5 причин познакомить детей с мифологией

3 836

5 причин познакомить детей с мифологией

3 836

Древние мифы, их герои и события окружают нас повсюду. Не верите? А вспомните, как мы каждый раз «панически» боимся, не хотим заниматься «сизифовым трудом» или не можем найти «канувшие в Лету» ключи. Всё это отголоски древних преданий и имена забытых богов. В блоге издательства Wonder Books рассказываем, зачем современным детям (и их родителям) читать мифы.

1. Узнать о прошлом

В древности мифы помогали объяснить различные природные явления: поверить в Перуна или Зевса было проще, чем вообразить себе нелепицу в виде электрических разрядов в высоте небес. Как произошел и как устроен мир, откуда появились люди, почему меняются времена дня и года, откуда взялись море, солнце, луна? Обо всём этом рассказывали мифы. Конечно, с тех пор мы разобрались, что Земля всё-таки круглая, но разве не интересно узнать, как мыслили люди много веков назад, во времена «детства человечества»?

2. Погрузиться в культуру других стран

Знакомят мифы и с культурными различиями разных стран и народов. Конечно, во всех мифах есть что-то общее, но каждая эпическая традиция окрашена местными особенностями и характерными чертами. Тонкая и философская мифология Японии, захватывающие и сложно устроенные скандинавские мифы, красочные и многоголосые, как восточный базар, индийские легенды — все эти истории помогают читателю узнать о мировых культурах, научиться с уважением и интересом относиться к тем, кто не похож на нас, и находить то, что нас всё-таки объединяет.

«Воспитание Ахиллеса кентавром Хироном». Жан-Батист Реньо. 1782 год

3. Сравнить миф со сказкой

Одна из главных функций мифа — развлекательная. Сериалов раньше не было, поэтому люди собирались вокруг талантливого рассказчика и с удовольствием слушали о приключениях богов и героев. Потом эту функцию взяла на себя сказка. Учёные и исследователи много спорят о деталях взаимоотношений мифа и сказки, но в одном сходятся — сказка произошла от мифа, генетически они связаны.

Многие сказочные сюжеты и персонажи уходят корнями в миф: сказки о животных восходят к тотемическим мифам о зверях — хранителях племени, в сказках об украденных невестах или дочерях — отголоски мифов о путешествиях в загробный мир (вспомним хотя бы миф об Орфее и Эфридике). Множество сказок связано с обрядами инициации, ритуального перехода юношей и девушек к взрослой жизни через испытания.

«Заведовали» этими обрядами обычно боги загробного мира, потому что инициация воспринималась как новое рождение — Йама у индуистов, Аид у древних греков, Анубис в Древнем Египте. И именно из этого ряда в русский фольклор пришла Баба-яга, которая стоит между миром мертвых и живых, отправляет героя то в бане попариться, то в печи посидеть, то есть всяческим героизмом доказать своё право на волшебную награду.

Следить за приключениями мифологических героев не менее увлекательно, чем сказочных. Поэтому, если хотите познакомить ребёнка с мифами, можете делать это сразу после того, как он полюбит читать сказки (конечно, выбирать мифы надо осторожно, ориентируясь на возраст).

Главное же отличие мифа от сказки — отсутствие дидактических черт. В мифах нет морализаторства, они не пытаются настойчиво рассказать нам, что правильно, а что не очень. В каком-то смысле это даже хорошо: ребёнок может сделать вывод сам, ориентируясь на критическое мышление и логику. А что уж говорить про воображение! Попробуйте представить с ходу того же Минотавра или сирену! Это не так-то просто!

«Танец под музыку времени». Николя Пуссен. 1634–1636 годы

4. Понять культуру (и современную тоже)

Мифы дали старт всей мировой культуре: без знания античных мифов сложно понять Гомера, без знакомства с «Одиссеей» нельзя в полной мере оценить «Улисса» Джеймса Джойса. Да и в кино мы часто встречаемся с мифологическими сюжетами.

Ещё в 1949 году американский исследователь Джозеф Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой» заметил, что у большинства мифов одинаковая структура: они рассказывают о путешествии героя в сверхъестественный мир, где он подвергается испытаниям и возвращается домой с наградой. Ещё раньше к похожим выводам пришел филолог Владимир Пропп в своей «Морфологии волшебной сказки».

И в эту схему — путешествия героя — укладываются не только мифы разных народов, но и современный кинематограф: Гарри Поттер, Люк Скайуокер, Фродо Бэггинс и другие полюбившиеся нам герои проходят тот самый путь героя.

Путешествуя через время и пространство, преломляясь в культурных традициях разных народов, герой мифа продолжает свой многовековой путь к награде. И именно мифы помогут обратить внимание на этот феномен и в новом фильме, и на полотне в Третьяковке.

5. Мифы — это интересно

Наверное, почти у каждого из нас в детстве была знаменитая книжка «Мифы Древней Греции» в чёрно-коричневой обложке. И хоть она и зачитывалась до дыр, как же хотелось, чтобы в ней было побольше ярких картинок! Сегодня книгоиздание шагнуло далеко вперёд — и может предложить множество красочных, прекрасно оформленных книг для всех, кто увлекается мифологией или только начинает знакомство с мировым эпосом.

Книга для детей 8–12 лет «Кот Один» от редакции Wonder Books — пример такого издания. В этой истории мастерски сплетается история и современность, художественная проза и мифология. Одноглазый кот по имени Один, мальчик Альдо и их друзья попадают в приключения, сражаются с демонами, эльфами и другими мифическими существами. Как можно догадаться из названия, эта книга пропитана сюжетами и мотивами скандинавской мифологии — и понравится всем: и тем, кто уже обожает Тора и Локи, и тем, кому только предстоит открыть для себя суровый мир асов и валькирий.

Детям постарше будет интересна первая книга нового фэнтези-цикла «Монстры Акслин» от популярной испанской писательницы Лауры Гальего. Не секрет, что фэнтези берёт своё начало в мифологии: тот же Толкин при создании «Властелина колец» опирался на кельтский и германский фольклор, пропуская его через призму авторского воображения.

Примерно так же устроены и «Монстры Акслин»: приключения девочки Акслин разворачиваются в некоем мифологическом пространстве далекого прошлого. Этот мир населен ужасными монстрами всех видов и сортов — будто заботливо собранными автором из бестиариев всего мирового эпоса. Вместе с Акслин читателям придётся узнать, как защититься от каждого из них, добираясь до таинственной Цитадели. Захватывающий сюжет, актуальные темы взросления и веры в себя, романтическая линия. Смело приобретайте эту книгу, если в вашей семье есть поклонник мифологии, истории и фантастики.

Без знания мифов невозможно представить современного образованного человека. Ведь, как и многие произведения искусства, они предлагают ответ на вечные вопросы человечества — кто мы, откуда, куда мы идём — и помогают сделать наше понимание своего места в мире и Вселенной более полным.

Изображение на обложке: «Валькирии». Эмиль Дёплер. Около 1905 года