Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

68 055

Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

68 055

Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?

Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

1. Астрономическая

При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

  • Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем — это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
  • «Пришёл волк — весь народ умолк» — так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк в сказках всегда серый — символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.
  • Встреча с медведем — это первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права — дни становились длиннее ночей.
  • Последний лесной зверь, лиса, на пути Колобка съедает его — в её образе зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.

Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

2. Юнгианская интерпретация

Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

  • Заяц — это комплексы, которые сформировались от страха за свою жизнь, неуверенность, тревожность.
  • Волк — символ агрессии и воплощение комплексов ребёнка, сталкивающегося с грубостью в жизни.
  • Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся.
  • Лиса — «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обида.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

3. Мистическая

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

4. Архетипная

Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

  • Заяц — символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии.
  • Волк — символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами.
  • Медведь — символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем».
  • Лиса — это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер.

Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

5. Личностного роста

Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…»

«В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!“»

В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.


Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.

Источники:

  • Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
  • Орлов В. Причастие солнцем: history-ryazan.ru.
  • Мершавка В. Колобок. Юнгианская интерпретация: psyoffice.ru.
  • Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
  • Цивьян Г. Роковой путь Колобка: proza.ru

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.