие в иезуитском учебном заведении

Внимание уделяли и физическим упражнениям как ещё одному способу развить сильную и независимую личность. А вот телесные наказания в иезуитских колледжах были редки (хотя и не исчезали полностью) — учителя считали, что сильная воля должна закаляться и развиваться другими методами. Потому что насилие заставляет человека скрывать истинные намерения, но не исправляет его.

От Сицилии до Японии — как открывались первые школы иезуитов

Первая из школ была основана в Мессине на Сицилии в 1548 году. К этому моменту в ордене состояло уже несколько сотен человек, многие из которых получили высшее образование. Особенно много членов ордена жили в Италии — неудивительно, что иезуиты основали школу именно там. Примерно через 40 лет иезуиты открыли первую школу в Азии в португальской колонии Макао, а вслед за этим в Японии.

Первая школа на Сицилии оказалась успешной. Уже через несколько месяцев после её открытия магистрат Палермо обратился к иезуитам с просьбой организовать такую же школу в их городе, чтобы обучать там своих сыновей.

Иезуитский колледж в Мессине. Первое образовательное учреждение ордена

Важной отличительной чертой иезуитских школ была их открытость для представителей любого социального класса. Игнатий Лойола считал, что у школ должен быть фонд, который позволял бы покрывать расходы на обучение детей из бедных семей. С другой стороны, это было скорее красивой идеей — в иезуитских школах в массе своей учились дети из богатых семей.

Самым важным предметом в иезуитских школах была античная литература — латинская и древнегреческая. Изучение языка и красноречия было составной частью учебных курсов (при этом латынь считалась абсолютно обязательным предметом, а вот древнегреческий предназначался лишь самым одарённым).

Во многом из-за этого более бедные семьи с меньшей охотой отправляли детей в иезуитские школы и колледжи — им больше импонировало практическое, профессиональное образование. А для иезуитов был характерен акцент именно на гуманитарное образование, историю, литературу, риторику, поэзию и языки. Они были уверены, что через постижение этих дисциплин человек научается видеть красоту и величие божественного замысла вокруг себя.

Иезуитская школа в Барселоне

Иезуиты старались не противопоставлять гуманитарное образование профессиональному — они рассматривали их как дополняющие друг друга системы. Уважали строгость схоластики и её способность обучать высокопрофессиональных выпускников в области права, медицины или теологии. В целом же, они смотрели на образование как на инструмент, необходимый для создания полноценного человека — меньше всего они хотели, чтобы образование становилось своеобразной интеллектуальной игрой в бисер для посвящённых. Цель обучения — полноценный человек, нашедший свой путь к вере и Богу.

Иезуиты покоряют мир

Развитие иезуитского образования шло фантастическими темпами. За первые 50 лет существования ордена было открыто несколько сотен колледжей и школ — как в Европе, так и за её пределами. С Европой всё понятно — в обществе был серьёзный запрос на образование, а Римская католическая церковь использовала иезуитские колледжи как инструмент борьбы с Реформацией. А вот с тем, как иезуиты устраивали свои школы на других континентах, всё не так просто.

Иезуиты часто сопровождали в путешествиях первых европейских исследователей Нового Света, чаще всего португальцев, испанцев и французов. В Новом Свете они не только несли Слово Божие (следуя заветам Лойолы), но и основывали образовательные учреждения.

Иезуиты в Южной Америке

Иезуиты разделили Южную Америку на три провинции (их границы, кстати, совсем не всегда совпадали с границами колониальных владений европейских держав). Внутри этих провинций создавались иезуитские резервации (на испанском они назывались reducciones — поэтому часто можно встретить использование термина «редукции» по отношении к ним). В этих редукциях пытались христианизировать местное население — правда, без прививания индейцам европейских привычек и образа жизни.

Иезуит и индейцы

Эти редукции обладали серьёзной автономией — к середине XVII века иезуиты даже получили разрешение организовывать вооружённое ополчение из индейцев, сама сеть редукций к тому моменту объединяла уже несколько сотен тысяч индейцев.

Особенных успехов иезуиты добились в Парагвае, где они фактически смогли организовать практически независимое иезуитское христианское государство. Труд индейцев приносил иезуитам серьёзные прибыли, которые они тратили на развитие ордена.

Иезуитская миссия в Китае

Глобальная деятельность иезуитов не заканчивалась на Южной Америке. Уже в конце XVI века они открыли первые колледжи и церкви в Мексике. Для того, чтобы содержать их, орден купил огромное количество земель. Иезуиты активно расширялись в Северной Америке, Канаде, в Карибском бассейне.

