Что делать с такими учебниками?

Главный редактор журнала «Лучик» — о скандале, которого никто не заметил
24 789

Что делать с такими учебниками?

Главный редактор журнала «Лучик» — о скандале, которого никто не заметил
24 789

Этот учебник русского языка знаком многим родителям. Сегодня мы не станем обсуждать его методические особенности. Не будем о грустном, поговорим о весёлом. Открываем вторую часть, упражнение 563. Сочинение по картине:

Перелистываем в конец учебника — и видим там это:

Что тут у нас на переднем плане? Верхушка ёлки? Или… Как там называется эта дырка в насыпи для отвода воды? А что за предмет «подчёркивает стремительность жизни»? Пустынная дорога? Опоры линии электропередачи? Облака? Или притаившаяся в тени дача подчёркивает?

Уже не первый год пишут дети это «дзенское» сочинение, не первый год ломают головы мамы и большинство учительниц. А ларчик открывается просто: в конце учебника помещён лишь фрагмент картины. Целиком она выглядит так:

На переднем плане — фигурка лыжницы. Стремительность подчёркивает локомотив с вагонами. Лыжница на мгновение замерла, как замерли ели и облака, сумеречные тени и пустынная, зовущая вдаль дорога. А поезд несётся мимо. Но откуда об этом знать школьникам?

Издательский ляп? Конечно. Но знаете, что не даёт покоя? Вот эта строчка в аннотации к учебнику: «Новое художественное оформление способствует оптимизации учебного процесса». Ох уж эти оптимизации! Где оптимизация — там держись за карман. Хоть картины кусок, да утащат.

Листаем учебник дальше. Вот ещё с советских времён знакомая репродукция «Наводнение»: заяц сидит на ветке. А давайте опять проверим?

Слева — рисунок художника-анималиста Алексея Комарова «Наводнение». Именно в таком виде он присутствовал в старом учебнике. А справа — та-дам! — нынешняя оптимизация.

Рисунок не просто раскрашен как в японской рекламе. Он перерисован полностью. Зачем? Не берусь судить. Может, чтобы дать заработать «хорошему человеку». Может, чтобы не платить наследникам автора. А может, и то и другое. Главное, что это «входит в переработанную в соответствии с Федеральным государственным стандартом линию УМК». Так сказано в аннотации.

Переходим к главному тезису. Почему такое отношение к учебникам, детям, образованию — отнюдь не «кошмар, кошмар», а «нормальная рабочая ситуация»? А вот почему. Мы опубликовали заметку о ляпе с картиной Нисского на своей странице в инстаграме. Думали, кто-то посмеётся, кто-то повозмущается, третьего не дано. А не тут-то было — дано третье! Цитируем комментарии:

  • «Можно и по обрезанной написать! Не придирайтесь».
  • «Хорошее задание, фантазия должна работать независимо от сложности».
  • «На обрезанной картине тоже можно найти объекты, которые подчёркивают стремительность».
  • «Ну, вообще-то, стремительность — это и есть дорога. Картинка обрезана не случайно, дети полную картину не описали бы в пятом классе».
  • «Мне кажется, там русским языком написано: „Смотри репродукцию в конце учебника“. И почему-то мне кажется, что в конце учебника именно ВСЯ картина, а не фрагмент. В этом мы все: читаем невнимательно, задание не понимаем, но возмущение и праведный гнев — наше всё!»

Последний комментарий особенно заставляет задуматься. Действительно: ну что мы возмущаемся, если всё вокруг хорошо? Надо только уметь видеть это хорошее! Если даже оно вдруг обрезано. Точнее, оптимизировано.

Этот учебник русского языка знавал и лучшие времена: старожилы помнят картинку ещё с паровозом и лыжницей. Без паровоза и без лыжницы она существует по меньшей мере три года. За это время нация значительно поумнела. Мы теперь знаем, что стремительность могут подчёркивать и неподвижные ели (стремятся ввысь), и дорога (стремится вдаль), и облака, которые на самом деле не просто висят, а тоже куда-то потихоньку стремятся.

Так что если и говорить о революционных реформах системы образования (зареформированной до того, что пора начинать реформировать обратно), то начать следует не с отмены учебников, а с такой простой штуки, как два их комплекта и школьные шкафчики. Чтобы наши дети не надрывали свои искривлённые позвоночники, таская туда-сюда семикилограммовые портфели. Вот это была бы замечательная реформа. А зайчика жалко, конечно, но он потерпит.

Приглашаем вас полистать майский номер журнала «Лучик». В нём мы рассказываем:

  • Что такое счастье и в чём смысл жизни?
  • Для чего существуют литература и живопись?
  • В чём секрет японских стихов хокку?
  • Что такое искусство минимализма?
  • Когда в математике можно делить на ноль?

Оформить подписку на журнал можно на сайте «Почты России».