В Кембридже реконструировали песни, сочиненные тысячу лет назад
В Кембридже реконструировали песни, сочиненные тысячу лет назад
Доктор Сэм Барретт из Кембриджского университета воссоздал песни из манускрипта «Кембриджские песни», датированного XI веком. 23 апреля их исполнили в Кембридже впервые за тысячу лет. Страница, по которой восстанавливали мелодии песен, в течение 142 лет считалась утерянной.
Песни, над которыми работал Барретт, — это часть трактата «Утешение философией». Его написал в 20-х годах VI века философ и теоретик музыки, римский государственный деятель Боэций. Его трактат стал одним из самых значимых и читаемых произведений средневековья. На английский язык его переводил автор автор «Кентерберийских рассказов» Чосер и королева Елизавета I.
Для воссоздания песен ученому потребовалось 20 лет работы. Стихи из «Утешения философией» положили на музыку, записанную в книге XI века «Кембриджские песни» невмами. Невмы предшествовали нотам и использовались в средневековье. Они указывали на рисунок мелодии и детали вокальных партий, но не задавали тон мелодии. Все детали исполнения передавались из уст в уста до тех пор, пока в XII веке эта традиция не была утрачена.
«Кембриджские песни» были написаны в первой половине XI века в Германии. Это последний том антологии латинских текстов. Книга находилась в Кентербери, а в конце XVII века ее перевезли в университетскую библиотеку Кембриджа.
Та самая страница со стихами и невмами была утрачена в 1840 году. Лист из книги вырвал германский студент и вернулся с ним домой. В 1982 году ее случайно нашла британский историк Маргарет Гибсон в библиотеке Франкфурта.
Когда песни воссоздали на 80-90%, Сэм Барретт подключил к исследованию руководителя ансамбля средневековой музыки Sequentia и проекта «Потерянные песни» Бенджамина Багби. Вместе они протестировали теории Барретта на практике, а также реконструировали звучание инструментов тех времен. Ансамбль Sequentia первым исполнил восстановленные песни.