Какие мультики стоит (и не стоит) показывать детям: результаты проекта психфака МГУ

267 150

Какие мультики стоит (и не стоит) показывать детям: результаты проекта психфака МГУ

267 150

В Летней Психологической школе МГУ студенты и преподаватели составили топ-лист мультиков и обсудили те, которые могут неоднозначно воздействовать на детей. Студенты психфака рассказывают подробности и объясняют, почему «Головоломку» обязательно стоит показывать детям.

Обновлено (13 августа 2017): на факультете психологии МГУ приняли решение удалить стоп-лист мультиков, так как «проект студенческий, и он не претендует на такую жесткость выводов».

Рассуждения о пользе и вреде игр или мультфильмов связаны с теорией социального научения Альберта Бандуры. Социальное научение — это процесс овладения теми знаниями и моделями поведения, которые приемлемы или неприемлемы в культуре человека. К примеру, родители учат детей уважать окружающих людей: здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», помогать старшим, не нарушать чьи-то границы (не трогать чужие вещи и не хватать людей без разрешения). Все эти правила, известные каждому с детства, позволяют человеку успешно социализироваться. Если вы родились, выросли и живёте в России, вы не станете всерьёз и без веских на то причин обращаться к коллеге по офису «Мистер Иванов» или кланяться при встрече. В противном случае вы, скорее всего, прослывёте странным человеком и будете регулярно сталкиваться с косыми взглядами и перешёптываниями за спиной, что точно не поможет социализации в коллективе.

Мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные. Если ребёнку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают. Здесь-то и таится главная опасность: если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения.

Мультфильмы, которые мы рекомендуем смотреть

  1. 101 далматинец

  2. Балто
  3. Винни-Пух (1969)
  4. Головоломка
  5. Дамбо
  6. Даша-путешественница
  7. Зверополис
  8. Король лев
  9. Кот Леопольд
  10. Котёнок по имени Гав
  11. Красавица и чудовище
  12. Леди и Бродяга
  13. Лило и Стич
  14. Малыш и Карлсон
  15. Малышарики
  16. Простоквашино
  17. Скуби-Ду
  18. Смешарики
  19. Фиксики
  20. Холодное сердце
  21. Хранитель Лев

Мультфильмы были отобраны по следующим критериям:

  1. Мотивационный. Мультфильм не должен побуждать ребёнка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.
  2. Ценностно-смысловой. Мультфильм должен формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.
  3. Эмоциональный. Мультфильм не должен вызывать у ребёнка такие негативные чувства как тревога или неуверенность в себе. Если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребёнок, — это вредный мультфильм. Если после просмотра ребёнок испытывает позитивные эмоции или учится справляться с негативными — это полезный мультфильм.
  4. Познавательный. Мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Поясним на конкретных примерах. Оскароносная «Головоломка», например, была выбрана в список потому, что учит не совершать поспешных поступков, а стараться найти компромисс со своими близкими. Этот мультик учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, что жизнь бывает не так уж проста, но в этом её прелесть. А ещё в этом мультфильме прекрасная графика, хорошо прорисованы сами герои и выражения их лиц: так «Головоломка» получила плюс за каждый критерий.

Не способствует формированию эстетического вкуса у детей, когда герои нарисованы криво, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а ещё они странно относятся друг к другу.

Насмотревшись на проказы персонажей вполне безобидных мультиков, дети могут решить, что вседозволенность — вполне приемлемое поведение. Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила всё вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости.

Ну, хорошо! А о каких детях речь? Дети ведь бывают разного возраста, поэтому мы изначально разбирали мультфильмы именно для детей, а не подростков и старше. Принято считать, что подростковый возраст начинается примерно в 12 лет (так гласит известная классификация Лидии Божович). Потому мультфильмы для взрослых мы не разбирали. Многие известные сатирические мультфильмы, например, получили бы жирный минус за каждый из вышеперечисленных критериев, но они имеют официальный рейтинг 18+, а потому из обсуждения сразу были исключены и в итоговый список не попали.

Кроме того, к каждому мультфильму мы написали короткую аннотацию и присвоили рекомендуемую возрастную планку. Последняя определялась с учётом теории о зоне ближайшего развития. Это понятие ввёл известный советский психолог Лев Выготский. Речь идёт о функциях, которые у ребёнка ещё не созрели, но вот-вот появятся. Так, чтобы мультфильм был полезен, его идея или содержание должны помогать развивать эти функции.

Пример аннотации к мультфильму «Смешарики»

«Этот мультфильм демонстрирует разнообразие внешнего мира, знакомит с различными временами года, миром профессий, отношениями между людьми. Мультфильм показывает, что все мы разные. В конце каждой серии подводится итог, помогающий усвоить моральные ценности, такие как дружба, доброта, взаимопомощь и честность. Кроме того, благодаря этому мультику, ребёнок учится основным правилам поведения. Рекомендован к просмотру с четырёх лет».

Например, мультфильмы не должны транслировать небрежное отношение к смерти: если персонажи наносят друг другу смертельные или околосмертельные увечья каждую минуту, а через мгновение отряхиваются и бегут дальше — то мы сомневаемся, что это будет адекватно воспринято маленькими детьми.

Наши аннотации пока что нуждаются в доработке, поэтому выкладывать их все мы не стали, да и слишком бы это было объёмно. Надеемся сделать это как можно скорее и в отдельной статье!

Как правильно ребёнок должен смотреть мультфильмы

Мультфильмы не должны заменять ребёнку все виды активности. Конечно, очень удобно занять малыша, посадив его у экрана. Однако это вредит не только его зрению, но и психическому развитию. Согласно периодизации отечественного психолога Даниила Эльконина, дети от года до трёх лет учатся орудовать предметами, общаясь со взрослым. Дошкольники в процессе живой игры овладевают новыми понятиями и социальными ролями. От 6 до 12 лет ведущая потребность ребёнка — учёба и научное познание мира. Мультфильмы выступают приятным дополнением для всего этого, но никак не заменой.

Если родители никогда не участвуют в просмотре, ребёнок может неправильно понять смысл мультфильма. Некоторые моменты могут нуждаться в пояснении: почему другие животные невзлюбили Дамбо в одноименном мультфильме или почему кот Леопольд всё прощает хулиганам-мышам? Поэтому важно, чтобы ребёнок мог всегда задать взрослому вопрос и получить на него доступный ответ.

А некоторые мультфильмы будут интересны и детям, и родителям. Например, мы рекомендуем смотреть всей семьёй «Король Лев» и недавно вышедший «Зверополис». Во время просмотра важно наблюдать за своими эмоциями и эмоциями ребёнка. После просмотра можно обсудить мультфильм и задать вопросы.

  • Что тебе понравилось?
  • Какие моменты запомнились?
  • Какой герой тебе был ближе?
  • Как ты считаешь, этот персонаж в такой ситуации поступил хорошо или плохо?

Наши результаты не окончательны и еще будут представлены к дальнейшим исследованиям и к защите перед высоким жюри и экспертами и могут быть дополнены и видоизменены, так что пока на ваш суд представляются лишь промежуточные результаты нашей работы.

Тем не менее, даже если у вас пока нет детей, просто смотрите хорошие мультфильмы и не теряйте контакт со своим внутренним ребёнком!

Литература, которую мы использовали для проведения исследования

1. Лев Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте»

2. Ольга Карабанова «Возрастная психология. Конспект лекций»

3. Ги Лефрансуа «Прикладная педагогическая психология. Психология для учителя»