5 простых логических игр для двоих — вместо крестиков-ноликов

13 004

5 простых логических игр для двоих — вместо крестиков-ноликов

13 004

Дети любят говорить, что им скучно. Часто — в неподходящее время: сидя в очереди, в дороге. В блоге проекта «Математические тропинки» Екатерина Бредихина собрала очень простые и очень интересные игры для подобных случаев. Всё, что для них нужно, — два игрока, поле (его легко нарисовать самим) и фишки (монетки подойдут!).

Традиционные игры сохраняют свою популярность на протяжении веков, потому что в них можно играть снова и снова и они по-прежнему остаются увлекательными. Все настольные игры из этого списка можно легко сделать с помощью ручки, бумаги и нескольких жетонов, поэтому они отлично подходят для быстрой и легкой борьбы со скукой. И самое главное: абстрактные стратегические игры развивают гибкое мышление — оно точно пригодится ребёнку (а потом и взрослому) в будущем.

1. Queah (Квеа)

Традиционное развлечение народности квеа в Либерии. Это абстрактная стратегическая игра типа «захват», которая имеет некоторое сходство с шашками. Цель: захватить все жетоны противника.

Что нужно:

  • Игровое поле как на рисунке.
  • 10 жетонов для каждого игрока. Сделайте свои собственные из маленьких деревянных кубиков, или используйте то, что вы можете найти в доме: монеты, пуговицы, фасоль.
  • 2 игрока.

Правила игры:

1. Подготовьте игровое поле.

2. Разместите на игровом поле по 4 жетона для каждого игрока, как показано на рисунке. Оставшиеся 6 отложите в резерв.

3. Решите, кто будет ходить первым.

4. Условия и ограничения:

  • В любой момент у каждого игрока на поле не может быть больше 4 жетонов одновременно.
  • Жетоны могут перемещаться на соседнюю пустую клетку с общей стороной с текущей клеткой.
  • Жетоны могут прыгать и захватывать жетон противника. Только один жетон может быть перепрыгнут за ход. Вы должны прыгнуть и захватить фишку, если представится такая возможность.
  • После захвата игрок берет одну из своих фишек, хранящихся в резерве, и помещает ее на доску для своего следующего хода. Он не делает никаких дальнейших ходов до своего следующего хода.
  • Когда у игрока не остается запасных жетонов, он продолжает игру. Вместо замены жетонов он должен сыграть с менее чем 4 жетонами.
  • Победителем становится игрок, первым захвативший все жетоны противника.

2. Tsoro Yematatu (Тсоро йематату)

Кто не любит быструю игру в крестики-нолики! Но иногда хочется чего-то новенького. Тут-то на помощь приходит Tsoro Yematatu, игра «три в ряд» из Зимбабве. Задача: первым выстроить свои 3 жетона в ряд.

Что нужно:

  • Игровое поле.
  • По три жетона на игрока. Возьмите их из уже имеющихся игр, сделайте сами или используйте различные предметы, например, монеты или пуговицы.
  • 2 игрока.

Правила игры

1. Подготовьте игровое поле.

2. Определите, кто ходит первым.

3. Фаза вывода на поле.

По очереди игроки выкладывают фишки на пустые точки, пытаясь собрать три фишки в ряд, как в игре «Крестики-нолики». Если вы позволите противнику сделать ряд из фишек во время фазы вывода на поле, вам нужно серьезно улучшить свою игру.

4. Фаза перемещения

После того как все жетоны сброшены, начинается фаза перемещения. Первый игрок перемещает одну из своих фишек на пустую соседнюю точку в соответствии со следующими правилами:

  • Ход должен осуществляться по прямой линии. Никаких поворотов.
  • Вы можете перепрыгнуть одну из фишек противника, чтобы приземлиться в пустой точке, при условии, что вы все еще приземляетесь по прямой линии. (см. рисунок — зелёный перепрыгивает фиолетовый из нижней точки в верхнюю).
  • Вы не можете захватить фишку противника во время прыжка.
  • Побеждает первый игрок, которому удастся выстроить три фишки в ряд.

3. Dara (Дара)

Еще одна необычная игра из серии «3 в ряд» из Северо-Западной Африки. Правда, все другие традиционные игры «три в ряд» имеют одну общую черту: игра заканчивается, когда игрок составляет ряд из трех своих жетонов. Но Дара (игра, в которую играют в Нигерии, Нигере и Мали) не заканчивается, когда кто-то выставил первые 3 фишки в ряд! Цель этой игры — захватить жетоны соперника так, чтобы он больше не мог выставить три фишки подряд. (Другими словами, пока у него не останется только 2 жетона).

