3 способа заинтересовать ребёнка театром

Девятиклассница — о том, как вызвать восхищение вместо отвращения
5 710

3 способа заинтересовать ребёнка театром

Девятиклассница — о том, как вызвать восхищение вместо отвращения
5 710

Поход с классом в театр — не самое лучшее развлечение. Гарантированно покажут что-то, что играют уже десятки лет и столько же времени на это водят в одном и том же возрасте. Но выход, если постараться, есть.

Первые и последние прочные воспоминания о театре относятся у меня уже к посткукольному периоду ближайшего Дома культуры. Однажды, приблизительно в пятом классе, нам открылась параллельная вселенная городского ТЮЗа. «Паломничество» сюда проводилось довольно часто, централизовано и под руководством преподавателя средней-старшей школы. Выбор был чисто учительский, и в сторону какого-то наполовину экспериментального театра «Вера», который играет на одной плоскости со зрителем, дескать, это плюс сто к восприятию и погружению в повествование спектакля.

Первый раз театр запомнился только общим отвращением к сюжету «Алых Парусов» (проникнуться темой любви и романтичным сюжетом в 5 классе — не круто), песней про синее море и дальним рядом, с которого видно чуть меньше, чем ничего. Зато после спектакля я ехала со своей одноклассницей через весь город поздно вечером под «Дельфинов» «Мумий Тролля» — и это тогда (и сейчас впрочем) казалось лучшим развитием событий и чистым удовольствием.

Я совсем не ощущала себя глупой и не понимающей смысла спектакля и книги, как мне это внушали учителя. Зато точно знала, что уж кто набитая дура, так это Ассоль — за чрезмерную веру в розовые мечты

В прошлом году мы пошли на спектакль про войну с названием, которое ассоциировалось только с древней программой Владимира Соловьёва — «Соловьиная ночь». Весь сюжет заключался в том, что русский солдат в последние дни войны встречает немку и какие-то высокие моральные принципы не позволяют им любить друг друга. Но как бы не так. Тут вдруг неожиданно заканчивается война, и все любят друг друга пуще прежнего. Снова больше всех запомнилась дорога пешком-метро-пешком (это не лучший знак по поводу интересности спектакля). А сюжет показался не то что простым, а «где-то я это видела».

Вообще, кажется, что спектакль о войне — излишняя романтизация событий, а поход на него — просто привязка к «Василию Тёркину», идущему по школьной программе

Показ изнанки этого прекрасного и яростного мира нам заменили показом «Семьи Вурдалака». Единственной надеждой был автор — «молодой уральский драматург», интерес к которому прерывался матом, потому что снова надо выбираться в театр. В общем, снова выпал сектор «уже знакомый сюжет» о наркомане, который твёрдо и чётко обещает завязать с завтрашнего дня. Семья, которой несколько некомфортно жить с периодически наведывающимися дилерами (да, они мерзкие типы, которые себе это могут позволить). Есть ещё невестка, которая большую часть повествования интересуется музыкой в наушниках. И всё это я уже где-то видела.

Так как всё-таки заинтересовать детей театром?

1. Не настаивать

На все эти спектакли мы ходили классом, но собственного желания и тяги к искусству не было ни у кого, потому что нас заставляли. Всеми способами, начиная с «Ты что, не хочешь быть воспитанным и уважающим себя человеком?» и заканчивая «То есть ты теперь в обществе фамилия-девочки-которую-все-считают-неумной?». Все хотят быть воспитанными и умными, та девочка тоже, кстати. Но только после того, как перестанут заставлять делать то, что поначалу прописано как мероприятие, на которое идёшь по собственному желанию. Пусть первое время пойдёт десять человек из одного класса, но те, которые правда хотят идти в театр. Вместо всех тридцати. Зато эти десять смогут со всеми нужными впечатлениями рассказать, и на следующий раз соберётся уже больше. Это гораздо лучше, чем кипение за дверью кабинета: «Но если бы я сказала, что не хочу идти, она бы косо на меня смотрела и занижала оценки».

2. Учитывать интересы

Да, даже для того чтобы пошли эти несчастные десять человек, надо их заинтересовать. Всякое разнообразие классики, «неживой Пушкин», нравственные проблемы и XVIII век — это хорошо, но в этот раз давайте без этого. Всё это есть ежегодно, начиная с пятого класса, и из класса в класс добавляется лишь пара стихов и одно крупное произведение Лермонтова. А вот не менее интересный Вампилов упоминается лишь в списке чтения на лето под заголовком, грубо говоря, таким: «Если вам не хватает литературы по программе». Заодно Вампилов ближе к текущему моменту.

3. Выбирать сюжеты, которые хронологически близки к нашему времени

Вся эта ветошь маскарада, пышные платья, светские балы и два дня после отмены крепостного права — очень здорово, но недосягаемо далеко. Конечно, каждый раз предлагают доказать «актуальность в наши дни», но не всегда это правда сохранило актуальность. Это как доказывать в научной работе, что девушка должна быть нравственна и следовать примеру «но я другому отдана и буду век ему верна».

Давайте по-честному

Потом оказалось, что несмотря на слащавость «Алых Парусов» — «Бегущая по волнам» того же Грина — отличная книга, без всяких бесконечных ожиданий у моря погоды и парусника. Немного агитационная «Семья Вурдалака» — не самое выдающееся, что можно посмотреть у Сигарева. Гораздо большее впечатление произвела пьеса «Пластилин», и определённо повлиял его же фильм «Жить».

Признайте, что есть какие-то промахи актёров, переходящее в цирк желание показать любовь к родине, а что-то слишком похоже на социальную рекламу против наркотиков, но все это никогда в жизни не заставит почувствовать что-то сверх желания побыстрее пойти домой. И если называете театр искренним искусством, то будьте и сами такими.