Ещё одним важным направлением экспансии была Азия. Один из основателей ордена Франциск Ксаверий (друг и соратник Лойолы) ещё в 1541 году отправился в Индию — там он и провёл всю оставшуюся жизнь (за исключением периода организации иезуитской миссии в Японии). В Гоа он основал миссию иезуитов.

Франциск Ксаверий крестит индийца

Китайцев иезуиты познакомили с достижениями европейской науки, астрономии и медицины — и даже занимались переводами математических и астрономических исследований на китайский язык. В ходе этого культурного обмена иезуиты сами познакомились с китайской культурой и наукой — именно они сделали известным в Европе имя Конфуция. Влияние иезуитов в Китае росло, но в скором времени это стало не устривать правительство. Деятельность ордена в Китае была запрещена в 1784 году.

Запрет ордена и 700 брошенных колледжей

К началу XVIII века иезуиты превратились из скромного монашеского ордена в огромную транснациональную корпорацию с солидными ресурсами — финансовыми и людскими (в ордене состояло больше 20 тысяч человек).

Иезуиты объединяли почти 700 колледжей, почти 200 семинарий и больше 500 миссий и резиденций

Их влияние в Европе и в мире было весьма значительным — орден набрал такой вес, что всерьёз мог спорить с европейскими государствами и вмешиваться во внутригосударственные дела — через экономическое давление и личные связи с аристократией и духовенством.

Монархи беспокоились из-за иезуитской угрозы. В середине XVIII века с иезуитами началась серьёзная борьба — сначала в отдельных странах (Португалии, Австрийской империи, Франции). Закончилось всё в 1773 году папским посланием об упразднении ордена. Это событие историки обычно трактуют как попытку светских государств порвать с религиозным давлением.

В России, однако, иезуиты оказались защищены — так решила императрица Екатерина II. Она повелела считать папское послание недействительным в России; остатки ордена уцелели также в Пруссии, Швейцарии и Индии.

Dominus ac Redemptor. Текст папского послания на латыни и французском

Уничтожение ордена иезуитов поставило перед европейскими монархиями серьёзную проблему — иезуиты занимали ведущее положение в области образования, и закрытие школ и колледжей создало сложную ситуацию. Около 250 тысяч человек не смогли продолжать обучение — это заставляло монархов тратить деньги на развитие государственной системы образования.

Уже в 1801 году было сделано послабление — ордену разрешили работу на территории Российской империи, а в 1814 году орден был восстановлен в правах и вернулся к своей деятельности (первым генералом восстановленного ордена стал поданный Российской империи Фаддей Бжозовский).

Изгнание иезуитов, 1761 год

Этот период был отмечен бурным ростом иезуитских колледжей и школ. При этом в Европе им приходилось теперь соперничать с учебными заведениями, которые поддерживало и защищало государство. Но иезуиты нашли новое место для применения своих способностей — Соединенные Штаты Америки.

Именно там они развернулись наиболее масштабно. Их влияние в США сохраняется и по сей день — в конце XX века в США было 30 иезуитских высших учебных заведений и 45 школ, в которых училась почти четверть миллиона человек.

Бостонский колледж — одно из высших учебных заведений США, входящих в ассоциацию иезуитских колледжей и университетов

Хотя иезуиты развивали свою активность в XIX веке, они уже не в состоянии были соперничать с окрепшими колониальными империями; влияние и развитие национализма тоже ослабляло позиции религиозных организаций. Вернуть себе утраченное влияние в полном объёме уже не удалось.

Новые времена

В XX веке иезуитам запретили вести деятельность в Норвегии, их преследовали и отправляли в концентрационные лагеря в Нацистской Германии, в конце восьмидесятых они подвергались гонениям в Сальвадоре.

Их влияние уменьшилось и сконцентрировалось на образовании. К началу XXI века в иезуитских учебных заведениях обучалось почти два с половиной миллиона студентов и учеников. В этих колледжах и университетах теперь учатся мужчины и женщины (что раньше не было допустимо для религиозных учреждений).

Среди самых знаменитых выпускников иезуитских школ и колледжей немало известных всем имён: Кальдерон, Мольер, Расина, Тассо и Вольтер, а также Артур Конан Дойл и Джеймс Джойс, режиссёры Луис Бунюэль, Альфред Хичкок и Луи Малль.

Иезуиты и сегодня стараются идти в ногу со временем — сохраняя при этом влияние в Римско-католической церкви. Нынешний Папа Римский Франциск — первый папа-иезуит.

Папа Римский Франциск