«Если мне не понравится, то я сразу уйду». Нужно ли доводить до конца то, что тебе не нравится
«Если мне не понравится, то я сразу уйду». Нужно ли доводить до конца то, что тебе не нравится
Как там в книжке про Незнайку? Его друзья ругали за то, что он ничего до конца не доводит. Может, где-то они были и правы, но сколько было в этом занудства. Не бросай музыкалку — зря что ли пять лет отучилась! Иди учись на инженера и потом 30 лет, будь так добр, оттруби на заводе. Инженером. Потому что так положено. Таисия Попова считает, что давно пришла пора «встать с гвоздя», даже если все вокруг говорят, что ты должен на нём сидеть.
Однажды я брала интервью у артиста театра Atlanta Ballet Ивана Тараканова (США). Было это, правда, не в штате Джорджия в Атланте, а в Петербурге, но я всё равно ужасно волновалась, ощущала себя крайне примитивным существом по сравнению с интервьюером.
Больше всего меня интересовало, как мальчики вообще попадают в балет. То есть я примерно знала, что они сначала занимаются где-то, а потом поступают в Академию Русского Балета имени Вагановой, а потом идут работать в театр. Но как можно заинтересовать мальчика балетом (да и вообще танцами), не применяя шантаж, угрозы и манипуляции, мне было неизвестно.
«Это было почти случайно, — объяснил тогда мой собеседник, — мы как-то с мамой шли по улице Зодчего Росси и она спросила, не хочу ли я попробовать пройти отбор в Академию Вагановой, ведь всё-таки меня до этого уровня уже подготовили. Я сказал, что попробовать можно, но если мне не понравится, то я сразу уйду. Хотя в том, что я поступлю, мы оба сомневались. В итоге договорились прийти на просмотр, а дальше видно будет».
Я довольно долго размышляла потом об этом «если мне не понравится, то я сразу уйду». Надо заметить, что когда я расшифровывала интервью, то я поначалу опустила эту фразу как незначительную, но танцовщик дважды напомнил мне, что её надо вставить в текст.
«Если мне не понравится — то я сразу уйду. Учёба в АРБ — это был мой личный выбор, ты поняла? Это я решил. Я, а не родители. Я сам выбрал свою учёбу, а потом и профессию. Меня никто не заставлял»
Всё это было очень непохоже на то, к чему я привыкла. Я и многие мои ровесники. Нас приучали, что любое дело лучше заканчивать. Что заниматься любым хобби надо всерьёз и долго, в идеале — всю жизнь. Если начинаешь ходить на вышивание крестиком, то пропуск одного занятия — крах и неудача. Зачем только начинал, раз ты такой ненадёжный, что о тебе теперь подумает педагог по вышиванию крестиком и вся твоя группа!
Мою подругу детства родители не отдали в музыкальную школу именно потому, что в шесть лет она не смогла твёрдо пообещать им, что закончит все семь классов на пятёрки. Ведь там придётся много и тяжело сидеть за инструментом, иначе ничего не выйдет!
Тех, кого суровой рукой определяли в спортивные кружки, вообще стоило забыть. Какое гулять — у тебя тренировка. Какие торты, у тебя диета фигуристки. Какие книжки, сиди дальше за шахматным учебником, чтобы непременно до гроссмейстера дойти.
Про обычную школу и говорить не стоило, её представляли неким чемоданом без ручки, данностью и тяжким крестом. В школе скучно, тяжело и не с кем общаться? А что ты хотел? Думал, легко будет? А с чего это тебе вообще должно быть интересно? Школа — твоя обязанность, считай, почти что работа.
Потом многие из моих друзей терпели пять лет депрессий и пересдач в вузе, который надо закончить, поступил же, да ещё и на бюджет. Маялись на скучной и бессмысленной работе, потому что устроился же, вот теперь и работай, желательно до пенсии, а то стажа не будет, все решат, что ты несерьёзный.
Некоторые девочки выходили замуж, потому что их же туда позвали, а ко всему надо относиться серьёзно и идти до конца. А что замуж вроде не очень хочется — так тебя никто не спрашивает, как без замужа, а зачем тогда всё это было.
Спустя много лет ты сам вдруг обнаруживаешь себя родителем. И картина вокруг не особо меняется.
Педиатр в поликлинике рассказывает тебе, что она лично водила дочь на бальные танцы, хотя та плакала с момента выхода из дома до самых дверей класса, но год надо было обязательно закончить, чего бросать посредине. Вот первый год ей нравилось, а потом тренер сменилась, но раньше-то было ничего, почему не потерпеть.
Мамы постарше на площадках делятся впечатлениями, как они зажимали уши возле зала, чтобы не слышать плача детей, которых безжалостно растягивали на спортивной гимнастике, но как же иначе, это у всех так.
Но я видела и совсем других людей. Тех, кто мог сказать родителям: «Если мне не понравится, то я сразу уйду». Кто сам выбирал вуз, потому что хотел получить именно те знания, которые там давали
Между прочим, вышеупомянутый артист балета по собственному почину закончил философский факультет, потому что (внимание!) хотел разобраться в основах устройства мира и в сути вещей. Нет, это не мешало ему работать в театре и быть танцовщиком. На собственный выбор человек обычно находит и время, и силы, и возможности реализации.
И я всё ещё учусь говорить с ребёнком о выборе. О том, что если не понравится, то можно уйти. Необязательно сидеть на гвозде, даже если он воткнулся в тебя не сразу, когда ты уселась на стул. Не надо думать, как на тебя посмотрят, если тебе больно на этом месте и ты не можешь двинуться. Надо встать с гвоздя. Никакое твоё занятие не должно быть бессмысленной пыткой или тяжёлой скукой.
Понимаешь, дорогая, учёба — это непросто, но в школе может быть интересно (её можно даже выбрать самому!). Твои дополнительные занятия — они не столько ради пресловутого общего развития, сколько ради общения и хорошего настроения. И вообще хобби — это такая смена деятельности, которая по сути предполагает собственный интерес и отдых (а не вторую школьную смену, которую надо тянуть ради очередных оценок). А уж выбор профессии сразу после школы — это условность, всё может измениться десять раз, и не вуз будет определять всю твою карьерную перспективу, а твои навыки, знания и умения.
Я работаю журналистом, автором и копирайтером, потому что мне нравится писать.
А если разонравится — пожалуй, я тоже сразу уйду.
Теперь можно.