От Андерсена до Джоан Роулинг: подборка фильмов о великих детских писателях

Сказки о сказочниках
4 413

От Андерсена до Джоан Роулинг: подборка фильмов о великих детских писателях

Сказки о сказочниках
4 413
Кадр из фильма «Андерсен. Жизнь без любви»

Андерсен, Трэверс, Милн, Барри, Роулинг… Знакомые с детства и уже почти родные имена. Давно прочитанные и бережно хранимые в памяти истории о Винни-Пухе и его друзьях, о Мэри Поппинс, о Малыше и Карлсоне и, конечно, о Гарри Поттере. Но много ли мы знаем о жизни самих сказочников? На помощь приходит кино.

Сейчас выходит много фильмов об известных писателях, о детских в том числе. Надеюсь, эта подборка фильмов окажется полезна многим, в том числе вечно занятым родителям: даст шанс на пару часов вновь вернуться в детство и вспомнить главное. Она может быть полезна и педагогам: по этим фильмам можно изучить всю историю сказки и биографии писателей. И, конечно, детям, для приключений, веселья, игр и даже страха иногда (но только — в меру!).

Однажды, в дождливый осенний вечер, хорошо бы собраться всей семьёй у экрана и всем вместе погрузиться в волшебный мир сказки. Начать стоит с Андерсена. История сказки — долгая, её истоки скрываются в глубинах народной памяти, след её теряется в седой древности, в детстве самого человечества, но история сказки литературной уже прочно связана в нашем сознании с именем Андерсена.

1. «Ганс Христиан Андерсен», режиссёр — Чарльз Видор (США), 1952

Интересная и оригинальная режиссёрская интерпретация жизни сказочника. Она создавалась в эпоху популярности мюзикла и представляет симбиоз мюзикла и балета плюс песни от обаятельного Дэнни Кэя. Ничего общего с реальной биографией Андерсена фильм не имеет. Его суть, смысл и назначение в другом — погрузить нас всех на какое-то время в Театр Сказки Андерсена, показать и дать ощутить фантасмагорию самой жизни, в которой только сказка и может рождаться. «The glorious story of the greatest storyteller of them all!» — слоган фильма. Это фильм — игра, потому в наши дни он вновь имеет шанс стать актуальным.


2. «Волшебник страны грёз», режиссёр — Филип Савилл (США), 2003

Фильм о молодом Андерсене. Юноша, одержимый мечтой, изо всех сил пытающийся найти своё место в мире и завоевать любовь женщины, которую боготворит, едет покорять Копенгаген. В ту пору он ещё мечтает стать актёром. Его ждёт множество испытаний и счастливых встреч, знакомство с Диккенсом, милость и покровительство настоящей принцессы и, наконец, обретение славы.

История Андерсена сама по себе превращается в волшебную сказку, где он становится героем своих шедевров, органически связанных с основными событиями и вехами его жизни — «Соловья», «Снежной королевы», «Русалочки», «Стойкого оловянного солдатика» и, конечно же, «Гадкого утёнка».

Перед нами предстаёт образ молодого человека, наделённого даром воображения и способностью рассказчика увлекательных историй, для которого жизнь и сказка — едины.


3. «Андерсен. Жизнь без любви», режиссёр — Эльдар Рязанов (Россия), 2006

Это наш, российский фильм, Эльдара Рязанова, мастерски сумевшего перенести нас в Датское королевство XIX века. Фильм очень трогательный и глубокий по содержанию и смыслу — не биография великого сказочника и не экранизация его произведений.

Режиссёра интересует сложная и противоречивая личность Андерсена. Его конфликт с миром, самые болезненные, самые трагические моменты жизни великого сказочника — те, из которых и складывается горькая «сказка его жизни».

