Квест вместо контрольной! Как это работает и почему это не так и сложно

3 072

Квест вместо контрольной! Как это работает и почему это не так и сложно

3 072

В образовании всё чаще используют квесты: они нравятся детям, развивают логику, учат искать и применять информацию, работать в команде. Как придумать интересный образовательный квест, рассказывает педагог-организатор и преподаватель шахмат Wunderpark International School Владимир Иванец.

Квест — игра с поиском предметов и приключений. Идея известна с древних времён: нам с детства знакомы мифы и сказки, где герой для достижения цели должен преодолеть трудности — найти ответы на вопросы, отыскать предметы, сделать выбор, решить нравственно-этические задачи. Квесты развивают креативность, критическое мышление, коммуникативные навыки. В последние годы квесты используют как эффективную образовательную технологию.

Зачем нужны квесты в образовании

Доктор педагогических наук Михаил Кларин относит образовательные квесты к поисковым моделям обучения, когда участники должны сами находить нужную информацию и применять её для решения конкретных задач: выхода из лабиринта, поиска клада.

Бывают групповые и индивидуальные квесты. Командные квесты тренируют навыки коммуникации каждого участника и улучшают психологический климат в коллективе. В индивидуальных квестах ученики преодолевают страх ответственности, становятся увереннее в своих силах и усваивают правила здоровой конкуренции.

Образовательные квесты могут быть связаны с конкретным предметом — математикой, физикой, литературой. Но интереснее межпредметные квесты. Создавая их, педагоги также работают в команде и активно общаются между собой.

В квесте могут участвовать как ученики одного класса, параллели, школы, так и дети из разных стран. Квесты можно проводить в школе или на улице или онлайн. Квест может занимать один урок или растянуться на весь учебный год.

Как учителю придумать квест

1. Понять, для кого и о чём будет квест

Сколько есть времени, сколько будет участвовать детей и какого возраста, где будет проходить квест — всё это нужно учесть.

2. Сочинить или найти интересную историю

История создаёт антураж, пространство рассказа и держит логику событий. В неё должны быть включены все участники. Придумать историю, которая будет интересна сама по себе, первое дело при создании квеста. У младших школьников большой популярностью пользуется сюжет о пиратском кладе.

Дальше сюжет должен обрасти подробностями: именами героев, местами событий, точками выбора, когда сюжетная линия начинает разветвляться. На этом этапе может появиться владелец клада — сэр Френсис «Рыжебородый» с острова Тортуги, можно даже найти в интернете или нарисовать «его» портрет.

3. Продумать общую логику квеста

Спланируйте причинно-следственную цепочку событий: чтобы найти клад, необходимо найти карту. Чтобы найти карту, необходимо встретиться с Сэром Френсисом. Чтобы встретиться, необходимо… Цепочку нужно строить с конца, с финального события. По сюжетной структуре квесты делятся на:

  • линейные, когда задачи решаются последовательно одна за другой;
  • нелинейные, когда игроки получают задания и подсказки, но сами выбирают, по какому пути им двигаться;
  • кольцевые — эти квесты похожи на линейные, но каждая команда получает свой маршрут, и все двигаются к одной цели.

4. Придумать задания

У вас должен получиться сценарий квеста, где каждый переход с этапа на этап будет неким испытанием для участников. Возможные форматы заданий:

  • головоломки, таинственные истории, детективные или журналистские расследования, в которых надо самостоятельно делать выводы на основе собранных фактов;
  • творческие задания;
  • объединить информацию из разных источников: создать сборник рецептов, карту, виртуальную экспозицию;
  • перевод — создать презентацию, написать рассказ или статью;
  • на коммуникацию: убедить и найти консенсус в команде.

Задания должны быть сложными, но выполнимыми. С простыми задачами будет скучно, они не позволят участникам испытать радость от победы, а слишком трудные задания могут отбить желание даже пробовать свои силы в квестах. Задания должны быть безопасными, разнообразными, соответствовать возрасту и логике сюжета. Важно соблюдать атмосферу игрового пространства: декорации, музыка, костюмы или соответствующее онлайн-пространство.


Образовательные квесты — эффективный метод развития субъектности и навыков работы в группе, поиска информации, понимания текстов и поставленных задач. Квесты можно использовать в школьном и домашнем образовании, в реальности и онлайн, для учеников любого возраста.

Изображения используются по лицензии Shutterstock.com (ClassicVector).