«Ну не хочет девочка, зачем её заставлять!»: как быть с музыкальным образованием

19 619

«Ну не хочет девочка, зачем её заставлять!»: как быть с музыкальным образованием

19 619

Наверняка среди вас есть те, кто без удовольствия вспоминает детство в музыкальной школе. Заставлять ли детей ходить в музыкалку и как относиться к этому сегменту образования, рассуждает наш новый блогер Людмила Ивонина.

Дискуссия по поводу реформирования системы детского музыкального образования не стихает. Досадно, что среди профессионалов мнения зачастую расходятся. Этим легко могут воспользоваться люди, чьи решения способствуют закрытию многих образовательных учреждений.

Подвергается сомнению, казалось бы, безупречный тезис Екатерины Мечетиной о том, что система музыкального образования в России должна быть признана национальным достоянием.

Причина, как мне видится, в том, что само понятие «система музыкального образования» понимается в обществе по-разному.

Кто-то заступается за кружки, кто-то за школы, кто-то вообще за школы-десятилетки, а ведь всё это, вместе взятое, и есть как раз та система, о которой идёт речь.

Специфика обучения музыке заключается в том, что в основе его лежит обучение музицированию. Установленный ранее принцип «музыкальное воспитание — всем детям» сегодня не теряет актуальности. Более того, психологи настаивают на том, что обучение музыке стимулирует работу мозга. Следовательно, обучение музыке становится, говоря современным языком, привлекательной для родителей инвестицией в ребёнка.

Однако для того, чтобы музыкальное образование сегодня отвечало ожиданиям потребителей (учащихся, родителей, профессионалов, педагогов, активных слушателей музыки), оно должно отвечать определённым условиям.

Первое и общеизвестное требование — единство профессионального и дополнительного музыкального образования. По примеру спорта высших достижений, опирающегося на массовый, музыкальное образование профессионалов должно иметь массовое окружение, обеспечивающее подготовку, выявление и отбор одарённых детей.

Музыкальная одарённость, как и всякая способность, проявляется в деятельности. То есть, не начав петь и играть, ребёнок просто не в состоянии себя проявить с музыкальной точки зрения, поэтому крайне важны образовательные структуры, в рамках которых осуществляется раннее музыкальное развитие ребёнка.

Музыкальное обучение, на ранних этапах происходящее в виде обязательного инструментального обучения (приобщение к музыке невозможно без освоения игры на каком-либо инструменте), происходит у детей в разных темпах, что не является показателем одарённости и «неодарённости». «Неровное» музыкальное развитие связано в первую очередь с индивидуальным у каждого ребёнка составом способностей, которые проявляются в ходе постепенного продвижения в музыкальной деятельности и накопления знаний.

Опыт музыкальных педагогов показывает, что талантливые ученики развиваются быстро, но неравномерно, а менее одарённые двигаются более постепенно

Но в продвижении каждого из них может произойти скачок, когда учащийся, быть может, неожиданно для всех поднимается на более высокую ступень. Для такого скачка необходимы условия, и крайне важно поэтому педагогическое внимание ко всем категориям учащихся: и к так называемым «профессионально ориентированным» ученикам, и к тем, кто учится как будто бы для «общего музыкального развития».

Второе условие естественным образом вытекает из первого: для обнаружения и роста музыкальных талантов, а также для благотворного влияния музыки на каждого ребёнка нужна качественно организованная образовательная среда. Музыкальное образование строится на мотивации самостоятельных занятий учащихся, поскольку в музыке речь идёт не столько об образовании, сколько о самообразовании — такова природа освоения инструментальных навыков. Лучшие педагоги музыкальных школ, как правило, мастера мотивации, а основной талант учащегося заключается в способности учиться, в том числе музыке.

Музыкально одарённый ребёнок проявляет себя в «желании заниматься», а музыкальное искусство представляет собой для ученика единый мир со взрослыми людьми, и вхождение в него ребёнка можно считать приобщением к «жизни взрослых».

И если мы, взрослые, не наведём порядок в собственных представлениях о системном музыкальном образовании, то этот, так необходимый детям мир может просто исчезнуть.

Ребёнок должен тоже нести ответственность за своё развитие, не только взрослые всё ему должны (разумеется, они должны). Он должен уметь выучить урок, это его обязанность. Музыка — это не таблица умножения, но и не чистое развлечение.

Сколько раз дети бросали играть на инструменте, потому что нужно «немного поработать, постараться, выполнить задание», а потом упрекали нас же, взрослых, что мы позволили им бросить учёбу?

В общеобразовательных школах вопрос выполнения уроков не обсуждается. А музыку может легко бросить ребёнок с музыкальной одарённостью, а ведь она ему дарована природой.

И ему ещё «помогают» взрослые. «Ну не хочет девочка, зачем её заставлять!» — восклицает какой-нибудь любящий отец.

Безусловно, «заставлять» можно по-разному. Можно убеждением, можно наказанием — здесь есть свои проблемы. Я знаю только одно: и музыка, и иностранный язык являются обязательными знаниями для ребёнка, а не пространством свободного выбора.

И если ребёнок будет выбирать сам, что ему учить, а что нет, и мы дадим ему ошибиться, то это время в его жизни никак не удастся восстановить.

Фото: Shutterstock (Rawpixel.com)