Что нужно:

  • 12 жетонов двух цветов. Вы можете взять жетоны из игрового шкафа или использовать пуговицы, монеты или другие мелкие предметы.
  • Игровое поле с сеткой 6×5.
  • 2 игрока.

Правила игры

1. Подготовьте игровое поле.

2. Определите, кто ходит первым.

3. Фаза вывода на поле.

Игроки поочередно выкладывают свои жетоны на игровое поле. В свободном порядке, при этом жетоны одного цвета не могут находиться в соседних клетках. Как только все жетоны будут размещены, начинается фаза перемещения.

4. Фаза перемещения.

Игроки по очереди перемещают фишки по одной на соседнюю пустую клетку, пытаясь выстроить три фишки в ряд. Если игрок смог выстроить три фишки в ряд, он может убрать с доски одну из фишек соперника.

5. Ограничения:

  • Вы не можете располагать более 3 жетонов в ряд. (Например, 4 в ряд уже нельзя).
  • Вы не можете захватить фишку соперника, если она является частью сделанного им ряда «3 в ряд».
  • Ряды по три могут быть расположены только по вертикали или по горизонтали, но не по диагонали.
  • Ходы по диагонали запрещены.

4. Shisima (Шисима)

В Shisima (Шисиму) играет народ тирики в Кении. «Шисима» означает «водоем», который представлен центром восьмиугольника. Игровое поле представляет собой расчерченный восьмиугольник. Игровые жетоны называются «имбалавалия», что означает «водяные жуки». Водяные жучки бегут по доске по направлению к воде. Цель игры: стать первым игроком, который поставит фишки в ряд так, чтобы одна фишка оказалась в шисиме.

Что вам нужно:

  • Игровое поле.
  • 3 жетона для каждого игрока. Используйте разноцветные пуговицы, игровые фигурки из другой игры или монеты.
  • 2 игрока.

Правила

1. Подготовьте игровое поле.

2. Определите, кто ходит первым.

3. Разместите игровые жетоны в стартовых позициях. Жетоны первого игрока размещаются на трех соседних местах, а жетоны второго игрока — на трех соседних местах напротив. Шисима остается свободной.

4. Начните сражение:

  • Игроки по очереди перемещают жетоны по одному на пустое место.
  • Двигаться можно только вдоль линии.
  • Разрешается помещать фишку в центр.
  • Перепрыгивать через любую фишку запрещено.

5. Окончание игры:

Первый игрок, который поставит жетоны три в ряд (по прямой линии) с фишкой в шисиме, выигрывает игру.

Примечание: Если игроки повторяют один и тот же набор ходов три раза подряд, игра заканчивается вничью.


5. Mū Tōrere (Мю Торере)

Mū Tōrere — настольная игра коренного народа Новой Зеландии маори. В основном в Mū Tōrere играло племя Ngāti Porou. Они играли на плите, куске коры или по меткам, начерченным на земле, но мы научимся играть в Mū Tōrere с помощью жетонов на бумажном поле. Цель: заманить жетоны противника в ловушку, чтобы он не мог двигаться.

Что нужно:

  • Игровое поле как на рисунке.
  • 8 жетонов, по 4 на игрока (они называются «переперы»).
  • 2 игрока.

Правила

1. Подготовьте игровое поле.

2. Определите, кто ходит первым.

3. Разместите игровые жетоны в стартовых позициях как показано на рисунке. Центральная область называется pūtahi (путахи).

4. Игроки ходят по очереди, перемещая жетоны по одному.

5. Жетоны можно перемещать одним из трех способов:

  • Из одной точки по периметру звезды в другую. Эти точки называются kawai (каваи).
  • С путахи на каваи.
  • Из каваи в путахи, только если один или оба соседних каваи заняты фишками противника.

На рисунке изображено, как нельзя ходить зелёному игроку (после его первого хода все фишки фиолетового будут сразу заблокированы). И как можно пойти фиолетовом игроку (после его первого хода у зелёного есть место для перемещения).


Вы можете скачать все игровые поля для распечатки здесь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: What Do We Do All Day. Иллюстрация на обложке: Shutterstock / Fotodom / Vector Juice