В центре внимания — любовь, самое главное, что может быть или не быть в жизни любого человека

В основе сюжета фильма — взаимоотношения писателя с двумя главными женщинами его жизни: его безответная любовь к знаменитой шведской певице Йенни Линд и нежная привязанность к влюблённой в него долгие годы Генриетте Вульф. Перед нами предстаёт образ человека глубоко несчастного, так и не познавшего взаимной любви и потому не сумевшего найти гармонию в мире, прожившего жизнь в собственных грёзах, и, по сути — оставшегося недолюбленным ребёнком.


4.«Братья Гримм», режиссёр — Терри Гиллиам (США, Чехия, Великобритания), 2005

Уильям и Якоб Гримм — с детства знакомые нам немецкие братья-странники, собиратели волшебных историй своего народа, знаменитые сказочники, сохранившие германский эпос. Только этот фильм о них многим кажется странным, неправдоподобным. Фантасмагория. Готический абсурд. А может быть, всё так и было? Ведь как сказка сказывается? Сам мир той эпохи находился на грани реального и ирреального, люди по-настоящему верили и в злых ведьм, заколдованных принцесс и благородных разбойников-героев.

Представьте вместе с создателями фильма: германские государства конца XVIII — начала XIX века, оккупированные наполеоновской Францией. Два брата-авантюриста придумывают себе способ не умереть с голоду. Они бродят по деревушкам, предлагая жителям, тёмной необразованной бедноте, помощь по изгнанию всякой разной «нечистой силы» за вознаграждение. То успешно обезвреживают ведьму, поселившуюся на мельнице, то изводят тролля под мостом. В конце концов им приходится расследовать серию загадочных исчезновений юных девушек в лесу на границе Франции и Германии. Мир мрачный и опасный, но прекрасный и таинственный — как готический собор Кёльна.


5. «Человек, который изобрёл Рождество», режиссёр — Бхарат Наллури (Ирландия, Канада), 2017

Да здравствует старина Чарльз Диккенс! В мире детства, среди сказочников он всегда свой, несмотря на тяжеловесность его «взрослых» романов и их кажущуюся сложность сегодня. Вспомните его образы детей, прекрасные и правдивые. Хотя бы маленькую Нелл из «Лавки древностей», за судьбу которой так сильно переживали читатели Англии XIX века, Оливера Твиста, многих других маленьких обитателей тёмных лондонских трущоб. Без Диккенса история сказки была бы неполной, а, может, её и вовсе не было бы.

В фильме показана история создания самой сокровенной сказки Диккенса — «Рождественской песни». Ещё молодой в ту пору писатель, пытаясь спастись от кредиторов, стучится в двери книжных издательств с рукописью нового произведения. Вокруг достоверно показанное чопорное чёрствое викторианское общество старой Англии с её жестокими работными домами, куда сгоняли детей бедноты и должников и где круглые сутки принудительно использовалась детская рабочая сила. Дети вполне могли отработать долги своих родителей. В этом бесчеловечном мире ему, Диккенсу, не было места.

«Рождественская песнь» и сегодня напоминает, что, несмотря на тяготы жизни, все мы имеем право на праздник в этом суровом неспокойном мире.


6. «Сквозь эту ночь я не вижу ни одной звезды», режиссёр — Дагмар Кнопфель (Германия), 2005

История жизни чешской сказочницы XIX века Божены Немцовой. Помните фильм «Три орешка для Золушки»? Он снят по мотивам её сказок. Сказки Божена Немцова собирала всю свою недолгую жизнь, какие-то брала из глубин народной мудрости, какие-то сочиняла сама. «Золотая книга сказок»… «Серебряная книга сказок»…

История литературы сохранила её имя наравне с именами Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, В. Гауфа

Жизнь её была очень тяжёлой, полной горя и лишений. Муж-тиран, постоянно бивший и унижавший и не желающий принимать в ней писательницу, вечные конфликты в семье, мучившая её страшная болезнь, тяжёлый быт, нищета, неустроенность детей, презрение общества и несправедливое забвение в итоге — вот что пришлось пережить этой необыкновенно талантливой женщине. Но она всё равно умела быть счастливой — в бесконечно прекрасном мире своего воображения.


