Режиссёрка и сценаристка: 3 женщины в кино XX века

Режиссёрка и сценаристка: 3 женщины в кино XX века

На прошедшем «Золотом глобусе» триумфатором стала режиссер Хлоя Чжао. Но в глазах общества режиссер и сценарист — это по-прежнему мужская профессия. Наш блогер Виктория Карпова вспоминает истории трех женщин-первооткрывателей в мире кинематографа.

Феминизм, зародившийся в начале XX века как общественно-политическое движение, на протяжении столетия оказывал определенное влияние на культуру Европы и Америки. Для женщин были открыты новые возможности самореализации и профессиональной деятельности. Особенно это повлияло на мировую культуру — в литературе, кинематографе и, позднее, музыке все чаще стали появляться женские имена.

1. Алис Ги-Блаше — первая женщина-режиссер

Первой женщиной, пришедшей в кинематограф в качестве режиссера, считается француженка Алис Ги-Блаше (1873-1968), более известная как Алис Ги. Первоначально Ги работала секретарем в студии Леона Гомона, одного из основоположников мирового кинематографа. В 1896 году она сняла свой первый короткометражный фильм La Fée aux Choux (Капустная фея), а потом создала и первую картину с синхронизированным звуком и одна из первых сняла фильм в цвете La Fée Printemps (Весенняя фея, 1906). Алис Ги развивала тему танца и путешествий в своих фильмах. Многие ее картины содержали сюжеты на библейскую тему: например, первый полнометражный фильм La Vie du Christ («Жизнь Христа») вышел в 1906 году.

В 1907 году Ги переехала в США вместе со своим мужем-оператором Эрбертом Блаше. В ее карьере кинорежиссера наступил перерыв: Блаше открыли собственную студию «The Solax Company». К съемкам Алис Ги-Блаше вернулась в 1910 году, создав картину A Child’s Sacrifice (Жертва ребенка) о девочке, пытающейся заработать деньги для своей семьи. Широкую известность получила картина Alger, the Miner (Алджи-золоискатель, 1912) об изнеженном мужчине, отправившимся на Дикий Запад в поисках материальных средств для женитьбы.

По мнению некоторых историков кино, Алис Ги также сняла первый фильм с детализированным сюжетом — House Divided (Разделенный дом, 1913). Это история о паре, чей брак находится под угрозой из-за потери взаимопонимания.

Свой последний фильм Tarnished Reputation (Запятнанная репутация) Алис Ги сняла в 1920 году. Изменения киноиндустрии вынудили супругов Блаше оставить свой бизнес и продать обанкротившуюся студию. В 1922 году Алис Ги и Эрберт Блаше расторгли свой брак. Эрберт продолжил снимать фильмы. Но карьера Алис Ги-Блаше в качестве кинорежиссера оборвалась: ни в Соединенных Штатах, ни во Франции она не могла найти работу в киноиндустрии.

За свою жизнь Алис Ги сняла более 400 фильмов. В 1953 году она стала обладательницей французского ордена Почетного легиона. В этом же году Алис Ги-Блаше была признана первой в мире женщиной-кинорежиссером.


2. Лоис Вебер

Лоис Вебер родилась в Пенсильвании. Она занималась вокалом, была театральной актрисой. Со временем Вебер сменила театральную сцену на работу в киноиндустрии. Она стала одной из самых популярных и высокооплачиваемых режиссеров Голливуда.

В 1915 году Лоис Вебер открыла свою киностудию, финансируемую компанией «Universal». Но уже через два года она основала свою собственную компанию «Lois Weber Productions». Фильмы Вебер, сценарий к которым она писала сама, затрагивали острые социальные проблемы, она часто обращалась к теме женщины и брака в обществе, социального неравенства и коррупции, отравляющей политику и бизнес. Например, Вебер и ее муж Филлипс Смоли выразили свое отрицательное отношение к абортам в совместной картине Where are My Children? (Где мои дети? , 1916). В этом же году Лоис Вебер сняла фильм Shoes (Обувь), порицающий детский труд, и Discontent (Недовольство) о конфликте поколений.

Тема правомерности смертной казни была затронута Вебер в фильме The People vs. John Doe (Люди против Джона Доу, 1916). Лучшими картинами Лоис Вебер считают два фильма, оба вышли в 1921 году: Too Wise Wives (Слишком мудрые жены) и The Blot (Пятно). Фильм Too Wise Wives рассказывал о важности семейного взаимопонимания на примере двух семей, фокусируясь на противопоставлении двух жен — альтруистки, преданной своей семье, и материалистки, занятой исключительно самой собой. Картина The Blot повествовала о жизни простой небогатой семьи, питающей отвращение к своей бедности. Здесь Лоис Вебер открыто осуждала общество, возводящее материальные ценности выше моральных. Фильм оказался примечателен и тем, что содержал открытый и двусмысленный конец: в то время это было новаторством.

Но после успеха 1921 года Лоис Вебер оставила на время работу кинорежиссера. Высокоморальный стиль ее фильмов становился все менее популярным. Вскоре Вебер потеряла свою компанию. К работе она вернулась только в 1926 году, после трехлетнего перерыва.

Лоис Вебер сняла более 400 фильмов. Она была признана одним из лучших
режиссеров Голливуда, оказавшим влияние на последующее поколение режиссеров, в том числе и на Марион Бенсон Оуэнс (1888-1973), известную под псевдонимом Фрэнсис Марион.


3. Фрэнсис Марион

Работа сценариста привлекала её больше, чем работа режиссера. Она сняла только два собственных фильма, оба в 1921 году — The Love Light (Свет любви, 1921) и Just Around the Corner (Прямо за углом, 1921). В фильме «Свет любви» главную роль исполнила Мэри Пикфорд. Она сыграла молодую женщину, узнавшую о том, что ее любовник — немецкий шпион. В следующий раз Фрэнсис Марион вместе с режиссером Честером М.Франклином сняла фильм The Song of Love (Песня любви, 1923) о девушке-танцовщице, пытающейся защитить своего возлюбленного, французского агента.

Фрэнсис Марион была наиболее успешным сценаристом Голливуда 1920-30- х годов. В 1930 году она стала первой женщиной, получившей премию
«Оскар» за лучший адаптированный сценарий к фильму The Big House (Большой дом). В 1932 году фильм The Champ (Чемпион), снятый по рассказу Фрэнсис Марион, принес ей второй «Оскар» за лучший литературный первоисточник. Всего она создала более 300 сценариев к различным фильмам.

Первые в своем деле, они стали и новаторами мирового кинематографа. Женщины одними из первых взялись за цветные фильмы и звуковое кино. Они не боялись затрагивать общественно значимые темы в своем творчестве. И несмотря на все жизненные трудности, они добились мирового признания, тем самым войдя в историю.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.