Как не сойти с ума в музее
Как не сойти с ума в музее
Давно известно — невозможно «приучить» детей любить искусство невозможно, если не любишь его сам. Наш блогер Соня Пятигорская дает несколько простых и полезных советов, которые помогут сделать поход в музей увлекательным для человека любого возраста. Ну или хотя бы не уснуть там!
Мы живём в обществе, каждый день создаем культуру вокруг себя, совершаем прорывы в науке и вообще постоянно что-то меняем вокруг. Искусство и его произведения не рождаются на пустом месте — его творцы всегда откликаются на происходящие события, общий контекст времени и человеческую психологию. И становится искусство столько веков подряд предметом обсуждения именно по этой причине. Следовательно, искусства не нужно бояться, оно не только не укусит, но и откроет интересные и важные стороны жизни.
Отбросим лирику и займёмся практикой. Перед нами задача, дано: любой крупный музей (Эрмитаж, Третьяковка, Лувр). Найти: удовольствие от посещения такого монстра. Предлагаю сначала задать себе несколько вопросов.
Во-первых, что такое музей, кто вообще и зачем придумал складировать тысячи дорогущих произведений в одном месте и показывать их всем случайно (иногда не очень) заблудшим душам? Ответ как раз в этом и кроется: смысл был в дополнительном образовании большей части населения.
Да, музей претерпел множество изменений во времени и пространстве, если вам интересно, есть немало книг про это. Из рекомендаций, например, «Удел куратора» Карстена Шуберта. Теперь мы видим это пространство как архив важных вещей, описывающих мир в прошлом и настоящем.
Вот вам первый совет, как ходить в музей и получить от этого удовольствие, — настройтесь на то, что будете понимать лучше человечество, его историю и картинку вокруг него.
Во-вторых, что лично вам интересно? Любое большое открытие, увлечение и учеба начинается с личного интереса. Да, разговоры о великой истории нашего рода иногда увлекательны, но не всегда откликаются в нас настолько, чтобы посвятить выходной походам по музейным залам. А вот если вам действительно нравится то или иное направление в искусстве, одна конкретная историческая эпоха или отдельный человек — ищите конкретную тему в музеях вашего города и смотрите только на это. Приятное чувство познания охватит вас именно после такого точечного похода.
Что делать неизлечимому технарю, возможно, спросят некоторые. Тут все ещё интереснее — есть исследования и статьи о том, как целые стили рождались и были взаимосвязаны с изобретениями и научными открытиями. К примеру, сюрреалисты черпали вдохновение из исследований современников, интерпретируя их в особенной манере, которую мы представляем теперь под этим жанром.
Последний вопрос самим себе. Что именно вас тяготит от мысли похода в музей? Готова поспорить, что это скорее всего физический дискомфорт — либо очередь при входе, либо масштабы залов и помещения в целом, либо экскурсионные толпы. Но если прийти в музей под конец выставки, в непопулярный день или купить билет онлайн, то можно с лёгкостью эти моменты свести на нет.
Другое дело — дискомфорт моральный — все вокруг восхищаются, с нахмуреннными бровями рассматривают детали и в разговорах применяют умные словечки, а вы таким лексиконом и уровнем искусствоведческого знания не владеете. Спешу сообщить, что это в сущности не должно влиять отрицательно, ведь возвращаясь к назначению музея, мы обнаруживаем, что это место для образования, а учиться — это не стыдно. Пара-тройка осознанных походов по выставочным залам и детали начнут раскрываться для вас.
Теперь, когда вы обратились к себе, нашли точку соприкосновения с музеем и готовы пойти на подвиг, посвятив выходной культурному просвещению, настало время дать короткие практические советы.
- Читайте аннотации и хотя бы пару строк из Википедии. Музейные кураторы, историки искусства и культурологи работали не просто так. Их работа — переводить язык художника на язык зрителя. Воспользуйтесь этим.
- Надевайте удобную одежду и обувь. Как если бы вы поехали в путешествие.
- Используйте аудиогиды или интернет-поисковики во время похода в музей, чтобы иметь возможность понять произведение перед вами лучше и глубже.
- Выберите выставку и подготовьтесь к походу на нее (см. Совет 1 и 3).
- Если музей выбран большой, как тот же Эрмитаж, то попробуйте начать с предварительного изучения одной части постоянной экспозиции или конкретного зала. Не нужно ходить по всему музею сразу, выберите маршрут и не насилуйте уставший мозг дополнительными залами, музей никуда не убежит.
Искусство, в частности то, что представлено в мировых музеях, хорошо тем, что оно одновременно доступно и сложно для понимания. С его помощью можно постоянно учиться, открывать новые грани мира и вдохновляться на великие дела. Используйте эту возможность, когда находитесь в творческом тупике, унынии или любом другом состоянии, из которого хотите выйти.