7. «Мисс Поттер», режиссёр — Крис Нунен (США, Великобритания), 2006

История английской литературы богата чудаками, странными и незаурядными личностями. Возможно, все они обладают даром особой памяти и способны время от времени возвращаться в волшебную страну детства, а то и вовсе никогда не покидали её. Такова и Беатрис Поттер — героиня этого фильма. Даже её собственные родители считают её ненормальной. Ну, вот представьте себе: живёт такая чересчур сентиментальная и мечтательная девушка «себе на уме» и даже и не собирается выходить замуж. И это — в консервативную викторианскую эпоху! Дни напролёт рисует забавных уточек, лягушат, кроликов в нарядных костюмчиках, да ещё разговаривает с ними, и они всё понимают и весело ей подмигивают. И она сочиняет про них всякие разные истории! А впереди у неё — жизнь, постепенно приобретающая черты прекрасной сказки: необыкновенный успех и популярность книг о Кролике Питере, слава писательницы, большая любовь с издателем Норманом Уорном, свадьба, чудеса Озёрного края. Её история показывает, что быть и при любых обстоятельствах оставаться самой собой непросто в любую эпоху, но только будучи собой, можно обрести счастье.


8. «Сельма», режиссёр — Эрик Лейжонборг (Швеция), 2008

Это фильм о жизни и творческом становлении Сельмы Лагерлёф. Простая скромная учительница из шведской глубинки, сумевшая создать для своих учеников самый увлекательный учебник географии — «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», сказку, которую полюбили дети всего мира. Писательница — первая из женщин лауреат Нобелевской премии по литературе (1909 год).

Тяжёлая болезнь в детстве и её мужественное преодоление, смерть отца, нужда семьи, необходимость продать родной дом и работа учительницей в школе для девочек, первые успехи в области литературы — все основные события жизни писательницы показаны ярко и достаточно правдиво. И, конечно, романы, всю жизнь выраставшие как бы сами собой из древних скандинавских мифов, сказок, легенд, рассказанных ещё в детстве бабушкой, — в каждый из них Сельма вкладывала всю любовь к родным краям и суровой природе Скандинавии.


9. «Волшебная страна», режиссёр — Марк Форстер (США, Великобритания), 2004

Главный герой этого фильма — Джеймс Барри, создатель знаменитой и очень актуальной сейчас сказки о Питере Пэне. Как же рождалась эта сказка, как возник образ Мальчика-который-не-хотел-взрослеть? Лондон, 1903 год. Драматург-неудачник Дж. Барри никак не может придумать сюжет для новой пьесы, терпит полное фиаско в творческой карьере и окончательно утрачивает гармонию в браке, который оказался бездетным. Совершенно случайно в парке он знакомится с очаровательной молодой женщиной — Сильвией, вдовой и матерью четверых непослушных мальчуганов. Вопреки всем предрассудкам консервативного английского общества того времени он становится надёжным другом Сильвии и, по сути, приёмным отцом её сыновьям. Уют и душевное тепло новой семьи, нежность Сильвии, шалости мальчишек, игры с ними в индейцев и пиратов… Так из чудес и неожиданностей самой жизни творится один из величайших шедевров века. Это история о вдохновении, которое способны дарить только любимые люди и настоящие друзья, а особенно — дети.


10. «Прощай, Кристофер Робин!», режиссёр — Саймон Кёртис (Великобритания), 2017

Только у сказок разная судьба. И не всегда они рождаются из радости, любви, веселья и беззаботных игр, иногда сказка становится не возвращением в детство, а, наоборот, — прощанием с ним. Этот фильм посвящён семье Алана Александра Милна. Волшебный лес Винни-Пуха и его друзей скрывает реальные взрослые проблемы — тяжёлое время после Первой мировой войны, душевная травма воевавшего писателя, его очень непростые отношения с самолюбивой эгоистичной женой Дафной и трудности, возникшие у супругов с рождением маленького сына. Истории о Винни-Пухе после первых же публикаций имели грандиозный успех. Вот только если б отец заранее знал, чем такая популярность обернётся для маленького Билли Муна, «самого счастливого мальчика Великобритании», внезапно оказавшегося в центре внимания всего мира… Ребёнку ведь совсем не нужна всемирная слава, он просто хочет, чтобы с ним рядом были любящие и заботливые родители, и молится, чтоб они и ещё любимая няня были живы и здоровы.

Живой, некогда милый и весёлый ребёнок, превратившийся в вымышленного персонажа книги своего отца, принесён в жертву и постепенно утрачивает самого себя, чувство своей реальности в мире и обречён на одиночество. При этом сам он реально наследует всю боль, причинённую войной. Его судьба — стать не умильным домашним Билли, гулявшим под присмотром папы в зачарованном лесу, и не книжным К. Робином, а обыкновенным рядовым Милном — только так можно обрести своё имя и свою настоящую, не выдуманную жизнь, стать человеком, а не персонажем книжки.


11. «Спасти мистера Бэнкса!», режиссёр — Джон Ли Хэнкок (США, Великобритания, Австралия), 2013

«Новая няня? Ну что же, без паники!». Няня может быть скучной, строгой, даже «ужасной» или же доброй, бывает и так. А может оказаться настоящей волшебницей, которая навсегда изменит жизнь и мировоззрение вашего ребёнка. Создательница несравненной Мэри Поппинс Памела Трэверс знала это лучше всех в мире. На первый взгляд, в указанном фильме просто описана долгая история постановки классического художественного фильма Disney «Мэри Поппинс». Сама Трэверс сначала шокирует, ведь она представлена как холодная, вздорная, капризная и вечно всем недовольная английская леди. Изображаемая ситуация проста и обыденна. Однажды Уолт Дисней дал своим дочерям обещание подарить им фильм, снятый по их любимой сказке о Мэри Поппинс. Вот только он не предполагал, что автора тетралогии о няне-волшебнице — саму Памелу Трэверс — ему придётся уговаривать на это целых 20 лет, буквально выпрашивая разрешение на экранизацию и раз за разом получая резкие отказы. Леди была непреклонна. Ведь Мэри Поппинс связана с её детством, особенно с памятью о рано умершем любимом отце. Писательница не хотела, чтобы дорогую её сердцу героиню превратили в обычную «голливудскую звезду». Казалось бы, зачем о таких скучных делах снимать фильм? Но, если задуматься, его смысл гораздо глубже, чем кажется.


12. «Быть Астрид», режиссёр — Пернилла Фишер Кристенсен (Швеция, Дания), 2018

Незабвенная Астрид Линдгрен, подарившая миру Карлсона, который живёт на крыше, весёлую рыжую Пеппи, неугомонного шалуна Эмиля, отважных братьев Львиное Сердце, принца Мио, счастливых детей из Бюллербю. Бодрая неунывающая старушка с большим чувством юмора. Долгожительница. Добрая бабушка детей всего мира. Именно к такому её образу мы давно уже привыкли.

Но великих писателей и их бессмертных героев рождают не уютные кабинеты и тихие библиотеки, даже не спокойные домашние вечера у камина, а сложные исторические эпохи и ещё — трудные жизненные обстоятельства, преодоление которых требует огромной силы воли. Астрид родилась в простой крестьянской семье, ей пришлось покинуть родительский дом, довелось остаться матерью-одиночкой, терпеть предрассудки консервативного общества, испытывать нужду и голод, пережить немало горя и разочарований. Но молодая Астрид всегда была полна оптимизма и открыта любви, свободе и творчеству. Потому и сумела превратить свою жизнь в сказку.


13. «Энид», режиссёр — Джеймс Хоуз (Великобритания), 2009

Вы любите детективы? А ведь существуют детективы, написанные специально для детей и давно уже вошедшие в золотой фонд классики английской и мировой детской литературы. Хотите узнать об их авторе — смотрите фильм об английской писательнице второй половины XX века Энид Блайтон. Именно эта леди — создательница романов о «великолепной пятёрке» и даже особого направления в истории детской литературы, «детского детектива».

В основе фильма — конфликт обделённого любовью ребёнка с миром. Детство Энид было трудным. Трудным не только и не столько в том смысле, что ей пришлось жить, расти и взрослеть в сложный период истории, а скорее в том, что само по себе детство было несчастным и травмировавшим её на всю жизнь. Родители Энид развелись, когда ей было 12 лет.

Энид очень тяжело переживала уход отца, глубоко страдала от отсутствия эмоционального контакта с матерью и недостатка материнской любви и ласки

Боль она сносила, укрываясь в мире собственных фантазий. Но, возможно, именно в этом и причина появления знаменитых детективов Энид Блайтон, героями которых становятся самостоятельные и смелые дети, способные логически мыслить и разгадывать самые запутанные преступления.

Холодная и деспотичная по отношению к собственным дочерям, Энид смогла стать настоящим другом для многих юных увлечённых её книгами читателей всего мира.


14. «Страна теней» («Царство теней»), режиссёр — Ричард Аттенборо (Великобритания), 1993

Герой этого фильма — Клайв Льюис, классик английской литературы, создатель знаменитых «Хроник Нарнии». Фильм основан на реальных событиях, происходивших с ним в Оксфорде в начале 1950-х годов. Главное из них и, видимо, самое значимое в его жизни — внезапно вспыхнувшая любовь Льюиса и американской поэтессы Джой Грешем.

Весь фильм — история их трагической любви и супружеской жизни, счастливой, но краткой из-за скорой смерти Джой от рака. Это лента о том, как два уже не молодых человека, всю жизнь обитавшие в волшебных мирах своих иллюзий, вдруг встречаются и обретают друг друга.


15. «Магия слов. История Джоан Роулинг», режиссёр — Пол А. Кауфман (США), 2011

Наконец, наша знаменитая современница — Джоан Роулинг. Для внимательных читателей, искренних поклонников Гарри Поттера и его друзей давно не секрет, что Поттериана не смогла бы состояться без великой литературной традиции, без творчества всех предшественников писательницы (в том числе и указанных выше, особое почтение — К.С. Льюису). Она вбирает в себя всю историю сказки.

В фильме прослеживается весь долгий удивительный путь Джоан — начиная с её школьных лет, сомнений и неуверенности в себе и заканчивая оглушительным успехом «Гарри Поттера» и всемирной славой. Смерть матери, напряжённые отношения и ссоры с мужем, развод, жизнь с маленьким ребёнком на пособие, скучная рутинная работа, денежные затруднения, бедность. Часы, дни, долгие годы одиночества, скитаний, ошибок, душевных страданий, даже депрессии. И несмотря ни на что — мечты и упорная работа. Все тяготы жизни подмечены и показаны очень верно. Но главное — увлекательный и, по сути, целебный процесс творчества. В итоге мы понимаем, как Мальчик-который-выжил помог выжить и своей создательнице. А ещё приходил и до сих пор приходит на помощь в трудные минуты многим детям во всём мире. Воображение — та сила, которая может творить новые миры и менять к лучшему наш, уже существующий.


Когда вот так вечер за вечером смотришь фильм за фильмом, начинаешь понимать, что за каждой сказкой стоит удивительная личность с очень непростой судьбой. У многих из наших героев-писателей в глубине души — детская травма. Многие были одиноки и отчаянно нуждались в любви и понимании. Все они без исключения прошли через тяжёлые жизненные испытания и при этом сумели сохранить дар воображения и способность видеть волшебное в обыденном.